Индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей
методическая разработка (старшая группа)
Индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_odarennyh_detey.docx | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»
г. Зеленогорска
Индивидуальный образовательный маршрут
для одаренного ребенка
Выполнила воспитатель высшей категории
Курченко Н.А.
Пояснительная записка
Современное образование предполагает поиск новых, эффективных форм
образовательной деятельности, создание благоприятных условий для развития
одаренной личности. Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является
выявление, воспитание и обучение одаренных детей.
При традиционном обучении одаренный ребенок идет по стандартному общему пути.
При этом недостаточно развивается активность, инициативность и самосовершенствование.
Таким воспитанникам необходимо давать более усложненные задания, для того, чтобы
«не погасить» познавательный интерес.
Таким образом, целесообразно использовать принцип индивидуально- дифференцированного подхода в рамках ФГОС ДО.
При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности ребенка, которые могут опережать
или тормозиться, в сравнении, с общепринятыми стандартами.
Индивидуальные образовательные маршруты мною были составлены и реализованы на основе:
∙ наблюдений за воспитанниками
∙ психологической диагностики
Это позволило выявить детей, которых характеризует высокий уровень активности,
развития способностей и овладения различными видами деятельности.
Наблюдая за воспитанниками в своей группе, я отметила Рому Б.
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Ф.И ребенка: Роман Б.
Возраст ребенка 5 лет (старшая группа)
Направление одарённости: художественно-эстетическое развитие
Цель:
разработки индивидуально- художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования.
Задачи:
1 Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
2 Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
3 Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.
4 Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
5 Добиваться уверенности в собственных силах посредством творческих способностей.
Периодичность занятий – 4 раза месяц, с октября 2023 по май 2024 г.
Длительность занятия – 30 минут.
Предполагаемый результат:
1 Развиты художественные способности, интерес к нетрадиционным методам рисования.
2 Реализован творческий потенциал воспитанника.
3 Повышен уровень самооценки ребенка.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Воспитанник должен уметь | Воспитанник должен знать |
1 Изменять положение руки в зависимости от приемов рисования. 2 Владеть приемами нетрадиционных техник: ∙ пальцеграфия; ∙ рисование ладошками; ∙ тычкование твердой полусухой кистью; ∙ оттиск различными печатками – мятая бумага, вилка, ватными дисками, ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой; ∙ рисование с мокрым эффектом; ∙ рисование мыльными пузырями; ∙ монотипия; ∙ рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью; ∙ рисование через мокрую марлю; ∙ рисование пухлыми красками. 3 Использовать разнообразие цвета. 4 Комбинировать разные способы изображения и изоматериала. 5 Передавать строение предметов, соотнося их части по величине. 6 Создавать несложные сюжетные композиции. | Воспитанник должен знать 1 Цвета и их оттенки. 2 Способы рисования нетрадиционными техниками. 3 Свойства акварели, гуаши, отличия. |
Перспективный план индивидуального образовательного маршрута
Месяц | Тема занятия | Содержание | Работа с родителями |
Октябрь | 1 Пальцеграфия «Осеннее дерево» Активизировать мышление и формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. 2 Пальцеграфия «Букет» Создать условия для развития уверенности в себе при помощи игровых техник, формировать интерес к художественному творчеству. | Наблюдение за осенним деревом. 2 Ребёнок опускает в банку с гуашью палец. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Кончиками пальцев ребёнок ставит опечаток на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета. 1 Рассматривание образца педагога. 2 Кончиком пальцев ребенок рисует на листе бумаги линии (ствол, листья), ставит отпечатки (цветы). | Консультация «Что такое нетрадиционна я техника рисования?!» |
Ноябрь | 1 Рисование ладошками «Утки в пруду» Активизировать мышление, формировать интерес к художественному творчеству. 2 Рисование ладошками и пальчиками «Курица с цыплятами» Развивать умение находить центр композиции, учить выбирать цвет для точной передачи образа. | 1 Ребенок наносит краску кисточкой на ладонь, ставит отпечаток ладонь. 2 Педагог предлагает закончить образ при помощи кисточки. 1 Ребенок наносит краску на ладонь, делает отпечаток. 2 Заканчивает центральный образ курицы кистью. 3 Педагог предлагает пальчиками нарисовать цыплят возле мамы-курицы, довести картину кистью до конечного результата. |
Декабрь | 1 Рисование ладошками и фломастерами (мелками, карандашами) «Птичка - невеличка» Создать условия для выбора различных инструментов, которыми они могут дополнить нарисованную картину. 2 Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Котенок» Познакомить с новой техникой рисования, учить выбирать цвет для передачи точного образа. | 1 Ладонью ребенок оставляет отпечаток на листе бумаги. 2 Педагог предлагает закончить образ птицы, используя фломастеры, карандаши, восковые мелки. 1.Сухую кисть опустить в баночку с краской. Показать, что кисть нужно держать вертикально, ударить кисть о лист – получится тычок. 2.Ребенок заполняет контур предметы тычками. 3 Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. | Консультация «Рисуем пальчиками и ладошками» |
1.Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Елочка» Продолжить работу в новой технике, дать представление о том, что тычком легко изобразить не только шерсть животного, но колючки ели, формировать образное мышление. 2.Рисование вилками и пальчиками «Елочка нарядная» Познакомить с новой техникой рисования, активизировать мышление, развивать воображение, продолжать работу по приобщению к художественному творчеству. | Сухую кисть опустить в баночку с гуашью, заполнить контур изображения тычками. 2 Дополнить рисунок карандашами, кистью с гуашью. 1 Гуашь налить в плоскую пластиковую тарелку. Показать, что сначала нужно обмакнуть плоскую часть пластмассовой вилки в краску. Оставить отпечаток. 2 Предложить украсить получившуюся ель шарами, при помощи пальцев. | ||
Январь | 1 Рисование вилками «Петушок – золотой гребешок» Продолжать обучать рисовать различными материалами, активизировать воображение, поощрять самостоятельность в выборе цвета, формы изображения. 2 Рисование вилкой и ватными палочками «Снег на ель падает» Формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла, учить правильно сочетать две техники рисования (вилкой, ватными палочками), развивать уверенность в собственных силах. 3 Рисование ватными Дисками «Гвоздика» Учить продумывать замысел рисунка, развивать мелкую моторику рук, воображение. | 1 Педагог делает правильный показ, рисуя вилками и гуашью трех цветов (желтая, красная, зеленая – для каждой своя тарелочка и вилка). 2 Следующий рисунок педагог показывает, намеренно делая ошибки, которые ребенок с легкостью исправляет. 3 Педагог предлагает самостоятельно нарисовать петуха. 1 Ребенок рисует ель вилкой, по знакомой технологии. 2 Предложить украсить получившееся изображение падающим снегом, при помощи ватных палочек. 1. Рассмотреть изображение гвоздики, обсудить форму лепестков. 2 Педагог показывает, как можно сложить ватный диск, чтобы лепесток был максимально похож на настоящий. 3 Ребенок обмакивает сложенный в виде лепестка ватный диск в красную краску, оставляет отпечаток на листе бумаге. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. | Консультация «Чем можно рисовать кроме кистей, карандашей, восковых мелков и фломастеров» |
Февраль | 1 Рисование поролоном «Снег на деревьях в лесу» Активизировать фантазию, развивать мелкую моторику рук, развивать эстетический вкус.
2.Рисование мятой Бумагой «Медвежонок» Развивать мелкую моторику рук, обучать работе с разными материалами, развивать уверенность в своих силах. | 1 Педагог подготавливает изображение зимнего леса, поролон, прищепки, плоские е природного тарелки с гуашью, предлагает ребенку укрыть снегом кроны деревьев. 2.Ребенок рассказывает, как это можно сделать при помощи приготовленных педагогом инструментов. 3 Выполняет работу с небольшой помощью взрослого. 1.Ребенок сминает кусочек бумаги, окунает его в плоскую тарелку с краской. 2 Оставляет отпечаток, создавая образ медвежонка. | Консультация «Использование природного материала в рисовании» |
Март Апрель | 1 Рисование мыльными пузырями в сочетании с аппликацией «Пышные пионы» Учить создавать фактурность предмета, обучать работать с различным материалом, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. 2 Рисование мыльными пузырями с дорисовкой кистью «Воздушные шары» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, создать хорошее настроение. 3 Монотипия «Бабочка» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. 1.Рисование восковыми мелками и акварелью «Весенний лес» Познакомить с новой техникой рисования, развивать зрительное восприятие предметов, активизировать мышление, воображение, развивать навык рисования восковыми мелками. 2 Рисование восковыми мелками и акварелью «Морские глубины» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, воображение, закреплять умение выбирать цвет, для более точной передачи образа предмета. | 1 Педагог готовит мыльный раствор окрашенный гуашью. 2 Предлагает ребенку нарисовать пышные пионы. 3 Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4 Далее педагог интересуется: что необходимо добавить к пионам, что не хватает. 5 После обсуждения ребенок самостоятельно вырезает из цветной бумаги и клеит задуманные детали. 1 Педагог готовит мыльный раствор, окрашенный разными цветами гуаши. 2 Предлагает ребенку нарисовать воздушные шарики. 3 Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4 Далее педагог предлагает дополнит картину при помощи кисти и гуаши. 1 Педагог предлагает сложить лист бумаги пополам, развернуть. 2 На одной половине, приготовленного листа, ребенок рисует кистью и гуашью пятна разных цветов. 3 Складывает лист пополам. 4 Дополняет рисунок кистью. 1 Ребенок рисует мелками изображение весеннего леса (замысел ребенка). 2 Затем делает фон (небо, землю, молодую траву) акварелью. 1 Ребенок рисует мелками изображения морских обитателей. 2 Затем делает фон (синей акварелью). | Консультация «Что необходимо для рисования мыльными пузырями» Памятка «Монотипия. Что можно рисовать в этой технике» |
Май | 1. Рисование через мокрую марлю «Ваза с цветами» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, развивать эстетический вкус, формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. 2. Рисование пухлыми красками «Рожок мороженого» Развивать уверенность в собственных силах, развивать умение работать с различным материалом, создать эмоционально радостное настроение. | 1 Ребенок набирает ватным шариком воду и хорошо смачивает лист бумаги. 2 Прикладывает марлю к смоченному листу и хорошо распрямляет. 3 Поверх марли рисует акварелью и кистью задуманный рисунок, ждет полного высыхания. 1 Педагог готовит объемные краски (состав: клей ПВА, гуашь разных цветов, пена для бритья). 2 Ребенок рассматривает изображение радуги. 3 Рисует объемными красками и кистью радугу. Ждем полного высыхания |
Учебно-методическое обеспечение:
1 Учебно-методический комплекс:
Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
Материалы из опыта работы:
- образцы; альбомы, схемы; -перспективные тематические планы, шаблоны; трафареты;
Список материала и оборудования, необходимого для занятий:
- листы бумаги различной фактуры, картон; простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель; кисти трех размеров, тычки разных размеров, природный и бросовый материал;
Список использованной литературы:
1 Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1,2. – М.: Скрипторий, 2010г.
2 Давыдова Г.Н. «Занятия по рисованию для дошкольников» 2019г.
3 Утробина К. К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
4 Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). -- М.: Классике Стиль, 2004г.
5 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»
г. Зеленогорска
Индивидуальный образовательный маршрут
для одаренного ребенка
Выполнила воспитатель высшей категории Курченко Н.А.
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с признаками одаренности в области «Познание» (формирование элементарных математических представлений).
Ф. И. ребенка: Вероника Ш.
Возраст: 6 лет.
Вид одаренности: математическое представление.
Периодичность занятий: 4 раза в месяц
Длительность: 25 минут.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Воспитатель: Курченко Наталья Анатольевна
Партнеры : родители, педагог- психолог
Методы, используемые в работе:
1.Словесный (беседы).
2.Наглядный метод (рассматривание пособий, картин, ИКТ).
3.Практический – показ способов действия.
4.Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
- Повысить общий уровень развития;
- Познавательная самореализация ребёнка;
- Стимулирования интеллектуальных достижений.
- Улучшение внимание и памяти.
Краткая характеристика ребенка: развитие ребенка соответствует норме. Девочка очень любознательна, активна в общении со сверстниками и взрослыми, всесторонне развита, обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. У девочки проявляются способности к формированию элементарных математических представлений.
Она интересуется дидактическими играми, особенно с математическим содержанием. Большую роль в воспитании ребенка играет участие родителей. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Цель: создание условий для развития математических способностей.
Задачи:
- создание условий для развития математических способностей
- организовать дифференцированную и целенаправленную математическую работу с ребенком по его развитию,
- развивать логическое и абстрактное мышление,
- наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями ребенка.
Перспективный план индивидуального образовательного маршрута
Месяц | Тема занятия | Цель | Работа с родителями |
Сентябрь |
«Угощение для белочки». Д/игра «Только одно свойство». 2.Д/игра «Загадки и отгадки». Д/игра «Фантазеры». | Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10 (Усложнения: можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.) Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Развивать образное мышление, воображение. Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме. Закрепить умение строить по схеме из деталей игры. Развивать образное мышление, воображение. (используется геометрические фигуры) | Консультация для родителей на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей» |
Октябрь | 1.Д/игра неделя «Найди лишнее». Д/игра «Собери цветочки». 2. Д/ игра «Соседей» числа». Математический диктант | Формировать умение разделять фигуры по одному признаку. Закрепить состав чисел 5, 6, 7 Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 7 Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). | Консультация для родителей на тему «Учим, играя» |
Ноябрь | 1.Д/игра «Почтальон» Д/ игра «Помоги Незнайке решить примеры» 2.«Точка – путешественница» | Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату» Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт. Познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики | Консультация для родителей на тему «Учиться можно только весело» |
Декабрь | 1.«Д/игра» «Сколько? Какой?» Д/ игра «Хватит ли?» 2.Математический диктант Д/ игра неделя «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?» | Счёт в пределах 10 Закрепление знаний с порядковыми числительными, понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Учить видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера. Закрепить понятие, что число не зависит от размера Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). Закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, памяти. | |
Январь | Решение задач на логику. Д/ игра неделя «Вчера, сегодня, завтра» | Развивать логическое мышление, внимание, память. В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра» | Консультация для родителей на тему «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольников старшей группы (от 5 до 6 лет)». |
Февраль | 1.Д/игра «Кого больше» Д/ игра «Разделим пополам» 2. Д/игра «Составь фигуру» Математический неделя диктант «Нарисуем ракету» | Продолжать учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д. Упражнять делить целое на 2, 4,6 частей складыванием предмета пополам. Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру Формирование умений ориентироваться на листе в клеточку. | Консультация для родителей на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей» |
Март | 1.Д/ игра «Сколько? Какой?» Д/ игра неделя «Кто больше, а кто меньше?» 2. Д/игра «Конструктор» | Счёт в пределах 10 Закрепление знаний с порядковыми числительными, понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между» Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. | Консультация для родителей на тему «Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками?» |
Апрель | Решение задач на логику. Д/игра «Рисуем дорожку к участку» Д/игра «Магазин» | Развивать логическое мышление, внимание, память Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Правильно дать сдачи покупателю (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1,2,3,4,5,6,7) | |
Май | Д/ игра «Круглый год» Д/игра «Помоги Незнайке решить примеры» Математический диктант «Нарисуем кораблик» Викторина «Что? Где? Когда?» | Закрепление временных представлений (времена года) при помощи макета. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт. Формирование умений ориентироваться на листе в клеточку. Закрепить весь изученный материал за учебный год. |
Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень математического развития, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно считает, проявляет повышенный интерес к занятиям. Индивидуальный подход в
данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Используемая литература
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва, 2016г.
Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации 2-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
Волкова, С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. 6- е изд., перераб. М.: Просвещение, 2015г.
Колесникова, Е.В. «Математические ступеньки» Программа развития математических представлений у дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2016г.
Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Детство-пресс, 2000г.
Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка — ступенька к школе» Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (2). М.: Издательство «Ювента», 2014г.
О.К. Пересыпкина, Е.В. Ермолаева Ю.В. Чернышкова, А.Н. Васильева «Новая заниматика для маленьких математиков» Сборник игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Самара: Вектор, 2017г
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»
г. Зеленогорска
Индивидуальный образовательный маршрут
для одаренного ребенка
Выполнила воспитатель высшей категории Курченко Н.А.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии (музыкально-театральная деятельность)
Ф. И ребенка: Ксения К.
Возраст: 5 лет
Вид одарённости: музыкально-театральная деятельность
Форма работы – индивидуальная работа
Участники сопровождения: воспитатель Курченко Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель, родители ребенка.
Краткая характеристика ребенка
Ксюша имеет отличное чувство ритма, прекрасный слух, с лёгкостьюперенимает приёмы
игры на детских музыкальных инструментах, проявляеттворческую активность. Девочка очень
отзывчивая, эмоциональная, испытывает потребность в реализации своего творческого
потенциала.
Речь Ксюши грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью
изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой
любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-
следственные связи и делать соответствующие выводы, легко устанавливает контакт с
собеседником.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами
дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень
важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Ксюшей был составлен
индивидуальный образовательный маршрут.
Цель:
Создание оптимальных условий для развития и реализации театральных и творческих
способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических
особенностей.
Задачи:
- обеспечить работу с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую среду;
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и
сопровождения способных детей.
Ожидаемый результат:
В результате работы по индивидуальному маршруту у ребёнка появляются умения
управляться куклами разных видов, умение сочинять рассказы и сказки, инсценировать героев сказок, сопровождать действие героя игрой на музыкальных инструментах, ориентироваться в пространстве
и «чувствовать» сцену. Ребёнок чувствует образ персонажа, используя жесты, мимику.
Месяц | Используемые приемы | Цель | Применение детского творчества: |
Сентябрь | 1. «Представьте себе...» 2. «Встреча со знакомыми сказками» 3. «Настольный театр» | 1.Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; 3. «Настольный театр» учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. 2.Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению. 3.Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы. | Театрально- игровое развлечение по ПДД «Поможем Колобку вернуться домой» |
Октябрь | 1. «Листопад» 2. «Веселыепревращения» 3. «Весёлаяпантомима» 4. «Веселый диалог» | 1.Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческу фантазию; развивать интонационную выразительность речи. 2.Побуждать детей к инсценированною знакомых произведений, развивать пантомимические навыки. 3.Развивать творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение. 4.Развивать интонационную выразительность речи; развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь; развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность. | Подготовка к участию в концерте, посвященного Дню воспитателя. Празднику осени Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность Художественная деятельность, творческие игры |
Ноябрь | 1. «Инсценировки- импровизации» 2. «Беседа о театре» 3.Литературная страничка произведений С.Я. Маршака | 1.Развивать творчество 2.Расширять словарь Театральных терминов 3.Расширять знания детей произведениях С.Я. Маршака. Развивать воображение, мимику, жесты, пластику. | Инсценировка и показ сказки младшим дошкольникам «Сказка о глупом мышонке» |
Декабрь | 1. «Мимика и интонация» 2. «Театральная игротека» 3. «Импровизация» 4.Этюд | 1. Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям. 2.Закрепить умение владеть театральными куклами. 3.Развивать чёткую, выразительную речь. Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать 4.Развитие воображения, пластики, мимики. | Подготовка и участие в новогоднем утреннике |
Январь | 1.«Весёлые сочинялки» 2) Театральная постановка «Верные друзья» по нравственно- патриотическому воспитанию» для детей детского сада | 1.Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. | Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения. |
Февраль | 1. Настольный театр «Гуси-лебеди» 2.Ритмопластика 3.Пальчиковый театр. | Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям 2.Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук. 3.Упражнятьв рассказывании сказок с использованием пальчикового театра. | Пальчиковый театр для 1 младшей группы «Три поросёнка» |
Март | 1.«Весна пришла» 2.Ритмопластика 3.Перессказ сказки «Волк и 7 козлят» | 1.Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. 2.Воспитыватькоммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать разговорную речь. 3.Развивать творчество, воображение и фантазию. Вспомнить содержание сказки. | Театрализованное представление «Мамин день» |
Апрель | 1. «Ладушки-ладушки» 2.Ритмопластика 3.Инструментальное музицирование 4.Культура и техника речи. | 1.Учитьвоспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору. 3.Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. 4.Развивать творчество, учить импровизировать, сопровождая инструментальным музицированием | Театральная игра «Сам себе режиссер» |
Май | 1. Мини-спектакль. 2. «Театр на лопатках» | 1. Создать условия для импровизации мини- 2. «Театр на лопатках» спектакля. 2.Работа над текстом, голосом. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Вовлечение ребенка в театральную деятельность позволило развить коммуникативные навыки, расширить область социальных контактов, дать возможность проявить свои творческие способности, свои эмоции.
Используемая литература
Антипина Е.А.: Театрализованная деятельность в детском саду. Издательство: Сфера, 2009г
Доронова Т.Н.: Играем в театр. Театрализованная деятельность детей. Издательство:
Просвещение, 2004г.
Пяткова Л. П., Стальбовская О. А., Ушакова С. В.: Поддержка и развитие детской одаренности. Проектная деятельность. Издательство: Учитель, 2019г.
Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2013г.
Ю.Н. Зимина «Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации» г. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2018г.
Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти «Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста».-СПб.:РЖ «Музыкальная палитра», 2012г
Л.А. Горохова , Т.Н. Макарова « Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия» Под.ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ Сфера, 2005г.
М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005г.
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»
г. Зеленогорска
Индивидуальный образовательный маршрут
для часто болеющего ребенка
Выполнила воспитатель высшей категории Курченко Н.А.
Индивидуальный образовательный маршрут для часто болеющего ребенка
Ф.И.ребенка: Арина Б.
Форма работы – индивидуальная работа
Участники сопровождения: воспитатель Курченко Наталья Анатольевна, родители ребенка.
Результаты педагогической диагностики: имеет «недостаточный» уровень в образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие.
Проблема ребенка:
- плохо сосредоточивается, недостаточно устойчивое внимание, поверхностное, быстро истощается, легко отвлекается, требует переключения на другой вид деятельности;
- знания о животном и растительном мире недостаточны;
- не может устанавливать причинно – следственные связи;
- динамика процесса заучивания не соответствует возрасту (медленно запоминает и быстро забывает), тяжело дается заучивание стихотворений;
-низкий уровень развития монологической и диалогической речи; затруднения в умении правильно произносить звуки, не выделяет первый и последний звук в слове, в отборе предметов на определенный звук, в поверке слоговой структуры слова;
- затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение.
Задачи:
- формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- овладение порядковым прямым и обратным счетом до 20;
- показывать образование чисел в пределах 10, развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа;
- обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения;
- обогащать представления о геометрических фигурах и их свойствах (углы, стороны);
- обогащать временные ориентировки, расширять представления о временах года, частях суток;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формировать представления о природном многообразии планеты Земля;
- автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;
- учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;
Периодичность индивидуальных занятий: 4 раза в месяц
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
Познавательное развитие
Месяц | Название игры (упражнения) | Цель |
Сентябрь | «Времена года» Д/и «От какого дерева лист?» Д/и «Что изменилось?» Д/и. «По порядку сосчитай» | Формировать пространственно-временные представления, обогащение словаря и формирование грамматических категорий. Расширять представления о растениях. Формировать зрительное внимание. Совершенствовать навык порядкового счета. Развивать речевой слух и память. |
Октябрь | Д/и «Полет пчелы» Д/и «Соседи числа». Д/и «Сложи узор» Д\и «Блоки Дьенеша» Д/и «Из чего мы сделаны» Д/и «Звук и буква» | Упражнять ориентироваться на листе бумаги (правый верхний угол, нижний правый угол, центр и т.д.) Учить и закреплять знание ряда чисел и умение называть соседей числа. Развитие внимания, пространственного воображения, графических способностей. Знакомство с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. Совершенствовать знания о предметах окружающей действительности, и о материалах, из которых они сделаны. Дать понятие, что буквы видим и печатаем, а звуки слышим и произносим. |
Ноябрь | Д/и «Сравни числа» | Упражнять сравнивать числа, используя знаки больше, меньше, равно |
Д/и «Сравни полоски» Д/и «Числовые домики» Обучение грамоте | Упражнять сравнивать полоски по длине методами приложения и наложения. Закрепить представления о составе чисел их двух меньших чисел. Учить различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. | |
Декабрь | Экспериментирование с магнитом «Времена года. Зима. Приметы зимы. Зимние забавы» Д/ «Назови день недели» «Зимующие птицы» Д/и «Палочки Кюизенера», «Цветные числа» Обучение грамоте | Познакомить детей со свойствами магнита. Расширять словарь по лексической теме «Зима» Закреплять умение последовательно называть дни недели, развитие речи. Формировать и закреплять знания о зимующих птицах, учить различать зимующих и перелетных птиц, вызывать желание узнавать новые факты из их жизни. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения. Упражнять проводить звуковой анализ слова, подбирать слова с заданным звуком. |
Январь | Р/и «Путаница» Д/и «Угадай, где спрятано» Лото «Животные» Лото «Знаю все профессии» | Формирование представлений о пространстве и времени. Закрепить знания о животных разных климатических зон Знакомство с профессиями, предметами труда. |
Февраль | «Графический диктант» Армия. Рода войск Д/и «Раздели поровну» Экспериментирование с воздухом Обучение грамоте | Учить ориентироваться на листе в клетку, отработка графо моторных навыков. Формировать представление о Российской армии, о родах войск, военной технике. Учить делить лист бумаги на ½, ¼, 1/6. Познакомить со свойствами воздуха. Упражнять составлять предложения из 3, 4 слов. |
Март | Времена года.» Весна. Приметы ранней весны» Д/и «Сравни числа» «Графический диктант» «Женские профессии. Кем работает мама?» Обучение грамоте | Расширять и систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе весной. Упражнять сравнивать числа, используя знаки больше, меньше, равно. Учить ориентироваться на листе в клетку, отработка графо моторных навыков. Формировать и расширять знания о женских профессиях, развивать познавательный интерес. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, определять место звук в слове. |
Апрель | Д/и «Числовые домики» Д/и «Палочки Кюизенера», «Цветные числа» «Перелетные птицы» Д/и «Что перепутал художник?» Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» | Закрепить представления о составе чисел их двух меньших чисел. Учить сравнивать предметы по длине, методом приложения и наложения. Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах, их повадках. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Формировать представление о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других. |
Май | Р/и с блоками Дьенеша «Игра с тремя обручами» Р/и «Найди парную картинку» Лото «Классификации» Обучение грамоте | Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Нахождение геометрических фигур в знакомых предметах. Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, насекомые. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги. |
Речевое развитие
Сентябрь | Чтение сказки «Лиса и кувшин» Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?» Д/и «Четвёртый лишний». С/и «Закончи предложение». | Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Расширять и активизировать словарный запас. Формировать связную и грамматически правильную речь. |
Октябрь | С/и «Расскажи историю» Игра – драматизация сказки «Колосок». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» Описание картины «Вот такой урожай!» | Упражнять составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок. Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. Развивать память, речь, учить выразительно читать стихотворение. Учить связно, последовательно рассказывать по образцу о содержании сюжетной картины |
Ноябрь | Д/и «Найди белку» Составление рассказа по мнемотаблице «Моя любимая игрушка». /и «Подбери признаки» Заучивание стихотворения «Мама» | Употреблять в речи предлоги на, с, в, к, перед, расширять глагольный словарь Развивать навык описания предмета с опорой на схему, активизировать речевую деятельность. Развивать память, речь. |
Декабрь | Упр. «Найди букву и звук». Инсценировка сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Игра «Доскажи словечко» Составление рассказа по картине «Снеговик». | Развивать фонематический слух. Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. Учить подбирать родственные слова. Учить составлять рассказ по картине, развивать монологическую речь |
Январь | Игра «Найди место для своей картинки». Упр. «Раздели на слоги». Беседа «Профессии». | Закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями. Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. Упражнять составлять рассказ о профессиях своих родителей с опорой на мнемотаблицу |
Февраль | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Скороговорки, чистоговорки С/и «Скажи наоборот» | Развивать слуховое восприятие, учить связно и последовательно пересказывать рассказ. Отработка дикции, силы голоса, темпа речи Учить подбирать слова - антонимы |
Март | С/и «Угадай по описанию» С/и «Чей? Чья? Чьё? Составление рассказ о маме | Учить составлять описательные загадки о предметах. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Упражнять логично и последовательно составлять рассказ о маме, без помощи воспитателя |
Апрель | С/и «Исправь ошибку» С/и «Скажи одним словом» Заучивание стихотворения «Космос» | Учить понимать значение притяжательных местоимений. Упражнять в образовании сложных прилагательных. Развивать память, выразительность речи. |
Май | С/и «Назови слова на звук…» С/и «Какое слово потерялось?» Инсценировка сказки «Лиса и петух» Составление рассказа о весне | Учить подбирать слова с заданным звуком. Развивать слуховое внимание, знакомить с многообразием слов. Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. Упражнять в умении рассказывать связно в логической последовательности с использование мнемотаблицы, развивать связную речь. |
Используемая литература
Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
Москва «Школа-Пресс» 1998г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий по математике в старшей группе»
ТЦ «Учитель» 2009г.
О.С Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» ТЦ 2Сфера»2017г.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика-Синтез;
Москва; 2011г.
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Мозаика-Синтез;
Москва; 2011г.
С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада Мозаика-синтез;\ М.:; 2010г.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз- ступенька, два – ступенька» Москва 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Программа разработана для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивн...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут составлялся с учетом результатов мониторинга и выводов, сделанных по результатам педагогической диагностики. Для педагогической диагно...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка в математическом развитии 4 лет, он поможет педагогу развить математические способности ребенка с помощью развивающих игр В. Воскобовича...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка средняя группа
Краткая характеристика ребенка: Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна, подвижна, самостоятельна. Всем интересуется. Адекватно р...
Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка младшая группа
Актуальность: Воспитанник имеет высокий уровень освоения программы по образовательной области «Познавательное развитие»....
индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка...
индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка
индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка старшей группы...