План самообразования по экологическому воспитанию 2024-2025 учебный год
материал (старшая, подготовительная группа)

Соболева Наталья Владимировна

План самообразования воспитателя старшей разновозрастной группы по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2024.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п.Черемушки»

План по самообразованию воспитателя

тема:

«Экологическое воспитание детей  в ДОУ»

старший дошкольный возраст

2024 - 2025 учебный год

Выполнила: воспитатель

Соболева Н.В.

Лешова Светлана Ива

2021-чебный год

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
  • привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе  средствами труда.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.

На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

  1. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
  2. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
  3. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
  4. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками  по результатам диагностики.
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
  1. Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.

  1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
  2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  3. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  4. Участие в конкурсах.

Формы работы с детьми:

  • -совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • -индивидуальная работа с детьми;
  • -свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • -анкетирование родителей;
  • -консультации;
  • -индивидуальные и групповые беседы;
  • -оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки), привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)

Ожидаемые результаты для детей:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к

окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего   дошкольного возраста
  • пополнена  РППС

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
  • Реализация  и презентация проектной деятельности;
  • Презентация и обобщение опыта  педагога по теме самообразования;.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»

3.ЧтениеД. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

Октябрь

1.Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

2.Создание эколого-развивающей среды (центр природы).

1.Опытно-исследовательская деятельность

2.ЧтениеВ. Бианки «Как муравьишка спешил домой»

3. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»

4.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Лес и наше здоровье»

1.Консультация: «Экология и мы»

2.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»

Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание:

П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Памятка для родителей : «Синичкин день»

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:  «Покормим птиц зимой».

2.Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц».

3.Игровая деятельность.

4. Зимняя выставка поделок: «Новогодняя сказка»

1.Изготовление кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»

2.Памятка: «Экологическое воспитание»

 

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2.Чтение

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»;

«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

2.Памятка: «Мы против мусора»

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.

2.Изучение нового материала по экологии;

1.Проведение народного праздника «Масленица».

2.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»


Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2.Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации:«Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Помощь в изготовлении скворечников «Скворушка»

2.Разработка и проведение консультации для родителей:

«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»

3.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Экологическая тропа»

1.Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2021»

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Работа над проектом: «Цветущий участок» (посадка цветов на клумбы)

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»

2.Совместная работа по созданию альбомов: «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Список литературы

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по экологическому воспитанию

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изу...

план самообразования по экологическому воспитанию детей среднего возраста

Разработка годового плана самообразования по экологическому вопитанию с детьми среднего возраста...

План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы...

План самообразования 1-младшая группа 2024-2025

laquo;Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год

Актуальность выбранной темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Че...

План самообразования музыкального руководителя на 2024-2025 учебный год.

План самообразования на 2024-2025 учебный годТема: «Развитие ритмического слуха дошкольниковчерез технологии Карла Орфа».АктуальностьАктуальность проблемы заключается в том, что издав...