План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год
материал
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.
-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;
- продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;
- внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;
- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
Этапы работы:
- Изучить методическую литературу по данной темы.
- Изучить журналы «Воспитатель в ДОУ».
- Изучить статьи в интернете.
- Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы с детьми.
- Составить перспективный план работы с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
ПРИНЯТ на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» Протокол от __________ г. №_________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» _____________Я.Н. Вербицкая (приказ от __________ г. №_________) |
План по самообразованию
«Развитие экологического воспитания дошкольников
через дидактические игры»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Клауга Анна Михайловна,
воспитатель
Смоленск,
2024
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.
-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;
- продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;
- внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;
- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
Этапы работы:
- Изучить методическую литературу по данной темы.
- Изучить журналы «Воспитатель в ДОУ».
- Изучить статьи в интернете.
- Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы с детьми.
- Составить перспективный план работы с родителями.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Задачи на учебный год 2024-2025 гг. для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опыта по данной теме.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Оформить в группе центр по экологии.
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме.
Содержание работы по самообразованию.
Октябрь:
- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Ноябрь:
- планирование работы по самообразованию.
Декабрь:
- изучение проблемы.
Январь – апрель:
- практическая деятельность (применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
- усовершенствовать предметно- развивающую среду.
- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Май:
- подведение итогов самообразования.
Планируемый результат:
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Перспективы развития опыта:
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Работа с родителями:
Цель:
1.Довести до родителей важность темы.
2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.
3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.
Консультации:
1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
2. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
4.» Экологическое воспитание».
Предложить картотеки:
1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Картотека опытов с водой.
3. Картотека опытов с песком.
4. Картотека опытов с воздухом.
5. Картотека опытов с магнитами.
Предложить дидактические игры:
- Угадай чей след.
- Расскажи по плану про домашнее животное.
- Кому нужна вода.
- Для чего нужна вода.
- Игры про домашних и диких животных.
- Игры про овощи и фрукты, продукты.
Перспективный план работы с детьми на 2024-2025 учебный год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры
Месяц | Направление работы | Способ достижения |
октябрь | Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории обучения детей Экологическому воспитанию на основе дидактических игр раздела образовательной программы: область «Познание». « Эклогия».Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы . | Знакомство и анализ документации. Перспективный план работы с детьми и родителями. Мониторинг по теме. Обогощение развивающей среды. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
ноябрь | Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала . Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Работа над развивающей экологической средой группы. Оформление уголка группы . Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Картотека игр. Провести родительское собрание по данной теме. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». Картотека опытов. дидактические игры про дом. И диких животных. |
декабрь | Подбор консультаций для родителей. Подобрать литературу по экологическому воспитани. Через дидактические игры. Работа с документацией, с методической литературой. Выступление перед воспитателями по данной теме. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности | Консультации для родителей. Выступление перед воспитателями. (Обмен опытом по проблеме.) Дидактические игры про овощи и фрукты, продукты. |
январь | Освоить современные технологии в изучении дидактических играх по экологии. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию экологических представлений с помощью дидактических игр. Подготовка выступления с кейсом по данной теме перед воспитателями. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Создание Кейса с дидактическими играми.Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Выступление перед воспитателями. Дидактические игры. |
февраль | Проведение занятий, опытов с водой и со снегом. - Подгрупповая и индивидуальная работа Работа с методической литературой. -создать картотеки игр и опытов с водой. | Непосредственно образовательная деятельность. Использование дидактических игр . Картотека дидактических игр про воду. |
март | Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать. Изучение свойств света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности | Дидактические игры. Картотека игр дидактических. |
апрель | Подбор материала для изготовления кейса. Подготовить выступление перед воспитателями по данной теме (показ кейса). Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | Изготовление кейса. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. |
май | Закрепление знаний и умений в играх . Итоговый мониторинг. Анализ, оформление результатов мониторинга . Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Индивидуальные беседы и консультации с родителями. | Мониторинг. Консультации для родителей. Итоговое собрание. (показ лэтбука и кейса ). |
Заключение
В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых. Можно использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Консультация на тему: «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
«Человек стал человеком, когда услышал
шёпот листьев и песню кузнечика, журчание
ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание , слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное
отношение к объектам живой и неживой природы.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
- развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
- позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Исходя из цели выделила задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также «эколого – целесообразное» поведение в природе.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
4. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой Структура дидактической игры:
- Дидактическая задача;
- Игровые действия;
- Игровые правила;
- Результат;
- Дидактический материал;
- Сюжет;
- Роль.
Дидактические игры являются – игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития, самостоятельной игровой деятельностью.
Образовательные задачи дидактических игр по экологии состоят в следующем:
- Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного содержания;
- Закрепить знания детей о местообитании животных и растений;
- Формировать и расширять представления детей о поведении животных во время поиска и добывания пищи, способов зашиты от врагов;
- развивать умение детей классифицировать животных и растений;
- формировать представление о защите животных и растений.
Развивающая экологическая среда
- Уголки в группах;
- Растительный мир на участке;
- Учебно – наглядные пособия и дидактические игры.
Элементы развивающей среды способствуют:
- Познавательному развитию ребенка;
- Эколого – эстетическому развитию;
- Оздоровление ребенка;
- Формирование экологического грамотного поведения.
Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.
Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения детей с микромиром живой природы, представленной растениями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовных чувств.
При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным принципам:
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
- Постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- Конкретно и четко определять правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- Настольно – печатные игры;
- Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Например такие словесные игры:
«У кого кто? ( о животных); «Похож – не похож» (о цветах)
«В саду или огороде?»; «Загадай, мы отгадаем» (о растениях) и т. д.
Ожидаемые результаты:
- Знает основные группы организмов, местообитание;
- Совершает классификацию животных в следующих группах:
млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы и насекомые;
- Совершает классификацию растений в трех основных группах –деревья,
кусты, трава; разграничивает домашние и дикие растения;
- Совершает классификацию растений и животных по заданному признаку;
- Расширяет знания о местах обитания и происходящих событиях;
- Развивает первоначальное понимание о защищенных и незащищенных
растениях и животных и понимает необходимость заботе и охране
всех видов.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников
через дидактические игры»
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) в дошкольном образовательном учреждении – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность и в сотрудничестве с преподавателем.
Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится оно на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития…». По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...».
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой.
Игра для ребенка – это серьезное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения…».
Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического образования детей, позволяющие повысить обучающий общий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Игры с предметами.
Кто чем питается?
Цель: закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры: дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.
Что сначала – что потом?
Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры: детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные:
Игра «Четыре картинки»
Цель: закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры: игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры: дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Игра «Отгадай кто это?»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры: воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.
- Формирование экологических представлений о растениях.
Игры с предметами.
Игра «Детки на ветке».
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Игра «Найди, что покажу».
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов, один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры: детям показывают на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирают его, затем предлагают детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Игры настольно-печатные.
Игра «Волшебный поезд».
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал: два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: на столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель – «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игры словесные.
Игра «Найди, о чем расскажу».
Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование: овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры: воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.
Игры с предметами.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры: детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра «Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
Игры настольно-печатные.
Игра «Это когда?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры: у каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры:
1 вариант: воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают;
2 вариант: воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
- Формирование экологически бережного отношения к природе
Настольно-печатные игры.
Игра «Ухаживаем за растениями».
Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.
Ход игры: дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Консультация для воспитателей на тему:
«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура — это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология — наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология — наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)
Дидактическая игра способствует социально — нравственному развитию ребенка — дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре — сама дидактическая задача предполагает формирование средств и способов познания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе — в играх типа «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай о животном загадку», «Путешествие в Африку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.
В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании.
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально — психологической готовности принять информацию о природе.
В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний, могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» — чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них — великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому — это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы.
- Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.
- Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Картотека дидактических игр о воде
Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр),(обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»
Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к .другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
Что такое вода? (Жидкость)
Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Экологическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Экологическая игра «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Экологическая игра «Звери, птицы, рыбы »
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Экологическая игра «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Экологическая игра «Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Экологическая игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Экологическая игра «Что я за зверь?»
Цель: Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Методика проведения:
Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .
Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Экологическая игра «Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
Экологическая игра «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
Экологическая игра: «Польза- вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые
.1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? » (так можно подбирать любые вопросы)
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
Экологическая игра: "РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ"
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о животном мире.
ХОД ИГРЫ
Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: "зверь". Поймавший мяч должен быстро назвать какого-нибудь зверя и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет "рыба" или "птица", то поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
Экологическая игра"КАКОЕ ДЕРЕВО ПРОПАЛО?"
ЦЕЛЬ: развитие памяти; закреплять названия деревьев.
ХОД ИГРЫ
Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать "пропавшее" дерево.
Экологическая игра: «Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Экологическая игра: «Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
Характерные особенности времён года
Задание: «Лето».
Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных.
Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.
1. Какое время года показано на картинке?
2. Какие приметы лета тебе известны?
3. Какая погода летом?
4. Как изменяется жизнь животных летом?
5. Что происходит с растениями летом?
6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?
7. Что ты любишь делать летом?
8. Назови летние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Осень».
Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.
Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей, огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
8. Назови осенние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных.
Материал: картинки - медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.
1. Как ты узнаешь, что наступила зима?
2.Что происходит с природой зимой?
3. Почему уснул медведь?
4. Почему на деревьях зимой нет листьев?
5. Куда зимой пропали насекомые?
6.Почему стало меньше птиц?
7. Какие праздники мы отмечаем зимой?
8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Задание: «Весна».
Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.
Материал: картины весенней природы, животных, растений.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своём участке?
7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяца.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 20 – 24 баллов.
Средний уровень – 16 – 18 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов
Живая природа.
Задание: «Растительный мир».
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.
1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?
6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.
7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
8. Назови органы растения и их функции.
9. Назови стадии развития и роста растения.
10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.
11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
12. Для чего растениям нужна вода?
13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Инструкция к проведению.
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание: «Животный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка). 1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?
2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?
3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?
6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?
8. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?
9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?
12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?
13. Сравни живую рыбку с игрушечной.
14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?
Инструкция к проведению.
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке требуемое – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44 6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
9. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.
10. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71 12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
15. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с.86
17. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.
18. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с. - 14 п.л.
19. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п.л.
20. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 6-11.
21. Никандров Н.О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 72-74.
22. Новосёлова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольняка. - М., 1997. 23. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Изд.«Просвещение»,1990. - 112с.
24. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - Избр. Произв. М., 1953
25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982
26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 1999. - с. 28. 28. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".
план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
«План по самообразованию» Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
laquo;План по самообразованию»...
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...
Самообразование «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слыш...
план самообразования «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
план самообразования по экологии...