Конспект познавательного проектно-исследовательского занятия «Такой загадочный космос»
проект (подготовительная группа)
Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного проектно-исследовательского занятия «Такой загадочный космос»
Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.
Задачи:
- дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,
- научить проводить эксперимент,
- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,
- формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,
- формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Ход занятия.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Скажите, ребята, а какой недавно праздник отмечала наша страна?
- Наша страна отмечала «День космонавтики».
- Как вы уже знаете, 12 апреля первый в мире полёт на космическом корабле совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Своим героическим поступком он открыл дорогу в бесконечное пространство.
- Как вы понимаете, что же такое космос?
(Выслушать ответы, уточнить).
- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.
- Ребята, а кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Желающих много! В таком случае, я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».
А чтобы мы ничего не забывали, некоторые опыты мы будем отображать в своих учёных карточках.
- Космос называют еще и другим словом - Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.
Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.
Опыт № 1 «Солнце и Земля»
Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и маленький шарик, иллюстрация Солнца.
Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?
Вывод: Солнце намного больше земли.
- Чтобы запомнить, наклейте солнце и землю на своих карточках.
Разгадайте загадку: Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.
Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»
Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.
Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.
Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.
Вывод: весь секрет в движении.
- Чтобы запомнить этот закон, приклейте луну на своих карточках.
В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?
Опыт № 3 «Дневные звёзды»
Цель: показать, что звёзды светятся всегда.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.
Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.
Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только ночью на тёмном небе.
- Чтобы запомнить, нарисуйте звезды на своих карточках.
Физкультминутка «Космонавт».
«Чтобы сильным стать и ловким, (основная стойка)
Начинаем тренировку.
Раз, два - выше голова, (голову вверх, выпрямиться)
Три, четыре - плечи шире. (свести лопатки)
Отправляемся в полет, (ходьба на месте)
В невесомости плывем. (руки в стороны, вращение туловища)
В небе ясном солнце светит, (свести руки перед собой, сделав круг)
Космонавт летит в ракете. (развести руки, ноги в стороны –звезда
А внизу леса, поля – (вернуться в основную стойку)
Расстилается земля. (поочередно развести руками в стороны)
Влево, вправо, вверх и вниз, (руки на пояс, повороты влево, вправо,
Вот летит ракета ввысь. (основная стойка, подняться на носки ног)
Пролетая над Землей, (свести руки над головой, изобразив купол ракеты)
Ей помашем мы рукой. (помахать рукой)
На орбите повисим, (покачаться в стороны)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты? (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.)
Опыт № 4 “Метеориты и метеоритные кратеры”
Цель: объяснить детям, что случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты.
Оборудование: тарелка с мукой, теннисный шарик.
Ход: Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
- Чтобы запомнить, нарисуйте метеорит на своих карточках.
- Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. А еще нашу Землю называют Голубой Планетой. Как вы думаете, почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.
Опыт № 5 «Голубое небо»
Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.
Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.
Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.
Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.
- Чтобы запомнить, нарисуйте нашу Землю голубой на своих карточках.
Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты, которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты ближе к нам, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг солнца. Все планеты, а их 9, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.
Пальчиковая гимнастика
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(автор стихотворения - А. Хайт)
Ребята, чем дальше планета находится от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, тем и греют они планету меньше. Планета Меркурий самая горячая. Самая холодная - Нептун. А на планете Венера очень жарко и на ней много вулканов. Давайте посмотрим, как действует вулкан, и чем он опасен.
Опыт № 6 «Вулкан»
Цель: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.
Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красная гуашь, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода, моющее средство.
Ход: В макет кратера вулкана добавляем соду, лимонную кислоту и постепенно вливаем воду. Для более зрелищной демонстрации эксперимента необходимо заранее в макет добавить красную гуашь и немного моющего средства. Тогда «лава» получится правдоподобной. Дети рассматривают «действие вулкана».
Вывод: Вулкан очень опасен: он все сжигает и сносит на своем пути.
- Чтобы запомнить, нарисуйте вулкан на своих карточках.
Итог: Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!
- Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?
- Какой закон вас удивил?
- Какой закон оказался для вас самым интересным?
- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?
- Посмотрите внимательно на свои карточки, в которых вы делали зарисовки.
Благодарю вас за работу в нашей «космической лаборатории», и горжусь вами, как «маленькими учеными». Вы прекрасно справились с сегодняшней задачей «ученых-экспериментаторов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Такой загадочный космос»
Конспект НОД ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Такой загадочный космос"
Проект для подготовительной группы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Этот загадочный Космос»
Конспект по познавательному развитию "Этот загадочный космос"...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...
Конспект НОД по конструированию в технике оригами по теме «Такой загадочный космос. Ракета». (Подготовительная группа)
Конспект НОД по конструированию в технике оригами по теме «Такой загадочный космос. Ракета». (Подготовительная группа)...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в рамках тематической недели «Такой загадочный космос» (представление опыта работы в рамках ОМО )
Представила коллегам опыт работы , проведение различных мероприятий, посвященных Дню Космонавтики...
познавательное занятие "Этот загадочный космос"
Цель: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать воображени...