Методические рекомендации к использованию авторской игры "Авиадиспетчеры"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сельдемирова Жанна Александровна

Игра разработана с целью сенсорного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendats.k_igre.docx111.12 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
Администрации Берёзовского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

628140, ул. Аэропорт 24 «А», пгт. Берёзово, Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра, Берёзовский район.                                        

    Тел./ факс: 8 (34674) 2-24-59, тел. общ: 8 (34674) 2-22-48

Электронная почта: solnishkobrz@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию

РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ «АВИАДИСПЕТЧЕРЫ»

C:\Users\Dell\Downloads\MyCollages (55).jpg

Автор: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Сельдемирова Жанна Александровна

Эл.почта: Seldem87@mail.ru

Конт.тел.: 89324393500

БЕРЁЗОВО, 2022

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Игра предназначена для использования детьми старшего (подготовительного) дошкольного возраста.

Возрастная категория – дети 5,5-7 лет.

НАЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Игра способствует развитию пространственной ориентировки и предполагает сформированность следующих умений: 

  1. определение расположения предметов в ближнем пространстве; 
  2. моделирование пространственного расположения предметов;
  3. движение в заданном направлении и изменение его;
  4. ориентировка на поле подноса (альтернатива листу бумаги А4).

          Игра направлена на создание проблемных ситуаций для дошкольников, при этом дети самостоятельно выполняют сложные творческие действия по выходу из проблемной ситуации.

Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Развитие пространственных отношений имеет принципиальное значение для ориентировки ребенка в окружающем мире. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности.

Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.

Пространственный опыт, накапливающийся в течение всей жизни, позволяет по отдельным взаимосвязанным признакам воспринимать пространственные параметры: верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне и др.

Работа по формированию пространственных ориентировок должна вестись по линии усложнения требований:

- к правильности и точности выполнения заданий, связанных с ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по различным заданным параметрам;

- к самостоятельности определения пространственных отношений между объектами и моделирования их взаимоотношений;

- к речевому опосредованию деятельности детей: от использования отдельных пространственных терминов до полного словесного отчета о выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.

        В старшем (подготовительном) дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объяснить ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.

         В связи с этим и была создана развивающая игра «Авиадиспетчеры», которую можно использовать в качестве альтернативы упражнений по ориентированию на листе бумаги.

 

ОПИСАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Игра является частью РППС психологического кабинета, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.

        Игра представляет собой игровое поле (это поднос, который в игре является «радаром» или «экраном» авиадиспетчера), на котором располагаются 4 самолёта.

        

        Детям предлагается кинетический песок 4-х цветов: красный, зелёный, синий, жёлтый. Дети самостоятельно моделируют (лепят) из песка 4 самолёта разных цветов (можно использовать формочку «самолёт»).

        Придумывают названия самолётам по ассоциации к цвету самолёта. Например, красный – Огонь, Помидор, Конь, зелёный – Трава, Яблоко, Инопланетянин, синий – Море, Небо, Река, жёлтый – Солнце, Лимон, Банан и др.

        Дети располагают зелёный самолёт – в правый верхний угол подноса, синий – в левый верхний угол, красный – в правый нижний угол, жёлтый – в левый нижний угол.

ХОД ИГРЫ

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побудем авиадиспетчерами. Кто такой авиадиспетчер? (Ответы детей: он управляет самолётами в небе со своего радара, старается, чтобы они не столкнулись в полёте). Какими качествами должен обладать он? (Ответы детей: внимательный, собранный, умный, находчивый, быстро реагирующий, умеющий работать в команде).

  1. Основная часть.

- Ребята, расположите ваши самолёты все в одном направлении «вверх» (носы самолётов направлены вверх). Пока они находятся на стоянках своих аэропортов. (Дети выполняют).

- Через несколько минут ваши самолёты начнут свой полёт в разных направлениях. Они могут полететь вправо, влево, вверх, вниз. Готовы? Будьте внимательны!

- Зелёный самолёт полетит влево (дети меняют направление самолёта, поворачивают влево) и, следовательно, он прилетит в левый верхний угол

- Синий самолёт полетит вниз (дети меняют направление самолёта, поворачивают вниз) и т.д.

- Жёлтый самолёт полетит вправо (дети меняют направление самолёта, поворачивают вправо) и т.д.

- Красный самолёт полетит вверх (он и так находится в этом направлении) и т.д.

Дети перемещают самолёты в соответствующие углы по направлению.

  1. Проблемная ситуация.

- Красный самолёт полетит влево (дети меняют направление самолёта, поворачивают влево) и, следовательно, он прилетит в левый верхний угол

- Зелёный самолёт полетит вниз (дети меняют направление самолёта, поворачивают вниз) и т.д.

- Синий самолёт полетит вправо (дети меняют направление самолёта, поворачивают вправо) и т.д.

- Жёлтый самолёт полетит вверх (дети меняют направление самолёта, поворачивают вверх) и т.д.

- Внимание, авиадиспетчеры! Срочное сообщение! У жёлтого самолёта обнаружена неисправность, ему необходимо возвратиться в свой первый аэропорт – т.е. в левый нижний угол.  (дети меняют направление самолёта, поворачивают влево)

- Команда, нужно срочно действовать! Ведь могут столкнуться…. (дети называют какие самолёты) Предлагают варианты исправления ситуации.

4.  Заключительная часть.

- Ребята, вы настоящая команда, которая справилась с сложной ситуацией в небе! Расскажу один секрет, самолёты, прибывая в свой аэропорт заходят на посадку друг за другом по кругу. Расположите и вы их на своём радаре так. Спасибо!

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

Ценность состоит в возможности применения воспитателями данной игры в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста при подготовке к школе, как альтернативу ориентированию в пространстве, в частности, на листе бумаги.

https://cloud.mail.ru/public/sQwr/5hTtYxb7P


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.

В методических рекомендациях представлен личный опыт построения  и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной р...

Методические рекомендации по использованию авторских игр и пособий!

Дидактические игры представляют собой многословные, сложные, педагогические явления: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной...

Методические рекомендации по использованию авторской полифункциональной игрушки «Смарт-гнездо»

Актуальность данной разработки заключается в том, что сенсорное развитие направлено на обогащение познавательной сферы ребенка. Авторское пособие «Смарт-гнездо» помогает усваивать сенсорны...

Авторские методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Авторские методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации по использованию авторских интерактивных игр в образовательном пространстве ДОУ

      У старшего дошкольника, как нам известно, лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материа...

Рекомендации по использованию авторских интерактивных игр математического содержания

Рекомендации по использованию авторских интерактивных игр математического содержания как средства развития предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возрас...