Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развития

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развития

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

У детей с ЗПР часто бывает нарушено

Внимание: 

- долго не формируется произвольное внимание;

- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;

- малый объём внимания;

- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);

- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

 Восприятие:

- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

- сужен объём восприятия;

- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

- наблюдаются проблемы с гнозисом.

Дети с трудом узнают зашумлённые и     пересекающиеся изображения, с трудом      собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;

- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

- затруднено узнавание на ощупь.

 Память:

     - недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;

- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Мышление:

- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь:

- практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Вот почему наряду с учителем – дефектологом в группе для детей с задержкой психического предусмотрена ставка учителя – логопеда.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей с ЗПР.  

Особенности развития детей с ЗПР

В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:

  • Невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка.
  • Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом.
  • Частые эмоциональные расстройства, выражающиеся в страхе, тревоге и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта.
  • Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий.

В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.

Консультация для педагогов

«Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развития»

Составила:

учитель-дефектолог

Нищенкова Оксана Вениаминовна  

г. Энгельс  2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц...