занятие : "Как появился звук?"
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: развитие представления о мире звуков и их разнообразии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности окружающий мир в средней группе

Тема «Как появляется звук?»

Цель занятия: расширение представления детей о звуке, накопление конкретных знаний о видах звука.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с понятием звук.

Развивающие: развивать понимание причины возникновения звука, колебания предметов.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, интерес к занятию.

В процессе занятия были интегрированы следующие области:

- социально – коммуникативное развитие;

-речевое развитие;

- познавательное развитие;

- физическое развитие

Методы: наглядные, игровые, словесные, практические.

Оборудование и материалы:

расческа, линейка, стеклянный стакан, колокольчик, деревянная тарелка, лист бумаги, фонограмма Русской народной песни.

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент

Утро начинается,

Вмести, мы встречаемся.

Мы друг другу рады,

Все друг другу рады.

Воспитатель:

Вижу, у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь и радуетесь друг другу.

Воспитатель:

Ребята сегодня мы с вами поговорим о звуках. Вы знаете, что это такое?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, вы хотите знать, как появляется звук?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: садитесь на свои места (дети садятся полукругом).

Воспитатель: звуки — это всё, что мы с вами слышим. Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная тарелка (стучит).

Скажите друг другу тихо шепотом звук «а»

А сейчас повторите этот звук так, чтобы услышали все.

Что мы для этого сделали?

Дети: ответы детей (сказали громким голосом)

Воспитатель: откуда выходили громкие звуки?

Дети: ответы детей (из горла).

Воспитатель: поднесите руку к горлу, только осторожно не сдавливая его. Произнесите звук «а» шепотом, громко, тише.

Что вы почувствовали под рукой? (Когда говорили громко в горле что-то дрожало; когда говорили шёпотом, дрожания не было).

Ребята, вы почувствовали дрожание голосовых связок. Их можно сравнить с тонко натянутыми ниточками. Для того чтобы сказать слово, надо чтобы ниточки тихонько задрожали.

Опыт 1

С натянутой тонкой нитью; из нее извлекается звук, если дернуть за нить.

Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: ответы детей (дернуть сильнее - звук усилится).

Воспитатель: при громком разговоре, крике наши связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить, ведь если сильно дернуть за нить, она порвется. Надо разговаривать спокойно, без крика, беречь голосовые связки.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше – выше подтянулись.

Ну ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

В право, в лево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у мня есть необычная шкатулочка и прислал нам её дедушка. Знай, давайте посмотрим, что в ней. Здесь лежат очень интересные предметы и что бы их увидеть вы должны отгадать загадки.

Воспитатель:

Дети: ответы детей

Воспитатель: Загадка 1

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

Опыт 2

Рассмотрим деревянную линейку и выясним, есть ли у нее голос.

Если линейку не трогать, она не издает звуков.

Прижимаю один конец к столу, дергаю за свободный конец- возникает звук - что происходит в этот момент с линейкой?

Дети: ответы детей (она дрожит).

Воспитатель: (рукой останавливает дрожание) - продолжается ли звук?

Дети: ответы детей (он прекратился).

Воспитатель: Загадка 2

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расческа).

Опыт 3

Воспитатель (достает из сундучка расческу)

Давайте выясним, может ли расческа издавать звуки (проводят по концам зубьев – получается звук, зубья расчески дрожат от прикосновения и издают звуки.)

Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы звук стал громче?

Дети: ответы детей

Для этого надо поставить расческу одним концом на стул.

(Повторяем опыт. Выясняем почему звук стал громче.)

Воспитатель предлагает одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время легонько пальцами коснуться стула.

Воспитатель: что чувствуют пальцы? Дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, поэтому звук громче.

Воспитатель: А сейчас представим, что мы гуляем по лесу. Вдруг мы заблудились. Пытаемся позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту (дети кричат «ау»).

Воспитатель: что ощущают руки?

Дети: ответы детей (дрожание).

Воспитатель: стал ли звук громче?

Дети: ответы детей (звук усилился).

Воспитатель: делаем вывод, что от голоса руки начинают дрожать, звук становится сильным.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть в артистов русского народного ансамбля.

А в качестве инструмента у нас будут – расчески, бумага и колокольчики.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, у вас получился замечательней оркестр (отметить, особо активных детей)

Что нового узнали на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята в музыкальном уголке есть инструменты, которые могут издавать звук и с ними можно поиграть (дети по желанию играют на музыкальных инструментах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как появился спорт"

Конспект занятия  "Как появился спорт"...

Интегрированное занятие как появился стул.

Использование социоигровых подходов в обучении и воспитание детей дошкольного возраста....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»

Задачи:способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;развивать интерес к истории и культуре своего народа; развивать творч...

Сколько надо зaнятий для постанoвки и автoматизации звукa [р].

Звук [р] считаeтся самым трудным,  и для постановки его потребуется время. Точно сказать, скoлько именно надо занятий   вам не скажет ни один логопед. Потoму что все   зависит...

Конспект занятия «Откуда появился автомобиль».

Цель: учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные сит...

Конспект занятия "Как появились профессии?"

Занятие  разработано в рамках реализации парциальной программы "Финансовая грамотность". Представлены конспект и презентация к занятию....

Конспект занятия "Как появился Светофор?"

Цель: Закрепление детьми знаний о функциях светофора, о том, что они регулируют дорожное движение транспорта и пешеходов на проезжей частиЗадачи: - Познакомить с историей светофора- Закрепить имеющиес...