План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saoobrazovanie.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

год

Проблема

Этап

Содержание работы

Результат

Форма отчетности

2023

-

2024

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в мире, стране и в родном крае диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Основной

Составление перспективного плана работы с дошкольниками, родителями.

Перспективный план работы с родителями

(приложение 1)

Перспективный план работы с дошкольниками

(приложение 2)

Анкета для родителей

Целью анкетирования является: определение, насколько родители правильно понимают важность и значимость экологического воспитания дошкольников.

  1. Знаете ли Вы, что такое экология (что изучает эта наука, чем занимаются экологи)?____________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Достаточно ли внимания, на ваш взгляд, в дошкольном образовательном учреждении уделяетсямэкологическому образованию детей?______________ Как это отражается на вашем ребенке:
     ребенок делится впечатлениями от наблюдений за объектами живой и неживой природы,результатов экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду;_________________________________________
     обращает внимание на окружающую его природу;______________________
     интересуется стихами, рассказами, пословицами, просмотром фильмов, слайдов о природе, растительном и животном мире.______________________
  3.  Учите ли Вы ребенка видеть и чувствовать красоту природы, понимать экологические связи, место и роль человека природе? __________________________________________________________________
  4. Знакомите ли Вы ребенка с правилами поведения на природе? (Перечислите эти правила) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Нравится ли вашему ребенку искать в окружающем мире что-то новое, интересное, загадочное, увлекательное? _________________________________________________________________
  6. Бывая в лесу, на лугу, в поле, знакомите ли Вы ребенка:
     с разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания;
     растениями, насекомыми, занесенными в Красную книгу. __________________________________________________________________
  7. Есть ли у вашего ребенка любимые растения, домашние животные? Какие?
    __________________________________________________________________
  8. Ухаживает ли ребенок за ними самостоятельно? __________________________________________________________________
  9. Учите ли Вы ребенка понимать состояние растений, животных,сочувствовать и помогать им?
    __________________________________________________________________
  10. Участвует ли ваш ребенок в посеве семян для выращивания рассады овощей, цветов и последующем регулярном наблюдении за всходами? __________________________________________________________________
  11. Интересуетесь ли Вы материалами по воспитанию у детей экологической культуры, размещенными на стенде? Есть ли у Вас предложения по изменению или дополнению этого материала? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Принимаете ли Вы участие вместе с ребенком в оформлении цветника, посадке деревьев около вашего дома? _________________________________________________________________
  13. Будете ли Вы участвовать в фотовыставках, конкурсах и других мероприятиях, планируемых в ДОУ, в рамках экологического образования детей?_____________________________________________________________
  14. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому образованиюдошкольников?__________________________________________
  15.  Ваши предложения, пожелания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ

Месяц

Мероприятия и форма проведения

Задачи

Сентябрь

Анкетирование родителей

Определить у родителей уровень правильно понимания и значимости экологического воспитания дошкольников.

Сентябрь

Муниципальный конкурс «Праздник эколят – молодых защитников природы»

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования

Октябрь

Творчекий конкурс «Осенние креативные зонты»

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте..

Ноябрь

Праздник «День Матери», персональная выставка рукодельниц группы.

Применение иновационных технологий в творческой деятельности.

Ноябрь

Родительский «Кампус». Мастер-класс по изготовления «Слайма» - экспериментальная деятельность.

Приобщение родителей к жизни ДОУ

Декабрь

Организация ранней профориентации старшего дошкольного возраста. Трудовая дисциплина – важное средство всестороннего развития личности дошкольников. Фестиваль BebiSkills.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Декабрь

Выставка детско-родительского творчества «Символ 2024 года»

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности

Февраль

День здоровья - «Фитотерапия».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей и формирования ЗОЖ.

Март

Конкурс детско - родительского творчества «Живут на свете чудеса».

Способствовать коммуникации родителей и детей через продуктивный вид деятельности.

Апрель

Выставка поделок «Эколята – защитники природы!»

Сплочение детско – родительского коллектива.

Апрель

Опытно-экспериментальная деятельность «Огород на окошке»

Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Май

Реализация проекта экологической направленности по программе «Ступеньки в мир экологии».

Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города.

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ

Тема образовательной деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1.

Наблюдение

«Цветущие растения нашего участка»

Исследовательская деятельность «Как развивается растение»

Определить названия цветущих растений, закрепить части растения, учить сравнивать по высоте, форме, окраски листьев, цветов, стеблей, по запаху, определить их назначение (корень впитывает влагу, питательные вещества, стебель приносит их к листьям, цветкам, листья поглощают свет, из цветов потом будут семена).

2.

Наблюдение

«Что было сначала, что будет потом?»

Развивать логическое мышление (какое было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов?), организовать деятельность по сбору семян.

3.

Наблюдение за живой и неживой природой.

Как заполнять календарь природы?

Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

4.

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Эксперимент «Отгадай на вкус и по запаху»

Уточнять представление детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах употребления их в пищу; закреплять представление о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Октябрь

1.

