Краткосрочный проект на 5 дней для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Правила этикета за столом"
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный проект включает в себя конспект пяти занятий разных видов по теме "Правила этикета за столом" (чтение, речевое развитие, рисование, лепка, практическое занятие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kratkosrochnogo_proekta_na_5_dnei_dlya_detei_starshei_gruppy_5-6_let.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект краткосрочного проекта на 5 дней для детей старшей группы (5-6 лет)
Тема: "Правила этикета за столом для дошкольников"
День 1: Познавательное и речевое развитие.
Тема урока: Введение в этикет и правила поведения за столом.
Задачи:
Познакомить детей со столовым этикетом.
Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.
Материалы:
Презентация: Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом; столы, стулья; мячик для игры.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Я рад вас видеть!» (дети стоят в кругу). Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не приветствует своего соседа.
Беседа о поведении за столом. Чтение стихотворения.
Как стелить нам надо скатерть?
Положить где вилку? Нож?
И на стол нам локти класть ли?
Чавкать можно? Вкусно ж все!
Что нам можно есть руками?
Ложку правильно как взять?
За едой общаться можно?
Или лучше помолчать?
На все вопросы даст ответ
Наш столовый этикет.
- Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.
- И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой ты руки старательно с мылом помой.
(Закрепление правила).
- Давайте представим, что мы моем руки (имитируем движение мытья рук). Ой, холодная вода побежала! (Поежились). Давайте сделаем воду приятной для мытья рук, что надо сделать? (включить погорячее).
Перед каждым правилом предъявляется картинка.
Вас позвали на обед?
Соблюдайте этикет.
Не спешите сами есть,
Предложите даме сесть.
(Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол,
помогают им отодвинуть стул и сесть).
-Учитесь культурными быть понемножку
И пользуйтесь ножиком, вилкой и ложкой:
Для супа столовую ложку берешь,
Для мяса используйте вилку и нож.
Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Вот в левую руку ты вилку возьмешь,
А в правой держать полагается нож.
Попробуйте вилкой мясо держать,
Ножом по кусочку его отрезать.
А если положена вилка одна,
То в правой руке находиться должна.
Блюдо с хлебом далеко
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть
Попроси их вежливо.
И припомни снова,
Вежливое слово.
(Вместе делаем вывод.)
На стуле не качайся
И низко над тарелкой
Своею не склоняйся!
(Вместе делаем вывод.)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жевать и беседовать очень опасно:
Никто вашу речь все равно не поймѐт,
А вдруг «не в то горло» еда попадет?
Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
(Вместе делаем вывод.)
Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
(Вместе делаем вывод.)
Физкультминутка.
- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни — разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(руки вытягивают вперед.)
- Молодцы, продолжаем занятие.
Один мой знакомый поесть обожает,
Но после «спасибо» сказать забывает.
Зачем вам, друзья, на него походить?
«Спасибо» нетрудно совсем говорить.
Волшебное слово «спасибо» скажите,
Свою благодарность за труд покажите.
(Вместе делаем вывод.)
После еды не ленитесь,
За собой посуду уберите.
Вы можете маме своей предложить
И вытереть стол, и посуду помыть.
Игра «Съедобное – несъедобное»
С помощью мяча играем в игру съедобное - несъедобное.
Пальчиковая гимнастика. «ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга).
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Подведение итогов.
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.
- Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили.
- Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как важно знать правила этикета!
День 2: Художественное развитие
Тема урока: Рисование на тему столового этикета.
Задачи:
Продолжать знакомить детей детей со столовым этикетом.
Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
Развивать умения различать посуду по назначению.
Воспитывать аккуратность, внимательность.
Развивать с помощью рисования пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику, воспитывать работоспособность, терпеливость, аккуратность, чувство цветовой гармонии.
Цель: Уточнить представления детей о посуде и столовых приборах, о их значимости в сервировке стола (служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен окружающим).
Ход урока:
Вступление:
Чтение стихотворения:
Д. Злочевский
Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
Рыбу, мясо и омлеты.
О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Воспитатель напоминает о вчерашнем занятии: "Вчера мы с вами говорили о том, как правильно вести себя за столом. Но не менее важно знать, как должны лежать на столе приборы, с помощью которых мы едим.
В одной посуде мы готовим еду — это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки, из другой—едим и пьем, называя ее какой? – столовой, чайной, кофейной.
Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Как мы называем такое блюдо? Какие супы бывают? Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.”
Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая — столовая — для вторых горячих блюд. Приведите примеры, что вы кушаете на второе?
Для холодных и теплых жидкостей — воды, сока, киселя, компота, что обычно мы с вами пьем в садике — удобны стаканы.
Но одной посуды недостаточно — нужны столовые приборы : ножи, вилки, ложки. Самые большие из них — столовые нож и вилка — предназначены для вторых горячих блюд.
Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши.
Пальчиковая гимнастика.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.
Сегодня мы с вами попрактикуемся – на листочках сделаем сервировку стола, внимательно рассмотрим картинки, которые я вам выдам и раскрасим. Так мы с вами лучше запомним, как должны лежать столовые приборы, чтобы в будущем уметь самостоятельно раскладывать их на столе.
Воспитатель раздает материалы. Подсказывает, дает указания в ходе работы.
Выставка рисунков: Дети представляют свои работы, делятся своими эмоциями и мыслями о своих рисунках.
День 4: Художественное развитие: лепка.
Тема урока: Лепка чайного сервиза из пластилина.
Задачи:
1. Учить детей создавать изображение посуды — чашки из целого куска пластилина, передавать пропорции, характерные особенности.
2. Закреплять приемы лепки, полученные в предыдущих группах: раскатывание пластилина круговыми движениями, сплющивания, вытягивание, оттягивание.
3. Продолжать воспитывать интерес к лепке.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, активность, самостоятельность.
5. Продолжать развивать мелкую моторику, развивать чувство цвета, формы.
6. Развивать познавательные психические процессы, речь.
Материал к занятию:
Демонстрационный: чашка с блюдцем.
Раздаточный: пластилин, дощечки, салфетка.
Ход занятия:
Повторение прошлой темы, вопросы детям о поведении за столом, о правильной сервировке стола.
Звучит весёлая музыка, появляется Петрушка (игрушка) с сундучком.
А на ярмарке товары…
Покупают люди сушку,
А на дивную посуду
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша!
Петрушка: Ребята, вы на ярмарке были? (Нет) Так скорее смотрите. Как одним словом можно назвать эти предметы? Теперь назовите каждый. Что это? (Ответы детей) Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Как такую посуду называют?
Петрушка: А вы купили бы у меня посуду?
Дети: «Да».
Петрушка роняет сундучок: Ой, ребята, мой сундучок упал и вся посуда разбилась! Что же мне теперь делать, что продавать?
Воспитатель: Давайте поможем Петрушке слепить новую посуду, да не простую, а волшебно-расписную, какой в сундучке нет. Сегодня мы с вами слепим для Петрушки чайную пару.
— Итак, посмотрите, как выглядит блюдце и чашка.
— Скажите, что есть у чашечки.
Дети: У чашки есть донышко, стеночки и ручка.
— Давайте сравним чашку и блюдце, чем они похожи.
Дети: У них донышки круглые.
— А чем отличаются,
Дети: Чашка глубокая, у неё высокие края, а блюдце мелкое.
— Внимательно посмотрите, как я буду лепить блюдце. Сначала раскатывает шар, затем сплющиваем его и немного прищипываем и поднимаем вверх края. Вот такое блюдце у меня получилось.
— Теперь посмотрите, как я буду лепить чашку. Вот возьму я кусочек пластилина, разомну его, скатаю шарик.
