План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.
материал по окружающему миру (старшая группа)
Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saoobrazovanie.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
год | Проблема | Этап | Содержание работы | Результат Форма отчетности | ||
2023 - 2024 | Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. | Основной | Составление перспективного плана работы с дошкольниками, родителями. | Перспективный план работы с родителями (приложение 1) Перспективный план работы с дошкольниками (приложение 2) |
Анкета для родителей
Целью анкетирования является: определение, насколько родители правильно понимают важность и значимость экологического воспитания дошкольников.
- Знаете ли Вы, что такое экология (что изучает эта наука, чем занимаются экологи)?____________________________________________________________________________________________________________________________
- Достаточно ли внимания, на ваш взгляд, в дошкольном образовательном учреждении уделяетсямэкологическому образованию детей?______________ Как это отражается на вашем ребенке:
∙ ребенок делится впечатлениями от наблюдений за объектами живой и неживой природы,результатов экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду;_________________________________________
∙ обращает внимание на окружающую его природу;______________________
∙ интересуется стихами, рассказами, пословицами, просмотром фильмов, слайдов о природе, растительном и животном мире.______________________ - Учите ли Вы ребенка видеть и чувствовать красоту природы, понимать экологические связи, место и роль человека природе? __________________________________________________________________
- Знакомите ли Вы ребенка с правилами поведения на природе? (Перечислите эти правила) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нравится ли вашему ребенку искать в окружающем мире что-то новое, интересное, загадочное, увлекательное? _________________________________________________________________
- Бывая в лесу, на лугу, в поле, знакомите ли Вы ребенка:
∙ с разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания;
∙ растениями, насекомыми, занесенными в Красную книгу. __________________________________________________________________ - Есть ли у вашего ребенка любимые растения, домашние животные? Какие?
__________________________________________________________________ - Ухаживает ли ребенок за ними самостоятельно? __________________________________________________________________
- Учите ли Вы ребенка понимать состояние растений, животных,сочувствовать и помогать им?
__________________________________________________________________ - Участвует ли ваш ребенок в посеве семян для выращивания рассады овощей, цветов и последующем регулярном наблюдении за всходами? __________________________________________________________________
- Интересуетесь ли Вы материалами по воспитанию у детей экологической культуры, размещенными на стенде? Есть ли у Вас предложения по изменению или дополнению этого материала? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Принимаете ли Вы участие вместе с ребенком в оформлении цветника, посадке деревьев около вашего дома? _________________________________________________________________
- Будете ли Вы участвовать в фотовыставках, конкурсах и других мероприятиях, планируемых в ДОУ, в рамках экологического образования детей?_____________________________________________________________
- Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому образованиюдошкольников?__________________________________________
- Ваши предложения, пожелания ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
Месяц | Мероприятия и форма проведения | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей | Определить у родителей уровень правильно понимания и значимости экологического воспитания дошкольников. |
Сентябрь | Муниципальный конкурс «Праздник эколят – молодых защитников природы» | Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования |
Октябрь | Творчекий конкурс «Осенние креативные зонты» | Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.. |
Ноябрь | Праздник «День Матери», персональная выставка рукодельниц группы. | Применение иновационных технологий в творческой деятельности. |
Ноябрь | Родительский «Кампус». Мастер-класс по изготовления «Слайма» - экспериментальная деятельность. | Приобщение родителей к жизни ДОУ |
Декабрь | Организация ранней профориентации старшего дошкольного возраста. Трудовая дисциплина – важное средство всестороннего развития личности дошкольников. Фестиваль BebiSkills. | Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания. |
Декабрь | Выставка детско-родительского творчества «Символ 2024 года» | Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности |
Февраль | День здоровья - «Фитотерапия». | Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей и формирования ЗОЖ. |
Март | Конкурс детско - родительского творчества «Живут на свете чудеса». | Способствовать коммуникации родителей и детей через продуктивный вид деятельности. |
Апрель | Выставка поделок «Эколята – защитники природы!» | Сплочение детско – родительского коллектива. |
Апрель | Опытно-экспериментальная деятельность «Огород на окошке» | Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке. |
Май | Реализация проекта экологической направленности по программе «Ступеньки в мир экологии». | Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города. |
Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
№ | Тема образовательной деятельности | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Наблюдение «Цветущие растения нашего участка» Исследовательская деятельность «Как развивается растение» | Определить названия цветущих растений, закрепить части растения, учить сравнивать по высоте, форме, окраски листьев, цветов, стеблей, по запаху, определить их назначение (корень впитывает влагу, питательные вещества, стебель приносит их к листьям, цветкам, листья поглощают свет, из цветов потом будут семена). |
2. | Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?» | Развивать логическое мышление (какое было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов?), организовать деятельность по сбору семян. |
3. | Наблюдение за живой и неживой природой. Как заполнять календарь природы? | Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. |
4. | «Овощи и фрукты на нашем столе» Эксперимент «Отгадай на вкус и по запаху» | Уточнять представление детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах употребления их в пищу; закреплять представление о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
Октябрь | ||
1. | Экскурсия в библиотеку «Писатели о природе» | Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следить и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством В.Бианки. |
2. | Наблюдение за комнатными растениями (в группе) | Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засушливых; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. |
3. | Экспериментирование с песком и глиной. «Песок, глина – наши помощники». | Закрепить свойства песка и глины, помочь определить может ли песок двигаться, уточнить правила безопасности. |
4. | Экспериментирование с воздухом. «Этот удивительный воздух». | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Ноябрь | ||
1. | Наблюдение за живой и неживой природой:«Уходит золотая осень» | Уточнять представление детей об осени, когда все в природе меняется; развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения. Смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. |
2. | Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. |
3. | «Наши четвероногие друзья» Наблюдение за животными (видеофильм) | Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак можно использовать на разных службах. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно общаться с ними. |
4. | «Детёныши – непоседы» | Закрепить у детей элементарные представления о детёнышах домашних животных, продолжать постепенно знакомить с миром природы, формировать познавательный интерес к природе, способствовать развитию эстетического восприятия мира. |
Декабрь | ||
1. | Пришла зима холодная Опыты и эксперименты с водой и снегом | Уточнить представление детей о зиме как сезоне, наиболее благоприятном для жизни растений и животных в природе; развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности; помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) |
2. | «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. |
3. | Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для них трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. |
4. | Наблюдение за природой. Опыты со снегом «Красивый снег» | Наблюдать с детьми свойства снега; показать детям, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне, опытническая деятельность. |
Январь | ||
1 | «Что за зверь?» | Формировать умение детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. |
2. | Наблюдение за природой. Наблюдение «Птицы на кормушке» | Обратить внимание детей на то, какие птицы прилетают к кормушке на участке, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле; закрепить умение различать птиц по их внешнему виду. Воспитывать желание заботиться о них. |
3. | «Лес – это дом для многих жильцов» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. |
Февраль | ||
1. | Как люди помогают лесным обитателям | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. |
2. | Сравним кошку с собакой | Уточнить представление детей о кошке и собаке как домашнем животном, закрепить умение различать их по внешнему виду, воспитывать любовь к домашним питомцам. |
3. | Береги деревянные предметы Игра-эксперимент «Деревянный мир» | Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; познакомить с богородской резной игрушкой. дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить. |
4. | Бережно относимся к бумаге Игра-эксперимент «Свойства бумаги» | Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна. |
Март | ||
1. | Как люди заботятся о своем здоровье весной. Опыты «Фабрика питания» | Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тема есть скелет, сердце, легкие, что все органы нужны для человека; что организм надо развивать и укреплять; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами, формировать понятие о полезной и вредной пище. |
2. | Наблюдение «Выращиваем лук» Исследовательская деятельность «Лук от семи недуг» | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта. Делать зарисовки. Учить замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. |
3. | «Весенние заботы птиц» | Уточнить представления детей о жизни птиц, воспитывать желание беречь и охранять природу. |
4. | Наблюдение за природой «Уж тает снег, бегут ручьи…» Опыты и эксперименты с водой и снегом | Закрепить элементарные представления об изменении природы весной, развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой; помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) |
Апрель | ||
1. | Весна в жизни лесных зверей | Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные. |
2. | Наблюдение за природой Не рвите цветы, не рвите! Пусть будет нарядней Земля! | Продолжать формировать обобщённые представления о первоцветах, пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе, воспитывать бережное отношение к ней. |
3. | Наблюдение «Мать и мачеха – первые цветы на нашем участке» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения; учить устанавливать причинно – следственные связи. |
4. | «Тропинка в лес» Игра-эксперимент «Свойства воздуха» | Продолжать формировать обобщённое представление о лесе, развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, воспитывать бережное отношение к родной природе. Формировать у дошкольников элементарные экологические представления о неживой природе, мыслительные операции через поисково – познавательную деятельность. |
Май | ||
1. | Наблюдения за природой. Земля - наша кормилица | Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы, показать взаимосвязь живого на земле. |
2. | Опытническая деятельность с водой | Продолжать знакомить детей с свойствами воды, дать представление о том. Что чистая вода не имеет запаха. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. |
3. | Наблюдение за насекомыми | Уточнить представление детей о разнообразии насекомых, закрепить умение различать их по внешнему виду, воспитывать бережное отношение к насекомым |
4. | Как человек охраняет природу | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники. Рассказать, что есть охраняемые растения и животные, познакомить с красной книгой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...
Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.
Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой....
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы (4-5 лет) на 2023 - 2024 учебный год
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО). Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся (воспит...
План работы с родителями подготовительной к школе группе родителями (законными представителями) 2023– 2024 учебный год
Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...
План работы с родителями инструктора по физической культуре Волковой А.И. на 2023-2024 учебный год
План работы с родителямиинструктора по физической культуреВолковой А.И....
Аналитический отчёт педагога за 2023-2024 уч.год по теме самообразования «Экологическое воспитание и природоохранная культура дошкольников в ДОУ"
В отчете предоставлена информация о деятельности педагога, использование им методической литературы, взаимодействие с другими педагогами, об участие в работе проблемной площадки начальное инжене...