План самообразования музыкального руководителя на 2024-2025 учебный год.
учебно-методический материал
План самообразования на 2024-2025 учебный год
Тема: «Развитие ритмического слуха дошкольников
через технологии Карла Орфа».
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.
Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности путем овладения орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
-создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
Срок реализации плана самообразования: 01.09.2024 – 31.05.2025
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_muzykalnogo_rukovoditelya_na_2024-2025_uchebnyy_god.docx | 27.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35 Колпинского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Развитие ритмического слуха дошкольников
через технологии Карла Орфа»
на 2024-2025 уч. год
Музыкальный руководитель:
Ермолова Светлана Андреевна
Г. Санкт-Петербург
Тема: «Развитие ритмического слуха дошкольников
через технологии Карла Орфа».
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.
Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности путем овладения орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
-создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
Срок реализации плана самообразования: 01.09.2024 – 31.05.2025
План работы на 2024-2025 учебный год
МЕСЯЦ | САМООБРАЗОВАНИЕ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
сентябрь | - Подбор и изучение методической литературы и публикаций в СМИ по теме самообразования. - Составление плана работы по данной теме - Консультация для воспитателей по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах | Диагностирование детей | Выступление на родительском собрании «Звуки музыки в моем доме» -Оформление информационных стендов. - Обновление музыкальной странички официального сайта ГБДОУ (весь год) - Размещение информации в СМИ.( весь год) |
октябрь | - Подбор музыкального материала – Подбор речевых упражнений – Подбор музыкально-двигательных упражнений – Подборка музыкальных сказок - Подбор музыкальных игр по методике Орфа. – Подбор художественной литературы (четверостишья, загадки) о музыкальных инструментах | -Пальчиковые и др. игры; -Элементарный танец; -Импровизация движений. | -Консультация для родителей «Реализация представлений в звуках и шумах» |
ноябрь | - Изготовление речевых карточек - Изготовление наглядного пособия (иллюстрации, картинки, папки -передвижки) | -Сочинение, музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты); -Работа с готовыми текстами – детский фольклор, поэзия, проза; | -Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент» |
декабрь | - Изготовление «Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма» (по методике Карла Орфа) | -Музицирование на Орф-инструментах: -импровизация; аккомпанемент. (инструменты используются в сочетании с пением, движением. | -Консультация для родителей « Учите с нами» (потешки, скороговорки и т.д.) |
январь | - Подбор ритмических зарисовок (видео звучащих жестов и т.д.) | -Музицирование на ударных инструментах: -звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы) | - Консультация для родителей « Что такое музыкальность?» |
февраль | - Изготовление дидактических игр на внимание. | -Двигательная активность (упражнения и игры на формирование внимания, на развитие пространственного мышления, на эмоциональную активность) | -Консультация для родителей « Ритмические рисунки» |
март | - Подготовка материала для изготовления шумовых инструментов. | -Изготовление самодельных инструментов (шейкеры, маракасы, арфы и гусли) | - Консультация для родителей «Шумовые инструменты своими руками» |
апрель | - Подбор аудио и нотного материала к музыкальной сказке. | - Подготовка к музыкальной сказке «Весеннее настроение» | - Консультация для родителей « Звуки природы» |
май | -Подведение итогов работы по самообразованию (презентация) | - Обыгрывание музыкальной сказки « Весеннее настроение» | - Фото и видео отчет о проведении музыкальной сказки |
Список используемой литературы:
- Боровик Т. Манина Т. От слова к музыке .Речевые упражнения. Минск, 1995
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М. : Изд. «Астрель», 2000. – 160 с.
«Основная концепция Орф – педагогики» (статья Т.Э.Тютюнниковой)
- А.И Буренина, Т.Э. Тютюнникова «Тутти». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.– Санкт-Петербург, 2012
- Т.Э.Тютюнникова «Ушки на макушке». Пособие по пению.
- Т.Э.Тютюнникова «Танцевальный марафон»
- Т.Э.Тютюнникова «Сундучок с бирюльками». Музыкальные игры.
- Т.Э.Тютюнникова «Весёлая шарманка». Шумовой оркестр для детей (с музыкальным приложением)
- Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить, Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами.
- Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Методическое пособие. – СПб.:ЛОИРО, 2003 (с музыкальным приложением).
- Жилин В. Орф-уроки. Челябинск, 1995 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования музыкального руководителя на 2021-2022 учебный год
План самообразования музыкального руководителя по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки"...
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста...
Рабочая программа музыкальных руководителей на 2024-2025 учебный год для детей от 1,6 до 7 лет
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в дет...
Рабочая программа музыкальных руководителей на 2024-2025 учебный год для детей от 1,6 до 7 лет
рабочая программаРабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образоват...
Рабочая программа музыкального руководителя на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными требованиями федерального уровня, с учётом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства просвеще...
План самообразования по экологическому воспитанию 2024-2025 учебный год
План самообразования воспитателя старшей разновозрастной группы по экологическому воспитанию...