На ладонь его положу, большим пальцем посредине вот так – ямочку вдавлю. А теперь я потихоньку прищипну края и подниму их вверх.
Выровняем края чашечки, вроде чашка и готова, но за что ж держать её?
Правильно, надо ручку сделать чашке. Снова маленький кусочек пластилина на руку кладу. Раскатаю его ладошками вдоль, чтобы получилась колбаска.
К чашке ручку прикреплю. Вверху придавим, согнем и внизу прижмем.
Вот и готова чашка, ребята. Вы, поняли, как лепить?
Перед тем как мы приступим к изготовлению чашки и блюдца, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре – (хлопки ладошками).
Мы посуду перемыли: — (одна ладонь скользит по другой.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку, (загибаем пальчики по одному на каждое
И большую поварёшку. на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
только чашку мы разбили, (снова
нос у чайника отбился, загибаем
ложку мы чуть-чуть сломали, пальчики)
Так мы маме помогали (хлопки ладошками)
— Пальчики размяли, вспомним правила использования пластилина: клади пластилин на специальную дощечку. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.
— Итак, приступим.
Я уверена, что вы сможете слепить отличную чайную посуду.
(Дети приступают к работе, а воспитатель помогает)
Воспитатель: Вот посуда и готова,
Посмотрите на столы.
Посмотрите и решите,
Все ль работы хороши!
Петрушка: «Спасибо, друзья, за подарки с ярмарки. Ставьте мне их в сундучок, скорее понесу на свой прилавок. До свидания!»
День 5: Конспект занятия «Сервировка стола к чаепитию»
Цели: Сервировка стола к чаепитию.
Задачи:
1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
2. Обобщить материал по культуре поведения за столом, последовательности сервировки стола и принадлежностей для чаепития.
3. Развивать интерес к культуре приема пищи.
Ход занятия.
Слайд №1 Дети сидят за партами.
Сюрпризный момент
Слайд №2-5 Звучит красивая мелодия, голос читает текст, слайд шоу. Это чайник не простой - это чайник заварочный. В нём заваривают чай. Показываю детям электрический чайник. А это чайник для кипячения воды - в нём кипятят воду для чая. Их нужно узнавать и отличать друг от друга. Рассмотрите заварочный чайник, он может быть сделан из разных материалов, но его не греют на плите и не включают в розетку. В него кладут заварку и заливают кипятком.
Слайд №6 Сегодня мы поговорим о чаепитии, вспомним правила поведения за столом, которые вы учили на уроках СБО и займёмся сервировкой стола для нашего чаепития.
Но для начала вспомним правила поведения во время приема пищи.
1. Во-первых, покажите, как нужно сидеть за столом…
Молодцы. Правильно. Нужно сидеть ровно и не вертеться по сторонам. Не кладите локти на стол – это не вежливо.
Ноги должны находиться на полу.
2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала нужно прожевать и проглотить пищу, а затем можно начать дружескую беседу или спросить собеседника о чём-либо.
3. Старайся не стучать ложкой о край стакана во время размешивания сахара, есть выпечку и пить чай беззвучно.
Слайд №7 Чаепитие бывает ежедневным и по поводу торжественных событий. На праздник приходят гости и общаются за чашкой чая. Для чаепития необходима особая сервировка стола. Основная цель сервировки стола – расположить предметы на столе наиболее удобно и обеспечить гостей всем необходимым.
Слайд №8 Что значит, выражение сервировать стол? Это значит подготовить его для приема пищи. Люди много думали о правилах сервировки, которые подойдут для разных случаев торжественных застолий. И теперь существуют определенные правила и порядок сервировки стола.
Слайд №9 Рассмотрим фото красиво накрытых чайных столиков и
Слайд №10 схему сервировки стола …
Для начала выберем посуду для чаепития и вспомним, как называется каждый предмет.
Глеб, найди на плакате предметы посуды для чаепития. Назови их. (Заварной чайник, сахарница, чайная ложка и т. д.)
Паша и Егор, перед вами на столе изображения посуды. Выберите и покажите чайную (чашка, блюдце, конфетница)
Вы хорошо справились.
Но для сервировки стола, одной посуды не достаточно. Нужны предметы- украшения.
Слайд №11
Если стол она покроет,
-вкусно кормит, сладко поит.
Может мать или служанка?
Чудо ….
Слайд №12 скатерть-самобранка
Подойди и возьми скатерть.
Таймаз, помоги мне застелить стол скатертью. Благодарю.
Слайд №13 По количеству детей раскладываю схемы расстановки предметов.
В это время читаю следующую загадку:
Предмет тот может быть бумажным
(и без неё не обойтись,
А может быть такою важной,
Такой красивой – приглядись!
На ней и вышивка и бисер,
И кружева и бахрома,
И мне она тем более, дороже,
Что сделала её сама.
Слайд №14 (салфетка)
Показываю детям разнообразные виды салфеток (3-4 шт)
… Поставь, пожалуйста, салфетницу на стол.
А теперь мы все вместе поиграем, повторяйте движения за мной:
Слайд №15 Вот большой стеклянный чайник -
(Встать, положить руки на пояс)
Очень важный, как начальник.
(Посмотреть по сторонам)
Вот серебряные ложки,
(Потянуться вверх)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Вытянуть руки перед собой)
Слайд №16 Показываю «Волшебный мешочек». В этом мешочке предметы для обеда. ….опусти руку в мешочек, нащупай и достань один предмет. Рассмотри его и скажи, как он называется.
Предметы:
1. Ложка.
2. Вилка
3. Тарелка.
4. Салфетка. (Она нужна, чтобы не испачкать одежду во время чаепития.)
Ребята, мы с вами вспомнили правила поведения за столом и названия посуды для обеда. А теперь вместе с вами сервируем стол к обеду. (фоновая музыка)
Слайд №17-19
Сегодня у каждого из Вас есть набор для сервировки стола. Чтобы правильно сервировать стол необходимо сначала разложить салфетки, сверху расставить тарелки.
Посмотрите, как это сделаю я…
Справа от тарелки ставим вилку и ложку. В тарелку посередине кладем хлеб для супа. Слева от тарелки кладем бумажную салфетку.
Рефлексия.
Присядьте, ребята на свои места и посмотрим, какой красиво сервированный стол у нас получился.
Слайд №20 Кто покажет и назовёт предмет, который первым оказался на нашем столе. (салфетка). Теперь выпрямите спинки и покажите, как правильно сидеть за столом. Показываю указкой на отдельные предметы на столе и прошу назвать их. Теперь у нас получится отличный обед, но сначала мы должны помыть руки.
Слайд №21 Скажем до свидания нашим гостям и начнём обед после небольшого перерыва.
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный образовательный проект по ОБЖ для детей старшей группы с ОНР Тема: «Безопасность в помещении»
Краткосрочный образовательный проект по ОБЖ для детей старшей группы с ОНРТема: «Безопасность в помещении» Цель проекта: Формирование у детей осознанного и отв...
Краткосрочный проект по исследовательской деятельности детей старшей группы «Мир рыб реки Енисей»
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей реки Енисей; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, д...
Краткосрочный проект по БДД для детей старшей группы детского сада «Улицы нашего города»
Актуальность:Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детско...
Краткосрочный проект «Синичкин день» для детей старшей группы
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в д...
Проект для детей старшей группы детского сада «Подарки-традиции и этикет»
: В наблюдениях и беседах с детьми выявлена проблема -недостаточности сформированности представлений о традициях «дарить подарки», отсутствие знаний о этикете дарения, возможно...
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Насекомые»
. Наша задача через проект формировать у дошкольников бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу....
Краткосрочный проект «Золотая осень» для детей старшей группы
Цель:расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях....