Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
В данной работе представлен перспективный план по формированию звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий на учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Сентябрь [А] Картинка символ «Девочка укачивает куклу» Символ | А. Г. «Веселый язычок» «Мама кормит птенчика» Цель: выполнять игровое движение, имитирующее открывание клюва у птенчика; активизировать мышцы нижней челюсти. Оборудование: игрушечная птичка с открывающимся клювом. Ход игры: Птенчик весело летал, Птенчик клювик открывал. Вот так, вот так Птенчик клювик открывал. Выполнять движения в соответствии с текстом
«Птенчики» Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот. |
клубок» Цель: произносить звук [А] на длительном выдохе. Оснащение: клубок из толстых ниток для вязания, короткая и длинная нитки. Ход игры: Отмотайте у клубка с нитками для вязания длинную нитку, не отрывая от клубка. -Какая нитка?» (Длинная.) Затем таким же образом обследовать короткую ниточку, спросив у детей о ее длине. -Нитка волшебная и она любит петь. Если мы проведем пальчиками по длинной нитке, то она будет долго петь: «А-А-А-А-А- А», а если по короткой ниточке — песенка будет коротенькой: «A-A» |
прыгает по дорожке» Цель: произносить звук [А] в прямом слоге «ап»; попеременно двигать указательный и средний пальцы ведущей руки по горизонтальной плоскости (столу); понимать и употреблять существительные, обозначающие части тела: «Ноги», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени: «идет», «бежит» Оснащение: стол. Ход игры: Маня важно так шагает, (указательный и средний пальцы шагают по столу) Далеко? Сама не знает, (шагают попеременно) По дорожке: «Топ- топ», (шагают) Через кочки — ап. (прыгают — одновременное движение сразу двумя пальцами)
|
Напоили мишку чаем, А теперь его качаем, Бай-бай-бай- бай! Спать пора. К нам пришла собачка. Умная собачка, С детками играет, Очень громко лает: -Ав-ав-ав | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Сентябрь [У] Картинка символ «Волк воет» Символ. |
дудочке играю» Цель: вытягивать губы вперед ,делать «дудочку», Оснащение: игрушечная дудочка; предметная картинка с ее изображением; сюжетная картинка (пастушок, играющий на дудочке). Ход игры: Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у» Всех коровок собираю: «У-у-у! У-у-у!» Вы идите все за мной: «У-у-у! У-у-у!» Скоро мы придем домой: «У-у-у-у»
«Дудочка» Я на дудочке играю, Всех детишек забавляю: «У-у-у-у»..
«Слоненок» Цель: вытягивать губы вперед, «как хобот у слона»; удерживать губы в этом положении несколько секунд; Оснащение: ширма, слон. Ход игры: На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу. |
листочки» Цель: продолжает развитие правильного ротового (длительного и направленного) выдоха. Оснащение: вырезанные из тонкой бумаги листочки желтого и красного цветов. Ход игры: Стали листики кружиться, Тихо на землю ложиться, Покрывая покрывалом Сквер у нашего окна. Предложите детям сдуть листочки со стола на пол.
Пароход гудит: ( У-У- У ) Скоро к берегу приду! |
Цель: правильно и четко произносить звук [У] в звукоподражаниях, словах- восклицаниях. Ход игры: Поезд мчится и шипит, И колесами стучит: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу Я стучу, стучу, стучу, Всех на дачу докачу». ( дети идут друг за другом, положив обе руки на плечи впереди идущего).
«Самолет» Самолет летит, как птица, В синем небе серебрится. А мотор гудит: «У- у-у, Я пилоту помогу!» Игра «Веселый огород» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Закреплять названия овощей. Формировать умение сажать (слегка вдавливать) овощи в песок (или мелкую крупу) называя их. Описание: Ребенок раскладывает по поверхности песка (усложнение: слегка вдавливает) овощи и называет их. |
(фланелеграф или кукольный театр.) На полянке Возле елки Ходят-бродят злые волки Морды задирают Страшно завывают: «У- у-у».
Цель: отчетливо и по возможности долго произносить звук [У]; активизировать в речи слова: «паровоз», «везу», «бегу», «тороплюсь»; следить за согласованием слов в предложении. Оснащение: игрушечный паровозик. Ход игры: Паровозик: «У-у-у! Я бегу к кому, к кому? К Ванечке да Манечке, Я везу им яблочки! У-у-у, у-у-у! Тороплюсь, бегу, бегу Задержаться не могу!» Прочтите рифмовку еще раз, попросив детей помочь вам гудеть, как паровозик. | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Октябрь [О] Картинк а символ «Зубы болят» |
как колесико» Цель: выполнять движения по подражанию, активизирует мышцы губ. Оснащение: игрушечная машинка, зеркало. Ход игры: предложите ребенку покатать машинку. Обратите внимание на ее колеса. -Какой формы колеса? (Круглые.) - Сделайте свои губки такими же круглыми как колеса у машинки. Предложите детям шепотом произнести звук [О] и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглыми и очень похожими на колеса. |
свечку» Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Оснащение: картинка «Свечка с огоньком» Ход. Подуть на свечку так, чтобы огонек «затанцевал». При этом плечи не поднимаются, щеки не надуваются, дуть необходимо долго, вдох через нос, выдох через рот |
«Сапожки» Цель: четко произносить звук [О] в звукоподражании; сопровождать чтение стихотворения взрослым показом движений руками по тексту Оснащение: предметная картинка (папа в сапожищах, мама в сапогах, ребенок в сапожках). Ход игры: Повторение рифмовки, сопровождая движениями Папа в сапожищах: ТОП-ТОП-ТОП! Мамочка в сапожках: Шлеп-шлеп- шлеп. А я детка – крошка, В маленьких сапожках Быстро по дорожке: Топ - топ-топ- топ! Игра с кинетическим песком «Дорожки» Задача: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
детки» Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, закреплять правильное, четкое произнесение звука [О] в звукоподражаниях. Ход игры: прочтите потешку, выполняя действия по ее содержанию Как у наших у ребят (дети стоят по кругу, топают ногами, приговаривают четко, не торопясь) Ножки весело стучат: «Топ, топ, топ». Мы народ удаленький Хоть и очень маленький. А устанут ножки, Хлопаем в ладошки: «Оп-оп-оп-оп Хлопаем, стараемся Вот как получается. | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Октябрь [И] Картинка символ «Ослик» Символ |
«Заборчик» Цель: укреплять мышцы губ; улы- баться, показывая зубки и не напрягая губы. Оснащение: счетные палочки, образец заборчика. Ход игры: предложите детям выложить заборчик из палочек. По- просите ребенка «построить заборчик» — поставить верхние зубы на нижнюю губу. Мы построили забор, Чтобы не пробрался вор
Таня» Цель: внятно, громко, протяжно произносить изолированно звук [И]. Оснащение: кукла Таня и картинка с ее изображением. Ход игры: Солнышко проснулось, Щечки коснулось. Таня потянулась, Солнцу улыбнулась: «И- И» Обратите внимание на громкость и протяжность произнесения, следите за тем, чтобы ребенок произносил звукоподражание на одном выдохе. |
ветерок...» Цель: продолжать развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот. Оснащение: травка, вырезанная из тонкой зеленой папиросной бумаги, ромашка, сделанная из нескольких материалов (серединка из пробки, листочки — из тонкой папиросной бумаги); букашка (сделана также из двух материалов — туловище из пробки, крылышки из тонкой бумаги). Ход игры: Дует в поле ветерок, На крошечку букашку На травку, на ромашку, И на цветочек кашку. Предложите детям поиграть. Скажите, что они будет ветерками и полетят в поле. Поясните, что ветерки будут дуть не торопясь, сложив губки трубочкой, не надувая щек. |
Ослик бегал по дорожке, У него устали ножки. Ослик попросил овса, Закричал: «И-а, и-а!» Игра «Рисование не песке солнышка» Цель: Учить детей рисовать на песке, используя пальчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность. Описание: Воспитатель читает детям загадку про солнышко: Утро начинает, Лучиком встречает. Светит к нам в оконце Ласковое … (Солнце) и предлагает нарисовать отгадку на песочке пальчиком. Нарисуем большой круг, (Работа детей сопровождается Много лучиков вокруг, - чтением стихотворения) Это солнышко сияет! Всем на свете помогает!!!!!!! |
Цель: правильно произносить звук [И], активизировать в речи Оснащение: игрушки — ослик, картинка Ход игры: Ослик наш такой упрямый – Не идет не в бок, не прямо. Он решил, что может петь. Хвост трубой и ну реветь: «И-и-а-а» | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Ноябрь Звук М Картинки символы «Корова мычит» «Теленок мычит» |
хотят есть» Цель: активизировать работу нижней челюсти, открывать и закрывать рот, закрывать губами зубы, не выпячивать вперед нижнюю челюсть. Оснащение: игрушечная мама- птичка и маленькая игрушечная птичка — птенчик. Ход игры: Мама птенчика любила, Зернышки ему носила. Мама детке говорила: «Ротик шире открывай Ешь скорей и закрывай
«[М]» М – нам губы звук смыкает! Звуку голос помогает. Если голос есть – мычанье, Если нет – тогда молчанье |
Цель: развивать плавный длительный выдох; активизировать мышцы губ Оснащение: карточки с картинками, спрятавшимися за тонкой, разрезанной на полоски бумагой. Ход: - Угадайте, кто спрятался? -Подуйте -Плечи не поднимайте, щеки не надувайте, воздух через носик набирайте, выдыхайте длительно, плавно, через рот |
мешочек». Попросите ребенка опустить в мешочек обе руки, нащупать находящуюся в нем игрушку и, не вынимая из мешочка, сказать, кого он взял. Затем попросите ребенка вытащить эту игрушку позвать игрушку, оставшуюся в мешочке (ребенок производит звукоподражания, протягивая звук [М] высоким или низким голосом). Усложнение: игру проведите еще раз, заменив игрушки на другие: на козу с козленком (звукоподражание «М-М-М-МЭ»), на кошку с котенком (звукоподражание «М-М-М-Мяу!»). Игра с кинетическим песком «Чей след» Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
теленок» Цель: произносить звукоподражания правильно, четко и внятно, произносить звукоподражания громко и тихо, соотносить их с игрушкой. Оснащение: игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением; «Чудес- ный мешочек». Ход игры: -Корова и теленок разговаривают на своем языке — мычат. Теленок маленький, и он мычит тоненьким голоском, вот так: «М-у-у-у». А мама- корова — большая, и она мычит грубым голосом, вот так: «М-У-У-У!» Вот коровка: «МУ-У, МУ-У-У!» Вторит ей теленок, Маленький ребенок: «Му-у-у, му-у-у!» | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Декабрь Звук П Картинки символы «Пароход с трубой , из которой идет дым». Пароход пыхтит «П_П_П» |
Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха. Ход игры: вспомните с детьми , что на улице холодно и часто завывает вьюга, вот так: «У-у-у». Когда ветер дует, в домах могут хлопать двери вот так: «П-п-п». Ветер сильно задувает, Тучи в небе разгоняет. Двери хлопают во тьме. Вам не страшно в темноте? «Ну, я хоть и маленький, Но зато удаленький!» «Липкие губки» «Мышка» |
Цель: легко, без напряжения смыкать губы и так же легко их размыкать выходящей струей воздуха. Оснащение: налитая в таз вода, бумажный пароходик. Ход игры: Пароход плывет по речке, В небо выпустив колечки. Предложите ребенку дуть на пароход, произнося звук [П].
