Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".
консультация (старшая группа) на тему
Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста».
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов.
Загадка, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно детей привлекает в загадках своеобразная ее художественная форма, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра – тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь – и царевну в жены, и полцарства, а не отгадаешь – не сносить головы.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки. Правильно подобранные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, способствуют речевому развитию ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Можно предлагать детям загадки в начале образовательной деятельности, наблюдений, бесед. Тогда загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят «живую ноту» в образовательный процесс, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах. Занимательная форма загадки делает воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических средств.
Развивающие возможности загадки разнообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции, стимуляция умственной активности, развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие сенсорной сферы.
Главная особенность загадки – она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, то есть совершить сложную логическую операцию.
Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы педагога, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Разгадывание загадок можно успешно использовать в театрализованной деятельности, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к восприятию художественной литературы и фольклора, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Загадка – такая же неотъемлемая часть фольклора, как и пословицы, поговорки или фразеологизмы. Но в отличие от назидательности пословицы или насмешливости поговорки, загадка скрывает образовательный элемент в забавной оболочке, выступает эдаким «учением в развлечении», а потому любима каждым с раннего детства.
Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, то есть можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме.
Систематическая работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Таким образом, ценность загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста неоспорима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...
Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Значение и влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста...
"Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"
Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....
Значение художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Проце...
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР
Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР...
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка....