ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavilis_familii.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 53»
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА
«РОДНОЕ СЛОВО»
ЗАНЯТИЕ
«Как появились фамилии»
Подготовила и провела:
Спраговская О.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Февраль, 2019г.
Задачи:
способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;
развивать интерес к истории и культуре своего народа;
развивать творческое мышление, воображение;
формировать чувство уважения к своей фамилии.
Оформление: рабочее место чиновника - писаря, ноутбук, презентация, показывающая происхождение фамилий, схема способов образования фамилий.
Подготовительная работа: совместная работа детей и родителей по изучению происхождения своей фамилии, разучивание стихотворения Г. Граубина «Прадеды».
Ход занятия
Воспитатель:
Бывают в группе две Полины
Два Максима, три Ирины.
- Руки ты, Максим, помой!
Идет один, за ним - другой.
- Поленька, цветы полей!
Бегут обе: кто быстрей!
- Ира, рыбок покорми!
Возле рыбок - сразу три!
Как же их различать?
Нужно фамилии назвать!
На прошлом заседании клуба «Родное слово» мы узнали о происхождении слов-имен, а сегодня узнаем о том, как появились слова-фамилии.
Воспитатель устанавливает перед детьми центральную часть звезды, с вопросом «Как появились фамилии?» По ходу занятия звезда дополняется лучами.
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Открываем третье заседание Клуба «Родное слово».
Все к работе клуба готовы?
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи и родственники. Фамилии переходят от родителей к детям.
Подумайте, что было сначала дано человеку, имя или фамилия?
Раньше фамилий не было. Люди жили в небольших селениях, и все знали друг друга по именам: «Вот здесь живет Добрыня, а это изба Марьи».
Сначала фамилии были только у знатных, богатых людей. Позднее решили дать фамилии всем людям. Но где же взять столько фамилий? Придумывать фамилии приказали чиновникам - государственным служащим.
Представим себе, что в наши руки попала машина времени. Эта машина времени перенесет нас в прошлое время. И мы посмотрим, как чиновник давал людям фамилии.
Звучит музыка. За стол сидится чиновник.
Чиновник (рассуждает): Где же взять столько фамилий? Вот Петр. Он сын Ивана. Быть ему Петром Ивановым. А вот Ефим - он сын Марьи. Запишу я его по фамилии Марьин.
Воспитатель: От каких слов чиновник придумал фамилии Иванов, Марьин? (От имен.)
К центру звезды устанавливается луч «От имен».
Воспитатель:
Перед вами лототрон.
Полон разных он имен.
Возьмите по одному имени и образуйте от них фамилии.
Каждый ребенок достает по одному футляру от киндер-сюрприза, в котором находится карточка с именем, зачитывает его и придумывает фамилию от этого имени:
Михаил - Михайлов
Дарья
Захар
Федор
Степан
Александра
Денис - Денисов
Егор
Алексей
Василий
Николай
Ульяна
Чиновник благодарит детей за помощь.
Воспитатель: Наши предки были трудолюбивыми людьми. Они пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, собирали мед, охотились. Многие из них получили свои фамилии по виду труда, которым они занимались и прославились.
Чиновник (рассуждает): Иван - славный мастер. Никто в округе не делает телеги лучше его. Будет он носить фамилию Телегин. Федор - хороший рыбак. Вот и дам я ему фамилию Рыбаков. А у Степана всегда богатые хлеба вырастают. Запишу я его по фамилии Хлебников.
Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением различных видов деятельности людей. Дети образуют фамилии по виду труда.
Воспитатель: Какую фамилию даст чиновник умелому кузнецу? Ловкому охотнику? Хорошему столяру? Меткому стрелку? А крестьянке, которая лучше всех пекла пироги?
Далее воспитатель проводит физминутку - называет фамилию, а дети изображают вид деятельности, от которой образована фамилия: Рыбаков, Кашеварова, Барабанщиков, Портнова, Плясунов (звучит плясовая музыка).
Диалог по стихотворению Г. Граубина «Прадеды».
Чиновник:
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Есть в каждой группе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
- й ребенок:
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
Чиновник:
А у Гончарова?
- й ребенок:
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
Чиновник:
У Столярова?
- й ребенок:
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
Чиновник:
А Пильщиков?
- й ребенок:
С пилою Пильщиков дружил.
Чиновник:
А Воинов? Стрельцов?
- й ребенок:
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Чиновник:
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Воспитатель: За что люди получали такие фамилии? (За успехи в различных видах деятельности.)
Устанавливается луч «По виду труда».
Воспитатель: Послушаем чиновника и узнаем, как еще он придумывал фамилии.
Чиновник: Евдоким - добрый. Дам ему фамилию Добряков. Захар - смиренный. Будет носить фамилию Смирнов. Дарья - веселая. Будет Веселовой. Марья - грустная, горюет. Будет Горюновой.
Воспитатель: Какую фамилию можно дать хитрому человеку? (Хитров.) Смелому? (Смелов.) Храброму? (Храбров.) Бережливому? (Бережнов.) Эти люди получили фамилии по качествам своего характера.
Устанавливается луч «По качествам характера человека».
Воспитатель: Посмотрите на этих людей.
Демонстрирует картинки с изображением людей
Обратите внимание на их внешний вид. Как выглядит этот человек? (Он толстый.)
Чиновник: Толстый - и фамилию будет носить Толстой.
Воспитатель: Какую еще фамилию мог бы дать Чиновник толстому человеку? (Толстиков, Толстяков, Толстушкин.)
Чиновник: А этот выглядит богатырем. Запишу его по фамилии Богатырев.
Воспитатель: А какие фамилии даст чиновник высокому человеку? (Высоков.) Кудрявому? (Кудряшов.)
Воспитатель: За что люди получили эти фамилии? (За внешний вид.)
На звезду устанавливается луч «По внешнему виду».
Воспитатель: Иногда фамилия давалась по месту рождения и расположению жилья.
Демонстрируется схема изображения местности.
Василий родился в избе на горе - он будет иметь фамилию Нагорный.
Чиновник: А Степан живет у озера - будет носить фамилию Озеров. Архип родился у реки Волги - будет Волгиным. Дарья живет у леса. Какую ей дать фамилию? (Леснова.)
Воспитатель: Какую фамилию дал чиновник человеку, который живет за полем? (Запольский.)
На звезду устанавливается луч «По месту жительства».
Воспитатель:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых.
С. Михалков
Чиновник: Фамилий много я придумал, а все равно не хватает! Где же еще взять? Попробую-ка я перебрать зверей да птиц!
Лиса... (Задумался.) Будут фамилии Лисина и Лисицына. Волк... (Задумался.)
Воспитатель: А какая фамилия образовалась от слова волк? (Волков.)
Чиновник называет животных, а дети образовывают фамилии: еж, воробей, сорока, окунь, щука, карп, комар, пчела.
Воспитатель: Ого! Сколько же всего меня окружает! Сосны, ветер, солнце, трава... Может и от этих слов можно образовать фамилии?
Дети образуют фамилии: Соснин, Ветров, Солнцев, Травкин.
Воспитатель: От названий каких предметов возникли фамилии: художника Шишкина, композитора Чайковского, поэта Пушкина?
Эти фамилии образовались от названий предметов, которые нас окружают.
На звезду устанавливается луч «От предметов окружающего мира».
Воспитатель: Фамилии таят в себе загадки. И разгадать их непросто. Надо вслушаться в фамилию. А если не получится разгадать ее происхождение, то можно посмотреть в «Словарь русских фамилий», где их огромное количество.
Дома вы вместе с родителями исследовали происхождение своей фамилии. Расскажите, как появилась ваша фамилия?
Дети рассказывают о происхождении своей фамилии и демонстрируют рисунки, которые объясняют образование их фамилий. Логопед показывает, в каком луче звезды «живет» фамилия ребенка.
Чиновник: Сегодня вы узнали, что раньше фамилии давались (указывает на звезду) ...
- По имени.
- По виду труда.
- По внешнему виду.
- По характеру.
- По месту рождения.
- От названий предметов окружающего мира.
А вы получили фамилии от своих предков. С тех пор прошло много лет. И уж нет той связи, которая была между человеком и значением его фамилии.
Кудряшов может быть не кудрявым. Горюнова может быть всегда веселой. Кузнецов может быть не кузнецом, а строителем.
И вывод, стало быть таков:
Все дело не в фамилии,
А в человеке!
С. Михалков
Воспитатель: Звезда получилась у нас не случайно. Ведь фамилии чем-то похожи на звезды - они появились давным - давно и сопровождают нас всю жизнь.
Фамилию, дети, достойно носите,
Ее уважайте, ее берегите.
Трудом упорным старайтесь прославить,
И детям своим оставить.
Заседание клуба закрывается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"
Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...
клуб "Родные просторы"
Цель клуба:формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу ,стране,природе,культуре на основе исторических и природных особенностей родного края...
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»
Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»
Задачи:развивать интерес детей к происхождению имен;учить вникать в смысловую сторону слова;развивать языковое чутье, мышление, воображение; повышать речевую активность, способствовать осознанию ...
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»
Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...
Детско-родительский клуб "Родные тропинки"
Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи....
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...