План работы по самообразованию воспитателя Дмитриевой Юлии Игоревны. По теме «Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр» на 2024-2025 учебный год.
методическая разработка (подготовительная группа)

Дмитриева Юлия Игоревна

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

В рамках введения ФОП дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому я считаю актуальной темой для самообразования ««Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_24-25_uch.god_.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя Дмитриевой Юлии Игоревны.

 По теме «Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр»
на 2024-2025 учебный год.

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки

В течении года

1

Актуальность.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

В рамках введения ФОП дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому я считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

     

2

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы,   изучение новейших публикаций в интернете.

2. Разработать перспективный план работы с детьми старшей группы.

3. Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

5.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

6.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

7. Совершенствовать диалогическую форму речи;

8. Развивать монологическую форму речи;

9. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

10. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

11.Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

3

Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

 Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

 Обогащение предметно развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

 Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детеймелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки

Октябрь

1

 1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.

3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.

4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки

Октябрь

В течении года

1

Подбор и изучение литературы по теме, пальчиковых игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии. Памятки для родителей « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

2

Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.   Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности.

Проведение открытых мероприятий. 

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Сентябрь

 Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

 Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказко терапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказко терапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Январь

 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

 Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

 Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

 Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки

Сентябрь-

Май

1

 Сентябрь

Изучение программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и научно-методической литературы по теме

 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).

- Повышение уровня знаний педагога;

- разработка плана по самообразованию педагога;

- проведение вводного диагностического исследования детей;

- выявить уровень сформированности речевых навыков и умений;

- заполнение протоколов по результатам вводной диагностики;

- пополнение речевого уголка: дидактическими играми, картотеками, сюжетными картинами;

- составление перспективного планирования;

- обогащение развивающей среды. 

Октябрь

Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».

Повышение компетентности родителей

Памятки для родителей по развитию речи детей.

Октябрь-май

Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

 Работа с детьми по перспективному плану.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой и правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Картотеки игр и упражнений.

Ноябрь

Консультация  для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи».

Повышение компетентности родителей.

Папка передвижка: «Речевые игры ».

Декабрь-февраль

Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

Развитие речи, логического мышления и памяти.

Игры: «Истории в картинках», «Короткие истории», «Глаголы в картинках».

Январь

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи.

Повышение компетентности педагогов

Буклет «Сказкотерапия».

Февраль

Консультация для родителей: «Волшебный мир книги ».

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Март

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

Конкурс чтецов по теме: «Весна».

Апрель-май

Итоговая диагностика уровня развития связной речи у детей старшей группы.

Итоговое занятие: «По медвежьим следам».

Выявить уровень положительной динамики речевых навыков и умений.

Заполнение протоколов по результатам итоговой диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»

Программа по самообразованию на тему«Речевое развитие детей подготовительной группыпосредством дидактических игр»...

Доклад по теме самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам...

Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»

Программа по самообразованию на тему  «Речевое развитие детей подготовительной группы  посредством дидактических игр»...

Самообразование на тему "Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр"

Самообразование - одна из важнейших форм системы непрерывного повышения квалификации педагога ДОУ....