Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Возрастная периодизация
консультация

Роговая Александра Семеновна

Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса  — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.docx113.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Возрастная периодизация.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, - носителя активности как потребности в деятельности.

Основные признаки, которые позволяют выделить человека - субъекта: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать, по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.

Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формирование оценки, интереса к нему).

Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:

- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Собственно, поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Вывод: Таким образом, ребенок-субъект образовательного процесса рассматривается со следующих позиций: признание за ребенком права на личностное развитие; ребенок имеет право на самостоятельность, творческое проявление своей индивидуальности; вера в силы и возможности ребенка, доброжелательное отношение к нему; принятие личности и активности дошкольника.

Возрастная педагогика. Задачи возрастной педагогики

-Изучить практический опыт работы с различными возрастными периодами.

-Выделить технологии работы с детьми различного возраста

-Выделить тенденции работы с –дошкольниками,

-школьниками

-студентами.

В процессах воспитания и обучения опираться на закономерности развития ребенка различного возраста.

Возраст - это продолжительность периода жизни от момента рождения человека до настоящего или любого момента времени.

Возрастные особенности - предполагают комплекс физических, интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и мотивационных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста

- В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностно отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает от других возрастных групп.

Установлена следующая возрастная периодизация:

-младенчество (от рождения до 1 года);

-преддошкольный или ранний возраст (от года до трех лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);

-школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет);

-младший школьный возраст (от 7 до 10-11 до 14-15 лет);

-старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет).

Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям:

-особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические);

-особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);

-особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду).

Знание закономерностей возрастного развития детей – одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.

Признаки ведущей деятельности: 1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка. 

https://sun9-36.userapi.com/Szjv6zKAVZYr7oaIia7vlx0l7gE4NDxR1gKa-A/-qmzVO5U-cI.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация взаимодействия с родителями как участниками целостного педагогического процесса"

Установление сотруднических отношений с родителями в процессе воспитания,развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи....

Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учре...

Обучение детей в целостном педагогическом процессе

В данной презентации материал об обучении детей в целостном педагогическом процессе,сущность и стуктура обучения детей в целостном педагогическом...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...