Обучение детей в целостном педагогическом процессе
презентация на тему

Тимченко Мария Юрьевна

          В данной презентации материал об обучении детей в целостном педагогическом процессе,сущность и стуктура обучения детей в целостном педагогическом процессе,особенности деятельности педагога в процессе обучения,особенности учения ребенка в процессе обучения, место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО, принципы обучения детей дошкольного возраста,методы обучения,формы организации обучения дошкольниов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5_obuchenie.ppt125 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика дает ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения); «Чему учить?» (содержание обучения); «Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала). Основатель дидактики - великий чешский педагог Я. А. Коменский

Слайд 2

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Слайд 3

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Слайд 4

Особенности учения как деятельности ребенка в процессе обучения Учение как деятельность ребенка дошкольного возраста - это особый вид познавательной деятельности , которая осуществляется в процессе обучения. Своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста в том, что она протекает только при участии взрослого , его руководстве и сопровождении. Следовательно, условием организации учебной деятельности является общение педагога и ребенка по поводу ее предметного содержания, ее совместный характер осуществления. Учение - это деятельность, в ходе которой осуществляется освоение, закрепление, применение ребенком знаний и умений, развитие его самостоятельности в решении учебных задач, становление интересов и развитие творческих способностей, самооценки достижений, освоение и принятие ценностей .

Слайд 5

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества. Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО

Слайд 6

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения . В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста , 2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения. 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста . Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка. Принцип научности и системности знаний Принцип доступности Принцип интеграции Принципы обучения детей дошкольного возраста

Слайд 7

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения Принцип наглядности Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала . Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей . Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка. 2. Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения

Слайд 8

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками : он обозначает цель обучения , способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого . Прием обучения - структурная единица метода . Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Слайд 9

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Слайд 10

Информационно-рецептивный метод - экономный путь передачи информации Особенности деятельности педагога: Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения Особенности деятельности ребенка : Восприятие знаний, осознание, запоминание. Примеры применения : Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение. Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений. Особенности деятельности педагога: Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением. Особенности деятельности ребенка : Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. Примеры применения : Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель.

Слайд 11

Проблемный метод (метод проблемного изложения) - педагог ставит проблему и показывает путь ее решения. Особенности деятельности педагога: Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. Особенности деятельности ребенка : Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. Примеры применения : Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разре­шение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино. Эвристический метод ( частично-поисковый) - проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях). Особенности деятельности педагога: Постановка проблем, предъявление зада­ний для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей. Особенности деятельности ребенка : Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание. Примеры применения : Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.

Слайд 12

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. Особенности деятельности педагога: Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Особенности деятельности ребенка : Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль. Примеры применения : Творческие упражнения, элементарный опыт, эксперименирование. Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

Слайд 13

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают: -индивидуальные - педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа); -групповые - педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям; -коллективные - совместное выполнение задания несколькими детьми; -самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Слайд 14

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся . Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения. С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие . Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков: 1)на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения; 2)занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы; 3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

Слайд 15

В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение. На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами - музыкальным и физкультурным руководителями в специально оборудованных для данных видов деятельности помещениях. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Слайд 16

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня: Обучение в образовательной деятельности в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...

План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...