Конспект ИОС с использованием ТРИЗ-технологии «Матрешка"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Конспект ИОС с использованием ТРИЗ-технологии «Матрешка»
Ход НОД:
#1042;водная часть. Организационный момент.
Воспитатель: А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей.
Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили
Будем мы, заниматься, играть,
Чтобы добрыми. умными стать.
Чтобы добрыми. умными стать.
#1054;сновная часть
Воспитатель: Дети, у меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя
бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво
дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя,
оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!
Воспитатель: ребята, как вы думаете - что в нём? (дети предполагают)
Воспитатель: хотите узнать?
Игра «Да-нет» с волшебным пояском (матрёшка)
Воспитатель: Какой объект я загадала?
Дети: Это объект какого мира? И т.д.
дети отгадывают, воспитатель достаёт из сундучка матрёшку
Воспитатель: Конечно, матрешка! Давайте еѐ внимательно рассмотрим, а
поможет нам в этом наша любимая Игра «Карусель»
Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по
краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.
Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям
встать по кругу и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу,
вокруг пособия.) Воспитатель:1,2,3- замри. (Дети останавливаются).
Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака
Воспитатель: Как вы думаете, какой ещё может быть Матрешка?
Ответы детей: Веселой и озорной. Игривой, радостной.
Праздничной, доброй, ласковой. Нарядной, сувенирной и т. д.
Воспитатель предлагает посмотреть на веселых матрёшек.
В: Дети, сегодня мы поговорим о символе России – матрешках. Посмотрите какие они все разные, какие красивые.
Придание формы инструментами. Внутренние полости так и остаются открытой древесиной без какого-либо покрытия
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Древесина может заготавливаться в регионе изготовления или быть завозной.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой.
Когда матрёшка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Контуры могут обводиться чёрным или выжигаться[3]. В вятской матрёшке использовали декорацию узорами из соломки. Образы могут выделяться в сторону художественной росписи (растительные мотивы) или натуралистичности (наличие рук, детали одежды), а также тематическими (например, сказочные). Примером похожей росписи может выступать роспись деревянных пасхальных яиц[3].
В: Матрёшка— русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри
неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в
друга кукол может быть от трех и более. Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей. Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным (1859-1937). Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления
матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую
древесину. Хорошо режется, мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи
или березы. Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы
дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но
и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку. Самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют еѐ пополам. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз. После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже еѐ красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь. Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане. Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите - тут и сказочные герои, и политики и различные
природные сюжеты.
Матрешки имеют разный вид
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все еѐ загадку...
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки...
Еѐ младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом.
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.
Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.
Игра « Поезд времени»
Физминутка
“МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –
налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
В: Давайте еѐ внимательно рассмотрим, а поможет нам наша волшебная
дорожка. Воспитатель показывает картинки с изображением матрёшки
У нас есть объект, и наша морфологическая таблица, а также имена
признаков, по которым мы будем описывать матрёшку
Это объект какого мира?
(рукотворного)
В: А знаете о чѐм волшебная дорожка спрашивает (открываю И. П. «Цвет»)
Д: Какая она по имени признаку цвет.
разноцветная, многоцветная, жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый
В: О каком И. п. спрашивает волшебная дорожка.
Д: И. п. количество
В: что мы можем сказать о количестве.
Д: матрёшка одна, но если еѐ открыть, то там много матрёшек.
В: Какой помощник нам помог определить цвет и количество матрёшки
Д. помощник глаза.
В: Какая матрёшка по….
Д: имени признаку материал
матрёшка деревянная.
В: ребята, а какие свойства дерева мы знаем. (дети выбирают копилку
свойств дерева)
выкладывают модели.
(Дерево состоит и твёрдых и дружных человечков, горит в огне, издаст звук,
имеет запах, имеет вес, не тонет в воде, не съедобное)
В: Как вы думаете подходят эти модели для нашей матрёшки.
Д: Да.
В: А какая матрёшка по…. (Открываю рельеф)
Д: по рельефу она гладкая.
В: правильно, так как покрыта лаком.
В: Какая функция этого объекта, для чего народом она была сделана.
Д: для украшения, играть закрывать и открывать, научиться считать.
В: Вот какая наша матрёшка. Волшебная дорожка задаёт вопрос…
Д: где еѐ место
на столе, на полке, дома, у бабушки, в магазине, в музее.
В: Разные места есть у матрёшки. Но самое главное место — это где она
родилась. Хотите я вам расскажу. Но сначала давай отдохнём- все вы
будите матрёшками.
Физминутка «Матрешки»
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ
о матрёшке.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то….
Это что-то часть чего-то….
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Для чего нам нужна матрёшка? (…….).
Частью чего является матрешка? (…..).
Какие части есть у матрёшки? (…..).
Чем раньше была матрёшка? (……).
Какой может быть в будущем?
Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».
Образец рассказа ребёнка: Матрёшка – это деревянная кукла. Она нужна для
того, чтобы играть. Матрёшка состоит из двух частей– нижней и верхней
внутри находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера.
Количество кукол, вложенных внутрь - от трех и больше. Раньше матрёшка
была чурбачком берёзы, затем с которой сняли кору, обточили на станке!
В будущем роспись матрешек может быть очень разной, тут и сказочные
герои и политики и различные природные сюжеты. Будут и музыкальные
матрешки и много-много других.
Воспитатель: Какая красивая матрёшка может быть у нас в будущем.
#1056;ефлексия.
Дети, я предлагаю встать в круг . А сама встану в центре. Я передавать матрешку
и задавать вопрос. Тот, у кого матрешка - даёт ответ, и возвращает мне.
Вам понравилось наша сегодняшняя встреча?
Что нового вы узнали?
- О ком составляли рассказы?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какое задание было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»
Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Детский сад со всех сторон»
Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём; развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»; развитие символической функции мы...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Мой родной город»
Формирование представлений о городе Черногорске (Республика Хакасия)...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Составление рассказа по серии картинок»
Конспект НОД .Речевое развитие с применением ТРИЗ-технологии...
Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"
Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....
Конспект занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе «Времена года»
Цель: закрепление знаний о смене времен года через технологию ТРИЗ.Задачи:Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;Закреплять умение работать с...
Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии
Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии...