"Познавательное развитие детей младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Дарья Николаевна Мигалина

Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка познать окружающий мир.

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Практическая значимость представленных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в обеспечении единства и непрерывности педагогического процесса, внесении в этот процесс необходимой ребенку особой положительной эмоциональной окраски.

Инновационная направленность в использовании непрерывной игровой деятельности в семье и ДОО, нетрадиционных формах взаимодействия (буклеты, памятки, т.д.).

Степень распространения представленных материалов. Данные формы сотрудничества эффективно используются педагогами МДОАУ "Детский сад № 10".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_detey_mladshego_vozrasta.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Познавательное развитие детей младшего возраста»

Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Как мама может помочь своему малышу обогатить эти знания и направить его познавательное развитие в нужное русло?

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребёнка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребёнка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

- формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребёнка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребёнка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребёнок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребёнок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.

В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребёнка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница»«Я – самолёт»«Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.

Познавательная деятельность ребёнка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?»«Это грузовик?»«А зачем?»«Кто это?»«Что это?»).

Предметная деятельность (третий год жизни)

Задачи:

- проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.

- учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;

- развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;

- поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;

- собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

- составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр., разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;

- закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;

-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.

Сенсорное развитие

Задачи:

- учить различать четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);

- развивать действия по использованию сенсорных эталонов;

- уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;

- различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);

- пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

- собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;

- группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик»«крыша»«огурчик»«яичко» и т. д.).

Знакомство с окружающим миром

Задачи:

- развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);

- знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);

- продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.

Окружающий мир включает в себя знания:

- о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос, его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);

- деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);

- предметах, действиях с ними и их назначения (предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);

- живой природе: растительный мир (деревья, травы, цветы, овощи, фрукты, животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь, их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, птицы (воробей, ворона, голубь и т. д.);

- неживой природе: о воде в быту (льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

- явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья, погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).

Конструирование

Задачи:

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:

- приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.

Конструирование из бумаги:

- показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);

- составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);

- использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.

Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)

- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);

- лото, домино;

- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);

- картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);

- иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;

- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;

- мелкая и крупная геометрическая мозаика;

- предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;

- матрешки трех- и четырехсоставные;

- сборно – разборные игрушки;

- напольная пирамидка (из 6-7 элементов);

- пособия на липучках;

- материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);

- наборы разрезных картинок (2-4 части);

-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;

- коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;

-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);

- емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);

- ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;

- набор шумовых коробочек;

«Чудесные мешочки»;

- игры для интеллектуального и сенсорного развития;

- парные картинки;

- серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;

- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;

-инструменты домашнего мастера;

- игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);

«Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка, назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;

- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);

- мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);

- фланелеграф;

Виды и содержание деятельности детей.

Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.

Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.

Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.

Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.

Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.

Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию«Курочка и цыплята»«Огоньки ночью»«Листочки деревьев»«Апельсин»«Одуванчик и жук на лугу»«Елочки и грибочки»«Гуси с гусятами».

Дидактические игры по ФЭМП«Размещение вкладышей по форме и величине»«Сделаем бусы для куклы»«Нанизывание больших и маленьких бусин»«Нанизывание бусин разной формы».

Театрализованные игры –ситуации«Солнечные зайчики»«Карусели».

Центр воды и песка

-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п., различные формочки, пипетки для окрашивания воды);

- набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы –орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.

Игры –опыты с водой«Узнаем какая вода»«Налей и отмерь»«Игра с мыльной пеной»«Тонет или плавает».

Игра –ситуация«Плывут кораблики».

Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками

Для детского экспериментирования подойдет все, что находится под рукой.

- камни, земля, глина, снег;

- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;

- стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;

- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;

- формочки для изготовления цветных льдинок;

-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);

- трубочки для продувания, просовывания;

- волшебный мешочек;

- мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.

Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).

Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.

Центр природы

- дидактическая кукла с набором одежды по временам года;

- оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);

- коллекции камней, ракушек, семян;

- игротека экологических развивающих игр;

- библиотека познавательной природоведческой литературы;

- картины – пейзажи по времени года;

- муляжи овощей и фруктов;

- календарь природы (погоды);

- материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);

- иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;

- иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;

- иллюстрации зверей (домашних и диких, птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;

- наглядно – дидактические пособия «Времена года»«Родная природа»«В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц, серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».

Дидактические игры«Что растет на огороде»«Овощной магазин»«Кто за елкой?»«Найди что покажу»«Найди что назову»«Угадай, что в руке»«Найди, о чем расскажу»«Чьи детки»«Угадай что съел».

Игры –ситуации«На нашем дворе»«Солнышко встает»«Цветочная полянка»«Вот поезд наш едет»«Капают сосульки».

Игры –инсценировки«Что растет на грядке»«Листики в садочке».

Таким образом, чем активнее ребёнок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

МДОАУ «Детский сад № 10»

        Мигалина Дарья Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-пространственной среды для познавательного развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях....

Эмоциональное и познавательное развитие детей младшего возраста

Выступление на тему: «Эмоциональное и познавательное развитие детей младшего возраста»...

Презентация по познавательному развитию детей младшего возраста Тема: "Зимующие птицы"

Птицы - живые существа и зимой им тоже холодно, поэтому необходимо помогать птицам, подкармливать, чтобы они могли согреться и не погибли....

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Познавательное развитие детей младшего возраста через исследовательскую деятельность

Тема: «Удивительная водичка»Цель: развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи:- Познакомить детей со свойствами и особенностями воды (жидкая, льётся, ...