План самообразования музыкального руководителя на 2024-2025 учебный год.
учебно-методический материал

Ермолова Светлана Андреевна

План самообразования на 2024-2025 учебный год

Тема: «Развитие ритмического слуха дошкольников

через технологии Карла Орфа».

Актуальность

Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек  не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

 Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально  - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором  развития дошкольников.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.

 

Цель:   повысить уровень профессиональной компетентности путем овладения орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения.

Задачи:

- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

-создание методических наработок и внедрение эффективного  педагогического опыта в работу с дошкольниками;

Срок реализации плана самообразования: 01.09.2024 – 31.05.2025

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №35 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

План по самообразованию

 «Развитие ритмического слуха дошкольников

через технологии Карла Орфа»

на 2024-2025 уч. год

Музыкальный руководитель:                                                                              

 Ермолова Светлана Андреевна

               

Г. Санкт-Петербург

Тема: «Развитие ритмического слуха дошкольников

через технологии Карла Орфа».

Актуальность

Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек  не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

 Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально  - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором  развития дошкольников.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.

Цель:   повысить уровень профессиональной компетентности путем овладения орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения.

Задачи:

- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

-создание методических наработок и внедрение эффективного  педагогического опыта в работу с дошкольниками;

Срок реализации плана самообразования: 01.09.2024 – 31.05.2025

План работы на 2024-2025 учебный год

МЕСЯЦ

САМООБРАЗОВАНИЕ

РАБОТА

С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

сентябрь

- Подбор и изучение методической литературы и публикаций в СМИ по теме самообразования.

- Составление плана  работы по данной теме

- Консультация для  воспитателей по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах

Диагностирование детей

Выступление на родительском собрании «Звуки музыки в моем доме»

-Оформление информационных стендов.

- Обновление музыкальной странички официального сайта ГБДОУ (весь год)

- Размещение информации в СМИ.( весь год)

октябрь

- Подбор музыкального материала

 – Подбор речевых упражнений

 – Подбор музыкально-двигательных упражнений

 – Подборка музыкальных сказок

- Подбор музыкальных игр по методике Орфа.

Подбор художественной литературы (четверостишья, загадки) о музыкальных инструментах

-Пальчиковые и др. игры;

-Элементарный танец;

-Импровизация движений.

-Консультация для родителей «Реализация представлений в звуках и шумах»

ноябрь

- Изготовление речевых карточек

- Изготовление наглядного пособия (иллюстрации, картинки, папки -передвижки)

-Сочинение, музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты);

-Работа с готовыми текстами – детский фольклор, поэзия, проза;

-Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»

декабрь

- Изготовление «Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма» (по методике Карла Орфа)

-Музицирование на Орф-инструментах:

-импровизация;

аккомпанемент.

(инструменты используются в сочетании с пением, движением.

-Консультация для родителей « Учите с нами»

(потешки, скороговорки и т.д.)

январь

- Подбор ритмических зарисовок

(видео звучащих жестов и т.д.)

-Музицирование на ударных инструментах:

-звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы)

- Консультация для родителей « Что такое музыкальность?»

февраль

- Изготовление дидактических игр на внимание.

-Двигательная активность

(упражнения и игры на формирование внимания, на развитие пространственного мышления, на эмоциональную активность)

-Консультация для родителей

 « Ритмические рисунки»

март

- Подготовка материала для изготовления шумовых инструментов.

-Изготовление самодельных инструментов (шейкеры, маракасы, арфы и гусли)

- Консультация для родителей

«Шумовые инструменты своими руками»

апрель

- Подбор аудио и нотного материала к музыкальной сказке.

- Подготовка к музыкальной сказке  «Весеннее настроение»

- Консультация для родителей « Звуки природы»

май

-Подведение итогов работы по самообразованию (презентация)

- Обыгрывание музыкальной сказки « Весеннее настроение»

- Фото и видео отчет о проведении музыкальной сказки

Список используемой литературы:

- Боровик Т. Манина Т. От слова к музыке .Речевые упражнения. Минск, 1995

 - Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М. : Изд. «Астрель», 2000. – 160 с. 

«Основная концепция Орф – педагогики» (статья Т.Э.Тютюнниковой)

- А.И Буренина, Т.Э. Тютюнникова «Тутти». Программа   музыкального воспитания детей дошкольного возраста.– Санкт-Петербург, 2012

 - Т.Э.Тютюнникова «Ушки на макушке». Пособие по пению.

- Т.Э.Тютюнникова «Танцевальный марафон»

- Т.Э.Тютюнникова «Сундучок с бирюльками». Музыкальные игры.

- Т.Э.Тютюнникова «Весёлая шарманка». Шумовой оркестр для детей (с музыкальным приложением)

- Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить, Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами.

- Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Вып. 1.  Игры звуками: Методическое пособие. – СПб.:ЛОИРО, 2003    (с музыкальным приложением).

- Жилин В. Орф-уроки. Челябинск, 1995 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования музыкального руководителя на 2021-2022 учебный год

План самообразования музыкального руководителя  по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством  восприятия музыки"...

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...

Рабочая программа музыкальных руководителей на 2024-2025 учебный год для детей от 1,6 до 7 лет

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в дет...

Рабочая программа музыкальных руководителей на 2024-2025 учебный год для детей от 1,6 до 7 лет

рабочая программаРабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образоват...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии  с нормативными требованиями федерального уровня, с учётом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства просвеще...

План самообразования по экологическому воспитанию 2024-2025 учебный год

План самообразования воспитателя старшей разновозрастной группы по экологическому воспитанию...