"Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР с помощью дидактических игр"
консультация

Новикова Марина Николаевна

«Художественно-эстетическое развитие детей

с ЗПР средствами дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие детей

с ЗПР средствами дидактических игр»

Каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты ее (рисунки, поделки и др.) - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.

Важной особенностью детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание, оно неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание. Дети не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать) а так же наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.

Способность выражать свои чувства также повышает эмоциональный интеллект ребенка. Дети с ЗПР не всегда могут выразить себя, используя слова и действия, поэтому рисование является одной из важных форм общения. Через рисунки есть возможность понять мысли и чувства детей.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенкадля совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, моторики, речи.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР :

1) отсутствие интереса к результатам деятельности;

2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

4) обилие графических штампов;

5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;

6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;

7) бедность цветового решения;

8) неразвитость композиционных сюжетных построений.

Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомим с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой.

Традиционные занятия по изобразительной деятельности детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь нам, воспитателям, приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Благодаря дидактическим играм в повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики как: далеко- близко, там- здесь, верх- низ, справа- слева, впереди- сзади, вокруг и т. д. Дети учатся воспринимать временные характеристики.

Такие игры позволяют в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, пластилин, бумагу и др.

В процессе дидактических игр наши дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ в изобразительной деятельности.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития широко используем следующие дидактические игры :

«Волшебные картинки»

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.

Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.

«Что это может быть?»

Цельразвивать воображение.

Материал: Гуашь, палитры.

Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д.

Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал

«Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.

Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

«Снеговик и Солнышко»

ЦельРазвивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.

Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

«Выложи узор по схеме»

ЦельРазвивать чувство цвета

Материал: палочки от мороженного, покрашенные в различные цвета, карточки со схемами.

Задание: составить узор по образцу.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развивать художественно-познавательный интерес детей к

приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельностиразвивает потребность создавать

продукты ручного труда, стимулирует способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...

Программа по самообразованию воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего возраста с помощью дидактических игр»

Работа над программой профессионального самообразования поможет:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и...

консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...

Сенсорное развитие детей младшего возраста с помощью дидактических игр. (Самообразование)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"...

План работы по самообразованию воспитателя Дмитриевой Юлии Игоревны. По теме «Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр» на 2024-2025 учебный год.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФОП дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников...