Главные вкладки
Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Возрастная периодизация
консультация
Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.docx | 113.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Возрастная периодизация.
В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, - носителя активности как потребности в деятельности.
Основные признаки, которые позволяют выделить человека - субъекта: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать, по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.
Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формирование оценки, интереса к нему).
Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:
- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
- с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Собственно, поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;
3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Вывод: Таким образом, ребенок-субъект образовательного процесса рассматривается со следующих позиций: признание за ребенком права на личностное развитие; ребенок имеет право на самостоятельность, творческое проявление своей индивидуальности; вера в силы и возможности ребенка, доброжелательное отношение к нему; принятие личности и активности дошкольника.
Возрастная педагогика. Задачи возрастной педагогики
-Изучить практический опыт работы с различными возрастными периодами.
-Выделить технологии работы с детьми различного возраста
-Выделить тенденции работы с –дошкольниками,
-школьниками
-студентами.
В процессах воспитания и обучения опираться на закономерности развития ребенка различного возраста.
Возраст - это продолжительность периода жизни от момента рождения человека до настоящего или любого момента времени.
Возрастные особенности - предполагают комплекс физических, интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и мотивационных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста
- В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностно отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает от других возрастных групп.
Установлена следующая возрастная периодизация:
-младенчество (от рождения до 1 года);
-преддошкольный или ранний возраст (от года до трех лет);
-дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет);
-школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет);
-младший школьный возраст (от 7 до 10-11 до 14-15 лет);
-старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет).
Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям:
-особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические);
-особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);
-особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду).
Знание закономерностей возрастного развития детей – одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности.
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.
Признаки ведущей деятельности: 1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация взаимодействия с родителями как участниками целостного педагогического процесса"
Установление сотруднических отношений с родителями в процессе воспитания,развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи....
Проектный метод как особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Консультация для воспитателей...
Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учре...
Обучение детей в целостном педагогическом процессе
В данной презентации материал об обучении детей в целостном педагогическом процессе,сущность и стуктура обучения детей в целостном педагогическом...
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...