Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Мой родной город»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Солина Татьяна Владимировна

Формирование представлений о городе Черногорске (Республика Хакасия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_moy_gorod.doc58.5 КБ
Файл illyustratsionnyy_material_k_zanyatiyu.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии

Тема: «Мой родной город»

Подготовительная к школе группа

Форма проведения – занятие-путешествие

Технические средства обучения и оборудование: музыкальный центр, запись музыки (хакасские мотивы, «Космический полёт» ), иллюстрационный материал, мультимедийная установка, электронный носитель с презентацией «Инопланетянин», модель системного оператора.

Цель занятия: формирование представлений о городе Черногорске.

Задачи занятия: 

обобщение и углубление представлений детей о родном городе: его инфраструктуре, символике, историческом прошлом;

развитие символической функции мышления (условные обозначения);

воспитание любви к родному городу, чувства уважения к его основателям.

План занятия:

I.Вводная часть 3-4 минуты.

II. Основная часть – 24-25 минут

III. Заключительная часть –  2-3 мин.

Ход занятия:

I.Вводная часть:

  1. Организационный момент: дидактическая игра «Скажи одним словом» (1 мин.)

Марс, Юпитер, Земля, Венера – планеты

Англия, Япония, Германия, Россия – страны

Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Красноярск – города.

  1. Игровой момент – появление инопланетянина(2-3 мин.)

Звучит музыка, на экране появляется изображение инопланетянина (слайд 1).

 Голос инопланетянина за кадром: – Здравствуйте. Я житель самой маленькой планеты Меркурий. Путешествую по Галактике. Я заблудился. Скажите, куда я попал?

Дети отвечают, что он попал на планету Земля, в Россию, в город Черногорск, детский сад «Журавушка»

Инопланетянин: А я ничего не знаю про город Черногорск? Где я могу о нём узнать?

(Дети перечисляют, где можно узнать о Черногорске: книги, музей, интернет и т.д., предлагают самим рассказать о своём городе).

Педагог: Ребята, вы здорово придумали рассказать самим  гостю о нашем городе. Но мы же можем не только рассказать, но и отправиться в путешествие по городу: побывать в настоящем, прошлом и будущем Черногорска. А что нам в этом поможет?

Ответы детей: «волшебный экран» (системный оператор)

II. Основная часть.

Дети закрывают глаза, под музыку (космический полёт) педагог произносит слова.

- Внимание, внимание, мы мысленно начинаем путешествие по планете Земля,  отправляемся в республику Хакасия, через несколько секунд перед нами предстанет волшебный экран, на котором зашифрована информация о городе Черногорске, вам предстоит решить сложную задачу, расшифровать эту информацию.  

Дети останавливаются перед моделью системного оператора.

 Педагог: обратите внимание на 1 экран. Информацию, о каком городе вам предстоит расшифровать? (О городе Черногорске)  

  • Что обозначает слово «ГОРОД» (огороженное место)
  • Что такое город? (место жительства людей, населённый пункт)
  • Как называется наш город? (Черногорск)
  • Почему он так называется? (Потому что, расположен возле горы  Чёрная сопка, здесь добывают каменный уголь)
  • У каждого города, республики, страны есть отличительный символ, по которому можно узнать, что это за страна или город? Как называется этот символ? (Герб)

Предложить детям из трёх гербов (России, Хакасии, Черногорска) выбрать герб города. Объяснить выбор. (Слайд  №2).

На экране №1 выставляется герб города Черногорска.

Художественное слово

Солнцем новой жизни озарённый,

Как наряден город мой родной.

Скверы, парки, улицы прямые

Хороши вы летом и зимой.

           

(информация для педагога: обоснование символики герба.)

В гербе кусок каменного угля, от которого расходятся золотые лучи, показывает первопричину образования города как шахтёрского, молодого: статус города был присвоен в 1936 году; полного жизненной энергии и устремлённого в своём развитии вперёд. Узор из сплетённых геральдических лилий символизирует текстильное производство города. Красный цвет в гербе символизирует жителей города – тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие своего города имеет немаловажное значение. В геральдике красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника. Синий цвет поля указывает на расположение города в долине рек Абакана и Енисея, подчёркивая природные богатства, окружающие город. В геральдике синий цвет – символ чести, верности, искренности, славы.

Золото- символ Богатства, уважения, интеллекта. Чёрный цвет  в геральдике символизирует мудрость, благоразумие, скромность.  

 

Педагог: На экране № 2 зашифрована информация о том, из чего состоит город Черногорск

  • Какое здание самое главное в нашем городе?  (Администрация города: здесь работают люди, которые руководят городом, заботятся о его жителях)
  • Как зовут главу администрации нашего города? (Сорокин Владимир Георгиевич)
  • Улицы: назвать кто на какой улице живёт.
  • Какие дома есть в городе ( пятиэтажные, частные, коттеджи, двухэтажные)
  • Где учатся дети? (школы, училища, техникумы)
  • Если вдруг заболеешь, где можно получить помощь? (Больница, поликлиника, травмпункт – лечебные учреждения)
  • Куда в нашем городе можно пойти отдохнуть? (Кинотеатр «Луначарский», городской парк, музей  - культурные учреждения)
  • Какие памятники вы знаете? (Памятник погибшим шахтёрам, Арка Славы Победителей, Мемориал воинской славы, памятник лётчикам,  памятник Вере Арсеньевне Баландиной.
  • Промышленные предприятия:  авторемонтный завод – ремонтируют автотехнику, швейная фабрика, мебельная фабрика,  предприятия, где добывают уголь (шахты).

 На экране №2 выставляется условные обозначения частей города: улицы; дома; администрация; финансовые организации (банк); здравоохранение, культура; образование; памятники; промышленные предприятия.

(Слайд №3)

Переходим к следующему экрану № 3, на нём зашифрована информация о том, из чего состоит город.

  • Частью чего является город Черногорск? (Хакасии, России)
  • Сколько городов в Хакасии? (5). Перечислите их.
  • Назовите столицу. Абакан

На экран №3 выставляется карта Хакасии. На ней обозначены города республики: Абакан, Черногорск, Сорск, Саяногорск, Абаза.

(Слайд №4)

Педагог: А теперь приготовьтесь, мы отправляемся в прошлое. Вот вдали виднеется голая степь и  несколько домишек и землянок.

Физкультминутка: под хакасскую народную музыку исполняются ритмические движения.

Педагог: На экране № 4 зашифрована информация о прошлом нашего города

  • Что было раньше на месте нашего города? Сразу ли Черногорск  стал городом? (Посёлок Черногорские Копи)
  • Кто является основателем посёлка? (Вера Арсеньевна Баландина)

Художественное слово (Б.Поволоцкий)

Волей и разумом Веры Баландиной

Мы появились на Чёрной горе,

И почти век уголёк добываем

В  щедрой на недра хакасской земле.

  • Чем занимались жители посёлка? (работали на шахтах, добывали уголь)

На экране №4 выставляется фотография посёлка Черногорские копи.

(Слайд №5)

Педагог: На экране № 5 зашифрована информация о том, из чего состоял поселок Черногорские копи

  • В посёлке было всего 50 бараков, где жили шахтёры с семьями. Из общественных зданий имелся лишь маленький подслеповатый домишко – больница, где работал один фельдшер.

Были ещё банька, позже открыли школу.

На экране №5 выставляется части посёлка: больница, школа.(Слайд №6) 

Педагог: На экране № 6 зашифрована информация о том, частью чего являлся посёлок Черногорские копи.

  • (Тоже в Хакасии, обратить внимание, что Хакасия не республика, а Хакасский уезд)
  • Чем отличается надсистема и прошлая надсистема? (Нет городов). Раньше города были посёлками. Первым городом стал Абакан(1931 г.), а вторым Черногорск (1936), Сорск и Абаза (1966 г.), Саяногорск (1975)

На экране выставляется карта Хакасии: городов нет. (Слайд №7)

Педагог: А теперь нас ждёт самое интересное. На экране № 7 зашифрована информация о будущем нашего города

  • Скажите, какой город будет в будущем? (Город будет ещё красивее, лучше)
  • Как люди будут жить в нём?
  • Как будут жители передвигаться?

На экране №7 выставляется изображение города будущего.(слайд №8)

Педагог: Ребята представьте, что в далёком будущем в Хакасии появились новые города, давайте придумаем  название этим городам.

На экране №8 выставляется карта Хакасии: кроме пяти существующих городов обозначены города без названия.

(Слайд №9)

В нашем городе есть много интересного, развлекательного. А что бы вы построили в городе будущего?

Ребёнок читает стихотворение:

 "В городе любимом мы живем,
Станем мы большими,
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!"

III. Заключительная часть

А где же наш гость с планеты, какой дети (Меркурий), появляется гость на экране (слайд 10)
Педагог: Вот, житель Меркурия, мы и рассказали тебе о нашем городе. Тебе понравилось наше путешествие? А вам ребята понравилось? Что особенно запомнилось? Но один экран у нас остался, не заполнен. Давайте вы дома нарисуете из чего будет состоять город будущего и вашими рисункам мы заполним экран.  

Инопланетянин: Большое спасибо, друзья мои. Я так много узнал сегодня нового. Но мне пора улетать. Я обязательно ещё прилечу к вам, чтобы посмотреть ваши рисунки.

Методическая литература:

  1. Никитин А., Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. – Ростов-на-Дону, 1993 г.
  2. Радость познания. ТРИЗ в детском саду/ Сост. А.А. Абродкина. – Кемерово, 1993г.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии «Детский сад со всех сторон»

Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём; развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»; развитие символической функции мы...

Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

Конспект занятия с использованием ИКТ «Знакомство с родным городом Нижний Новгород»

Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней;2. Воспитывать чувство привязанности, любви к родному город...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе «Времена года»

Цель: закрепление знаний о смене времен года через технологию ТРИЗ.Задачи:Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;Закреплять умение работать с...

Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.

  С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера.Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия ребёнку поможет ТРИ...