Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»
презентация по теме

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация Neffy2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Одна из приоритетных целей современного образования – способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка    с обществом, формированию его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.

В последнее время встает вопрос о так называемых трудных детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось.

Несмотря на накопленный опыт изучения «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей, проблема отклоняющегося или девиантного поведения, остается до сих пор одной из актуальных и малоизученных.

Такая ситуация объясняется целым рядом факторов: деформацией институтов социализации детства и молодежи,   сменой приоритетов коллектива и личности в процессе обучения и воспитания,   существенной деформацией института семьи в условиях нестабильности семейно-брачных отношений и безработицы; увеличением правонарушений среди молодежи и неуклонным ростом ненаказуемого антисоциального поведения среди подростков.

Актуальность данной проблемы определяется и тем, что существующий уровень профилактики девиантного поведения детей не отвечает в полной мере современным требованиям, предъявляемым к детям дошкольного и школьного возраста в  в условиях новой организации обучения, воспитания.

Прежде всего, это касается недостаточной разработанностью методов и технологий профилактики девиантного поведения детей, включенных в дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также ситуации, сложившейся  в отечественной психологической науке, где   основное внимание уделяется  девиантным подросткам .  

Поиск эффективного решения проблемы детской девиантности   связан с расширением понятия «девиантность», за счет включения в него промежуточной стадии — преддевиантности, т.е. пограничного поведения между нормативным и девиантным, что может существенно повысить эффективность   профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. В силу этого, попытки некоторых авторов (Ф. Патаки, Е.В. Саенко) - о введении данного понятия в девиантологию  кажется вполне оправданными.

Очевидно, что изучение особенностей преддевиантного поведения, как его начальной, неспецифической от возраста, стадии может существенно повысить эффективность психологической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Учитывая снижение возрастного порога детской девиантности, на наш взгляд, целесообразно изучать многие аспекты психологической профилактики девиантного поведения не столько в подростковом и даже в младшем школьном возрасте, сколько - в дошкольном. Как известно, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью. Вместе с тем, исходя из ведущей деятельности и социальной ситуации развития, было бы неадекватно говорить о феноменах девиантного поведения у дошкольников. Вероятно более конструктивной была бы ориентация на профилактику преддевиантного поведения в детских группах дошкольников. В этой связи особого внимания заслуживают такие не изученные аспекты как, например: выявление фактов наличия преддевиантного поведения у дошкольников, проявлений ведущих типов преддевиантного поведения и порождающих их детерминант. Социального рассмотрения требует и разработка социально-психологических методов профилактики различных проявлений преддевиантного поведения.

Трудные, с преддевиантным   поведением,  педагогически запущенные дети   сопротивляются педагогическому воздействию и доставляют массу трудностей педагогам, родителям, при этом их не следует считать потерянными людьми. Они оказались такими в силу сложившихся обстоятельств, условий жизни, из-за отсутствия должного внимания и заботы со стороны   всего окружения.

     

Основные причины трудностей:

  1. биологические - дети с высокой наследственной отягощенностью психическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом, ММД, родовые травмы:
  2. социальные - воспитание в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;
  3. психологические - интеллектуальная, личностная незрелость,  отрицательное  отношение к занятиям, неумение выполнять на занятии определенные действия
  4. педагогические - степень интеллектуального развития, неполное усвоение программы обучения, узкий кругозор, бедность активного словаря.

Работа с «трудными» детьми.

   

            Первым этапом в работе является педагогическая диагностика.

Диагностирование особенностей развития и поведения трудного ребенка   предполагает многоуровневое изучение его личности, что позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими воспитанниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных   нарушений или их начальные проявления,   установить вид и объем педагогической помощи.

          Диагностика состоит в сборе информации из бесед с детьми, педагогами, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений.

             

    Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики, завершается выдвижением гипотезы о причинах  трудностей.

С целью более глубокого  и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными     в результате применения    психодиагностических методик.

    Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.

  Изучение зоны ближайшего окружения:

- семья;

- общение в д\с  и вне его;

- на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.

     

 Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает, тем самым, социальный статус ребёнка.

 В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в воспитании и обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование родителей по сложным ситуациям. В силу особенностей  вида деятельности дошкольников нужно создавать во время занятий ситуации с элементами новизны, занимательности, опираться на жизненный опыт детей, а также следить за  нагрузкой. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости.

Работа с данными детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников №25» города-курорта Кисловодска

Выступление по теме:

«Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Подготовила

педагог-психолог

 

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

«Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях. Нетрадиционные формы работы с семьей».

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения

В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Не секрет, что играя, ребёнок развивается. В данном материале представлены игры, в которые можно играть и развиваться....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода....