КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
консультация (старшая группа)
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка.
В настоящее время общество соприкоснулось с изобилием информации из общедоступных источников, таких как телевидение, интернет. Взрослые стали мало читать детям, беседовать о прочитанном. Интерес детей к «живым» книгам угасает. Поэтому наша задача, прививать интерес к литературным произведениям, любовь к книге, использовать возможности детской литературы в коррекции речи и психических процессов.
О.С. Ушакова и Н.В. Гавриш утверждают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и этетическое значение, так как расширяет знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В соответствии с ФГОС ДО одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и художественно-эстетического развития.
В процессе восприятия художественной литературы и фольклора активно осуществляется:
- речевое развитие, которое включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- художественно-эстетическое развитие, направленное на стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Работа по коррекции речи и психических процессов у детей с задержкой психического развития через чтение художественной литературы проводилась в 2022-2023 учебном году с детьми с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст).
Целью работы стало: создание условий для коррекции речи и психических процессов через восприятие произведений художественной литературы.
Эта цель конкретизирована в задачах:
- формировать интерес к художественной литературе;
- корректировать речь и психические процессы детей: расширять активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй речи, формировать связную речь, развивать память, внимание и мышление;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
В ходе работы по формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе использовались разные методы и приемы:
чтение произведений, прослушивание аудиозаписей; вопросы к детям по содержанию; пересказ; заучивание наизусть; беседы; игры - драматизации; дидактические игры; театрализованные игры; показ иллюстраций, картинок, игрушек, картинного плана рассказа; просмотр видеофильмов; оформление выставок.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге использовали следующие формы работы:
- Оформление уголков чтения в группе.
Мы познакомили детей с разными видами книг: книги-энциклопедии, книги-картинки, музыкальные книги, книги - раскладушки, книги – пазлы, книги-раскраски, книги – кукольный театр и т.п. Дети перелистывают понравившиеся книги, задают вопросы, просят почитать еще.
- Оформление тематических выставок, посвященных фольклору и творчеству писателей. Для их лучшей организации нами составлен календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Тематика выставок менялась 1раз в квартал («В гостях у сказки», «Детские писатели Сибири», «Добрый мир любимых книг», «Книжное царство»).
- Создание сюжетно-ролевых игр «Книжная больница» и «Библиотека», которые воспитывают бережное отношение к книгам. Игра вызывает у детей интерес к книге и книжному уголку, желание научиться читать. Дети начинают избирательно относиться к книгам, иллюстрациям, любимым стихам. Поощрялся интерес к поэзии, сказкам, дети учились изготавливать для библиотеки книжки-самоделки по произведениям детских писателей, сказкам, которые дети придумывают сами, украшая их рисунками.
- Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений («Любимый книжный герой», «Радуга творчества», «Жила-была сказка»).
- Посещение городской детской библиотеки.
Совместно с сотрудниками библиотеки был разработан план мероприятий на весь учебный год. Работники библиотеки рассказывали много интересного о книгах, о детских писателях, знакомили с писателями родного края, проводили беседы на нравственные и этические темы.
Ознакомление с художественной литературой осуществлялось как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время, во второй половине дня.
Знакомство с произведениями художественной литературы начиналось со знакомства с автором. Мы показывали портреты писателей, рассказывали что – то интересное из жизни автора, доступное детскому восприятию.
Перед знакомством с произведениями проводилась работа по развитию грамматического строя речи, по расширению словарного запаса, по развитию эмоциональной выразительности. Для этого проводились дидактические игры:
- «Скажи какой (–ая)?» (Осень – красивая, золотая, холодная, печальная и т.п.)
- «Назови ласково» (Заяц – заинька, зайка, зайчишка и т.п.)
- «Скажи наоборот» (Горячий –холодный, злой – добрый и т.п.)
- «Скажи по-другому» (Холодный – студеный – морозный и т.п.)
- игры – импровизации: «Передай характер сороки», «Изобрази голосом смелого и трусливого зайца».
Для расширения словарного запаса объяснялись непонятные и незнакомые слова, показывались иллюстрации для полного и правильного понимания слов и выражений.
Знакомство с произведением осуществлялось разными методами. Сложные авторские тексты читались взрослым, сказки эмоционально рассказывались, стихотворения читались наизусть. Восприятие произведений обязательно сопровождалось показом иллюстраций или слайдов, фотографий на интерактивной доске.
Обязательно после восприятия произведений проводилась беседа с детьми о понимании прочитанного, устанавливались причинно-следственные связи, обсуждались поступки героев с нравственной точки зрения.
Самым интересным было проигрывание произведения с помощью различного рода театров или игр-драматизаций. Детям предлагалось выбрать роль понравившегося героя. Иногда сказка или рассказ проигрывали несколько раз, так как многие дети хотели быть главным героем (сказка «Колосок» и др.) Все вместе выбирали атрибуты, наряжали героев, иногда ребята сами предлагали, как одеть героя и какие предметы для действия взять, как и из чего построить, например, домик для зайца. Эмоции переполняли детей. Чувство успеха окрыляет, вызывает желание участвовать в инсценировках снова и снова. Благодаря этому усваиваются нравственные и этические аспекты произведений.
На последнем этапе работы над произведением, по желанию дети рисовали, лепили или выполняли аппликацию по содержанию прочитанного, самостоятельно выбирая полюбившийся сюжет.
Проведённая работа обеспечила динамику в развитии речи и психических процессов детей с задержкой психического развития. Словарный запас обогатился новыми словами и выражениями. У детей сформировался устойчивый интерес к художественной литературе. Дошкольники научились понимать и чувствовать настроение произведения, выражать своё отношение к содержанию, используя в своей речи средства интонационной выразительности. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.
Литература
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-ов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1974.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-335651-1505649572.jpg)
Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1065880-1538938084.jpg)
Доклад на пед.совете ноябрь 2017 г. «Развитие речи младших дошкольников через восприятие художественной литературы и фольклора»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-941217-1538322242.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1080098-1541784869.jpg)
Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-399574-1391855023.jpg)
Родительское собрание во второй мл. группе: «Развитие речи детей во второй младшей группе через восприятие художественной литературы. »
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию ком...