Экскурсия в библиотеку

«Писатели о природе»

Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следить и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством В.Бианки.

2.

Наблюдение за комнатными растениями (в группе)

Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засушливых; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.

3.

Экспериментирование с песком и глиной.

«Песок, глина – наши помощники».

Закрепить свойства песка и глины, помочь определить может ли песок двигаться, уточнить правила безопасности.

4.

Экспериментирование с воздухом.

«Этот удивительный воздух».

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Ноябрь

1.

Наблюдение за живой и неживой природой:«Уходит золотая осень»

Уточнять представление детей об осени, когда все в природе меняется; развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения. Смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

2.

Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме

Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

3.

«Наши четвероногие друзья»

Наблюдение за животными (видеофильм)

Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак можно использовать на разных службах. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно общаться с ними.

4.

«Детёныши – непоседы»

Закрепить у детей элементарные представления о детёнышах домашних животных, продолжать постепенно знакомить с миром природы, формировать познавательный интерес к природе, способствовать развитию эстетического восприятия мира.

Декабрь

1.

Пришла зима холодная

Опыты и эксперименты с водой и снегом

Уточнить представление детей о зиме как сезоне, наиболее благоприятном для жизни растений и животных в природе; развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности; помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

2.

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

3.

Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для них трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время.

4.

Наблюдение за природой.

Опыты со снегом «Красивый снег»

Наблюдать с детьми свойства снега; показать детям, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне, опытническая деятельность.

Январь

1

«Что за зверь?»

Формировать умение детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

2.

Наблюдение за природой.

Наблюдение

«Птицы на кормушке»

Обратить внимание детей на то, какие птицы прилетают к кормушке на участке, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле; закрепить умение различать птиц по их внешнему виду. Воспитывать желание заботиться о них.

3.

«Лес – это дом для многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища.

Февраль

1.

Как люди помогают лесным обитателям

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

2.

Сравним кошку с собакой

Уточнить представление детей о кошке и собаке как домашнем животном, закрепить умение различать их по внешнему виду, воспитывать любовь к домашним питомцам.

3.

Береги деревянные предметы

Игра-эксперимент «Деревянный мир»

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; познакомить с богородской резной игрушкой.

дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить.

4.

Бережно относимся к бумаге

Игра-эксперимент «Свойства бумаги»

Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна.

Март

1.

Как люди заботятся о своем здоровье весной.

Опыты «Фабрика питания»

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тема есть скелет, сердце, легкие, что все органы нужны для человека; что организм надо развивать и укреплять; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами, формировать понятие о полезной и вредной пище.

2.

Наблюдение

«Выращиваем лук»

Исследовательская деятельность «Лук от семи недуг»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта. Делать зарисовки. Учить замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.

3.

«Весенние заботы птиц»

Уточнить представления детей о жизни птиц, воспитывать желание беречь и охранять природу.

4.

Наблюдение за природой

«Уж тает снег, бегут ручьи…»

Опыты и эксперименты с водой и снегом

Закрепить элементарные представления об изменении природы весной, развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой; помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

Апрель

1.

Весна в жизни лесных зверей

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные.

2.

Наблюдение за природой

Не рвите цветы, не рвите! Пусть будет нарядней Земля!

Продолжать формировать обобщённые представления о первоцветах, пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе, воспитывать бережное отношение к ней.

3.

Наблюдение

«Мать и мачеха – первые цветы на нашем участке»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения; учить устанавливать причинно – следственные связи.

4.

«Тропинка в лес»

Игра-эксперимент «Свойства воздуха»

Продолжать формировать обобщённое представление о лесе, развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, воспитывать бережное отношение к родной природе. Формировать у дошкольников элементарные экологические представления о неживой природе, мыслительные операции через поисково – познавательную деятельность.

Май

1.

Наблюдения за природой.

Земля - наша кормилица

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы, показать взаимосвязь живого на земле.

2.

Опытническая деятельность  с водой

Продолжать знакомить детей с свойствами воды, дать представление о том. Что чистая вода не имеет запаха. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.  

3.

Наблюдение за насекомыми

Уточнить представление детей о разнообразии насекомых, закрепить умение различать их по внешнему виду, воспитывать бережное отношение к насекомым

4.

Как человек охраняет природу

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники. Рассказать, что есть охраняемые растения и животные, познакомить с красной книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...

Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.

Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ

Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой....

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы (4-5 лет) на 2023 - 2024 учебный год

Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО). Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся (воспит...

План работы с родителями подготовительной к школе группе родителями (законными представителями) 2023– 2024 учебный год

Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...

План работы с родителями инструктора по физической культуре Волковой А.И. на 2023-2024 учебный год

План работы с родителямиинструктора по физической культуреВолковой А.И....

Аналитический отчёт педагога за 2023-2024 уч.год по теме самообразования «Экологическое воспитание и природоохранная культура дошкольников в ДОУ"

В отчете предоставлена информация о деятельности педагога, использование им методической литературы, взаимодействие с другими  педагогами, об участие в работе проблемной площадки начальное инжене...