плите пыхтит: пых- пых-пых!» - развитие речевого дыхания, учить детей произносить на одном выдохе 3-4 слога. |
шла, шла» Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать выделенные слова, четко, правильно выговаривая звук [П]. Ход игры: Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла. Села, поела И опять пошла. Попляши! Попляши! Твои ножки хороши! Вот так, вот сяк, И вот этак, и вот так! Вот как ножки хороши! Попляши, попляши! Игра с кинетическим песком «Найди рыбки » Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
и вагончики повез» Цель: при помощи взрослого, вызывающего звук [П], внятно произнести этот звук. Оснащение: игрушечный паровоз с вагончиками. Ход игры: Вот стоит паровоз. Он стоит и гудит «У-у-у, я тебя прокачу. Ты садись, милый мой, Мы поедем с тобой» «П-п-п, п-п-п» — Так колеса стучат, Прокатить тебя хотят. | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи.Потешки. | |
Декабрь Звук Б [Б,Б'] Картинки символы «Большой барабан» «Маленький барабан |
губки»
«Б-бу-бу!»- Бурчалка кричит Целый день она ворчиИгра «Бу-бу- бу, бе-бе-бе — я играю на трубе...» Цель: укреплять арт.и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Б] в слоге Оснащение: две дудочки — большая и маленькая. Ход игры: - Это дудочки. Голоса у дудочек разные — у большой дудки голос грубый, вот такой: «БУ-БУ », а у маленькой дудочки тоненький — вот такой: «Бу-бу». -Закройте глаза. (убрать обе дудки). -Откроет глаза К нам мышка прибегала, Обе дудочки украла. Нужно мышку обмануть. Чтобы дудочки вернуть, Нужно дудочки позвать, И придут они опять. -Большую дудочку нужно звать так: „БУ- БУ" (громко)». -Когда будете звать маленькую дудочку, произносите тихо. |
Цель: правильно и четко произносить звук [Б] в отдельных звуко- подражаниях; произносить звукоподражание громко и тихо. Оснащение: две игрушечные машины — большая и маленькая; картинки с их изображением. Ход игры: -Это машины. Машины едут по дороге (Поставьте перед едущей по дороге машиной игрушечную корову ) -Что же теперь делать?» (Нужно посигналить «БИ-И-И-И, БИ-И-И- И».) -Сигналы у машин разные (у большой машины — сигнал грубый, вот такой: «БИ- И-И-И, БИ-И-И-И», а у маленькой машинки голосок-сигнал тоненький, вот такой: «Б-и-и-и, б-и-и-и»). Машина по дороге Бежит, бежит, бежит. Машина очень громко Сигналит, как кричит: «БИ-БИ-БИ! Ой-ой-ой! На дороге ты не стой!» |
движения в соответствии с текстом, закреплять правильное произношение звука [Б] в звукоподражании. Оснащение: кукла. Ход игры: -Поиграем с куклой. Спрячем куклу нашу, (взрослый идет и прячет куклу за спину) Спрячем куклу Машу. Ваня (Таня...) куклу найдет И укачивать начнет: (покачивать куклу, имитируя укладывание «Бай-бай-бай». ее спать) Игра «Рисуем песком репку» Цель: Учить детей рисовать на песке, используя кисть руки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность. Описание: проводится пальчиковая гимнастика Пальчиковая игра. Репку мы сажали, (движение как будто роется ямка совочком) Репку поливали, (перебирать пальцами, как будто льется вода) Вырастала репка, (медленно разжимать кулак) Хороша и крепка, (ладонь открыта, пальцы согнуты) Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем - потянем, тянем - потянем! (зацепиться пальцами за согнутые пальчики и тянуть) Ух! (расцепить пальцы) Воспитатель: Ох и весело играли, и несколько не устали. |
повторяй» Цель: правильно и четко произносить звук [Б] ([БЬ]), дифференци- ровать громкость произношения Оснащение: игрушечный барабан, машина, барашек, ширма. Ход игры: «Угадай-ка» Что же это, угадай? Вместе с нами повторяй: По дороге едет, Едет и гудит: — Ты с дороги, мишка, Быстро уходи, БИ-БИ-БИ! С рожками баран, Он тебя пугает, Песни распевает: — БЕ да БЕ Не хочу идти к теБЕ! Это круглый ба-ра- БАН, Он не вреден, но упрям. И твердит упрямо он: — БОМ-БОМ-БОМ и БОМ-БОМ-БОМ!
Ба, ба, ба, ба, ба, ба ,ба ! А в лесу стоит изба! Бе, бе, бе, бе, бе, бе, бе ! Сидят кошки на трубе! Бо, бо, бо, бо, бо, бо, бо,! Спрыгнуть, кисонька, слабо?! | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Январь Звук Х |
«Слоненок заболел» Цель: укреплять арт.и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Х] в слоге
«Смешинка» Цель: укреплять арт.и голосовой аппарат; четко и правильно произносить звук [Х] в слоге Веселится детвора И смеется : ха-ха- ха |
ручки» Цель: продолжит развивать умение сочетать произнесение звука: началом выдоха, разовьет умение многократно произносить звук «Х-х- х» на одном выдохе. Оснащение: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая дыханием свои ручки). Ход игры: Рассматривание картинки -Будем учиться согревать ручки на морозе. #1044;уй на ручки и произноси Х_-Х-Х 2. Попросите ребенка повторить звук несколько раз на одном выдохе. 3. Покажите ребенку, как нужно это делать. 4. Прочтите рифмовку: Ох как холодно зимой! Не хочу идти домой! Нужно ручки мне согреть. Подышать: «Х-Х-Х!» — И отогреть. Игру повторите 2-3 раза |
умывается» Цель: выполнять действия в соответствии с текстом, договари- вать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука [X]. Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с детьми действия в соответствии с текстом: Белый зайка умывается, (потираем одну ручку о другую) Видно, в гости собирается, Вытер носик, вымыл хвостик, (моем «лапкой» перечисляемые части тела) Вымыл ухо, вытер сухо.
Цель: имитировать все движения Хомы, повторять выделенные слова в тексте вместе со взрослым. Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с детьми действия в соответствии с текстом: Хома рано просыпается, Чистит мех и умывается. Игра с кинетическим песком «Дорожки для машин » Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
Хохотушки Жили-были две подружки Хохотушки, веселушки: «Хи-хи-хи да ха-ха-ха» — Как увидят петуха! Ох, Ваня-простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород. | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Февраль Звук К Картинки символы «Сильный дождик» «Мелкий дождик» |
«Непослушный язычок» Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию. Ход игры: Язычок, который живет во рту-домике, был ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте и посмотрите. Непослушный язычок, В домике он прыг да скок, В потолочек он стучит, Шалит, деток веселит! Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г- Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы).
болит горлышко» Мама кашляет: «К-К-К»
А кукушка на суку Целый день кричит: «ку-ку!» |
снежинку с рукавички» Цель: выдувать воздух толчком, проверять правильность выполнения дыхания, прикладывая ладонь тыльной стороной к губам для ощущения выдыхаемой струи воздуха. Оснащение: вырезанная из цветного картона рукавичка, снежинка, вырезанная из тонкой белой бумаги и прикрепленная на тонкой нитке. Ход игры: Прямо на снежинку Дует, дует ветер. Падает снежинка В беленький сугроб Ей в сугробе скучно Маленькой одной. Вот сейчас подуем — И летят — Ой, ой Ведь лежать в сугробе Веселей вдвоем! Предложите ребенку сдуть снежинку с рукавички, произнося звук [К]. |
петух» Цель: закреплять правильное и четкое произношение звука в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки. Оснащение: шапочки петуха и курицы. Ход игры: Ку-ка-ре-ку! Выходите, курочки, Собирайте крошки, Много здесь есть мушек, На моей дорожке. (курочки машут крыльями, произносят «ко- ко-ко»,, ходят и клюют крошки)
игра Котик точит коготки Очень острые они (пальцы скребут по коленям) А потом играет- Мячик догоняет ( стучать ладонями по бедрам) Игра с кинетическим песком «Геометрические фигуры » Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
— Кря-кря-кря! Кря- кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды- балда! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
Коленька хороший, Коленька пригожий На коня садился, Конь под ним бодрился
Цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). Капля раз, капля два, Капли медленно сперва Кап, кап, кап,кап.(дети медленно хлопают) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять - Кап, кап, кап,кап. (хлопки учащаются) Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. (дети «держат» зонтик). | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Февраль Звук Г Картинки символы «Гусь гогочет» «Гусята гогочут» |
«Непослушный язычок» Цель: поднимать спинку языка, производить арт. движения языком по подражанию. Ход игры: Язычок, который живет во рту- домике, был ужасным проказником. Он любил... А что он любил, я вам расскажу, а вы послушайте и посмотрите. Непослушный язычок, В домике он прыг да скок, В потолочек он стучит, Шалит, деток веселит! Сначала язычок стучал в потолок своего домика тихо «К-К-К» (давайте вместе постучим в потолок тихо). Потом язычок совсем расшалился и стал стучать громко: Г- Г-Г» (предложите постучать тихо). Ротик-домик очень расстроился из-за такого поведения язычка и решил закрыть двери (сомкнуть губы). |
пойдем» Цель: продолжать развивать речевое дыхание, произносить 3-4 слога на одном выдохе. Оснащение: игрушки гусь, гусенок. Ход игры: -Как гогочет гусь, гусенок. Уберите игрушки -Позовите маму- гусыню, громко произнося: «Га-га-га». Появившаяся мама- гусыня громко произносит: «ГА-ГА- ГА». -Почему мама-гусыня так рассердилась? -Потому что гусенок потерялся». -Повторяйте на одном выдохе звукоподражания: «Га- га-га»: Мы на пруд сейчас пойдем. Плавать вместе там начнем. Буду я гусенка звать: — Га-га-га! Чтоб не смел он уплывать: — Га-га-га! |
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко и правильно произносить в словах звук [Г]. Оснащение: шапочки гусей и лисы. Ход игры: Выберете ведущего. На ведущего наденьте шапочку лисы. Предложите детям встать к нему лицом. Выполняйте движения, соответствующие тексту игры- потешки: — Гуси, гуси, я вас съем! — Подожди, лиса, не кушай. Нашу песенку послушай! — Га-га-га! Га-га- га! — Надоело слушать вас! Всех я съем сейчас! Игра «Рисуем пипетками – дождик» Цель: Учить детей рисовать с помощью пипетки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность. Описание: Капля раз, капля два, (Дети рисуют капельки дождя с помощью Очень медленно сперва. пипетки в сопровождении стихотворения) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Потешка «Кто гуляет на лугу?» Цель: продолжать закреплять умение правильного произношения звука [Г] в слогах. Оснащение: игрушечные (или нарисованные) животные. Ход игры: Показ игрушек: лошадь, курица, голубь, рыбка. -Как «говорят» животные. Вот лошадка на лугу: И-го-го, и-го-го! Курочка-несушка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Голуби под крышей: Гуль-гуль-гуль Ну а рыбка в море – Ни гу-гу При повторном чтении попросите детей договаривать выделенные звукоподражания. Га-га-га! Гогочет гусь — Я семьей своей горжусь! На гусят и на гусыню Все гляжу Не нагляжусь! (Н. Костырев) | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Март ЗвукФ «Греем замерзшие ладошки» «Дети смеются» |
скорей во двор...» Цель: уточнять движения органов артикуляционног о аппарата при произнесении звука [Ф] — показывать верхние зубки, приподнимая верхнюю губу. Оснащение: картинка с изображенным ровным и высоким забором. Ход игры: Посмотри скорей во двор — Появился там забор. Наш забор не простой, Ровный он и большой. -Постройте забор и спрячьте за ним язычок. Показ: 1) открой рот; 2) поставь зубки вот так (верхние зубы на нижнюю губу. Ребенок не должен закусывать и втягивать губу в рот). Обязательно полюбуйтесь в зеркало на красивый заборчик, сделанный из зубок.
Прикусывание нижней губы верхними зубами. Грозная собака- Настоящая кусака. |
Цель: продолжать развивать умение сочетать произнесение звук с началом выдоха, произносить многократно звук [Ф]; активизировать губы. Оснащение: бумажный кораблик (или пароход). Ход игры: Налейте в небольшой таз теплую воду. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах... Попросите ребенка так подуть на кораблик, чтобы он поплыл плавно. Скажите, что дуть он должен не торопясь, долго, губы сложить вот так — покажите, как при произнесении звука [Ф]. Скажите: «А теперь ветер стал дуть порывами и корабль поплыл по-другому» (дуем, многократно произнося звук [Ф-Ф- Ф]). Упражнение повторите 2-3 раза. «Ветер» Ветер по лесу летал- ф- ф-ф-ф (качать поднятыми вверх руками) И с деревьями играл - ф-ф-ф от друга, произнося звук [Ф]. |
В чистом поле дуб стоит (руки вверху, пальцы раздвинуты) Филин на дубу сидит (руки на пояс, качать головой направо, налево) У него такой вот нос (показ) Филин пухом весь оброс. (руки на пояс, поднять и опустить плечи)
«Пузырь» Цель: понимать и выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, произносить изолированно звук [Ф]. Оснащение: сюжетная картинка Ход игры: возьмитесь за руки Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой Оставайся такой. Пузырь лопнул, Дети отходят друг Игра с кинетическим песком «Оживим постройки » Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» |
«Сердитый еж» Цель: четко и правильно произносить изолированно звук [Ф]. Оснащение: игрушечный еж. Ход игры: покажите ребенку ежа. Рассмотрите его, выделите части тела и назовите их. Скажите, что еж умеет фыркать. Произнесите звук [Ф] изолированно. Прочтите рифмовку. Попросите детей договаривать в рифмовке выделенные звукоподражания (сопряженно, отраженно). К нам пришел сердитый еж — «Ф-ф-ф». На кого он так похож — «Ф-ф-ф»? Словно чайник он кипит — «Ф-ф-ф». Уходить нам всем велит— «Ф-ф-ф»! | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Апрель Звук Д «Воздушный шар лопнул» «Мяч лопнул» |
варенье» Цель: уточнять движения органов арт. аппарата, поднимать широкий язык на верхнюю губу, облизывать губу широким языком производя движения вверх- вниз. Оснащение: варенье, игрушечный медвежонок. Ход игры: Я веселый медвежонок, С детства я сластена. Я варенье обожаю, Язычком его лакаю! -Оближем губку, как будто на ней вкусное варенье Делайте Движения по верхней губе вверх-вниз. Следите, чтоб ребенок не втягивал губу внутрь рта, не помогал нижней челюстью, а слизывал все языком.
«Строим дом» Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем, «Д» - легко произнеси. Голосочек подключи |
Цель: развивать целенаправленный выдох, проговаривание звуков на одном выдохе. Оснащение: картинка – дятел. Ход. Дятел на суку сидит, Домик он себе долбит: д-д-д Игра «Пчелка лети» Цели: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пчёлка (изготовленная из бумаги); цветок (изготовленный из цветного картона); нить, соединяющая пчёлку и цветок. Описание: Воспитатель показывает ребёнку пчёлку и предлагает поиграть с ней. Ребёнок дует на пчёлку. Методические указания: Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Игра «Мельница» Дует ветер на вертушку, Очень славная игрушка! Крутится, вращается, Детишкам очень нравится. Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Описание: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. |
Он на дереве сидит, Клювом кору он долбит. (имитация движений) В красной шапке С цепкими лапками (имитация движений) Игра с кинетическим песком «Объемные постройки » Цель: развивать мелкую моторику рук, звуковую культуру речи, развивать слуховое восприятие, внимание, умение проговаривать по подражанию звуки, слоги» Игра «Прятки» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить определять и узнавать, сравнивать и различать предметы. Описание: Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью: Кто там прячется от нас? Кто залез в глубокий таз? Разгребем, разроем ямку, А потом еще одну. Никому мы не позволим Просто так пойти ко дну! Игра «Найди и разложи» Цель: развивать тактильные ощущения и мышечную активность ребенка. Развивать внимание, речь, формировать умение классифицировать предметы по цветам. Описание: Ребенок находит в сухом бассейне игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует) |
Заиграла дудочка – Ду-ду-ду Дудочка – погудочка- Ду-ду-ду Весело играет – Ду-ду-ду Деток созывает – Ду-ду-ду! Чистоговорки Да-да-да, в ручейке бежит вода. Ду-ду-ду, за водой сейчас пойду Ды-ды-ды, принесу домой воды Стихи. Вдоль по улице иду я И в большую дудку дую: — Ду-ду-ду да ду-ду-ду! Я по улице иду! (В. Митейкин) Потешки Аи, лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Ладушки, лады, Не политы сады. Недосуг нам поливать: Надо в ладушки играть. Чистоговорки. Да-да-да – холодная вода. Ды-ды-ды – плохо без воды. Де-де-де – купаемся в воде. Дой-дой-дой – умываемся водой. Да-да-да - не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду - все равно туда пойду. Ди-ди-ди -ты ж одетый, не ходи! Ды-ды-ды - только слышно из воды. | |
Звук | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Май Звук Ы | Дидактическая игра»Мышки-мишки» Цель : Упражнять детей в правильном произношении звуков Ы, И, Игра «Вышли пальчики гулять» Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого. Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.) Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки. Игра «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом: Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) | Дидактическая игра «Пароход» Цель : Учить правильно и четко произносить звук Ы.Развивать голосовой аппарат ребенка, побуждать произносить Игровое упражнение «Бабочка – лети!» Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха. Описание: Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Игра «В гостях у сказки» Цель: формировать умение изменять звукокомплексы по высоте и силе. Описание: Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: -Кто сидел на моем стуле? - Кто ел из моей чашки? - Кто спал в моей постели? Кто же был в нашем доме? | Игра «Куличи» Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком. Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи. Способствовать развитию сосредоточенности, концентрации внимания; Описание: Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости куличами кукол». Игра «Кружок» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру Описание: Ручку пальчиками взяли И кружок нарисовали. Раз кружок, Два кружок Сосчитай-ка их, дружок. | Сказка «Козлята и волк». Задача: Закрепить произношение звука Ы. Чистговорки Ы-ы-ы — зацветают все сады. Ы-ы-ы — это серые слоны. Ы-ы-ы — это мы, Ы-ы-ы — это я, а это ты. Ды-ды-ды — вот стакан воды. Ыд-ыд-ыд — жадиной быть — стыд. Мы-мы-мы — ждем уже зимы. Ым-ым-ым — из трубы шел дым. Ны-ны-ны — знания нужны. Ын-ын-ын — в огороде тын. Сы-сы-сы — тикают часы. Зы-зы-зы — гуляли три козы. Бы-бы-бы — выросли грибы. Вы-вы-вы — сели две совы. Ты-ты-ты — выросли цветы. | Речевая зарядка . |
Май Звук Э | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие мелкой моторики | Речевая зарядка Стихи. Потешки. | |
Игра «Ветерок» Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). Описание: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе». Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха. Игра «Бусинки - горошки» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру. Описание: Покатаю я в руках- (Катать по столу горошины или бусины Бусинки, горошки. указательным пальцем, средним, безымянным Станьте ловкими скорей, и мизинцем). Пальчики, ладошки. | Игра «Горячий чай» Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча. Описание: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”. Игра «Кто в домике живет». Цель: Укрепление артикуляционного аппарата. Выработка произвольной регуляции силы голоса. Игра «Кто внимательный» Цель: Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её воспроизводят. | Игра «Платочки» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Описание: Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам: Вот платочек гладкий-гладкий, Ну а этот, словно в складках! Он шершавый, жесткий даже. Ну, кому мы их покажем? Игра «Дорожки» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру. Описание: Трудно пальчик мне вести Вести пальчик по дорожкам. Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. | Стихотворение. Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама, Этот пальчик - Я, Вот и вся моя семья. Стихотвореение. Эхо слышно тут и там – Эхо ходит по горам. – Эхо, спустишься сюда? Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по звуковой культуре речи для детей раннего возраста «Снеговичок».
Игру можно использовать при дыхательной гимнастике....
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для многих народов было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой ...
Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.
В данной работе представлен перспективный план по формированию звуковой кутуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий на учебный год....
Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры (консультация для родителей)
Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.Воспитани...
Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...
Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи у детей раннего возраста, с использованием игровых технологий.
Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи, с использованием игровых технологий. Первая младшая группа....
План по самообразованию "Звукоподражание – как средство развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста"
План по самообразованию "Звукоподражание – как средство развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста"...