4.3 Транслировние в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
материал
4.3 Транслировние в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.4_translirovanie_opyta_prakticheskih_rezultatov_professionalnoy_deyatelnosti.pdf | 748.94 КБ |
delovaya_igra_dlya_pedagogov_po_odarennosti.docx | 38.17 КБ |
doklad_gmo._kumulyativnye_skazki_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 27.87 КБ |
doklad-szhatyy.pdf | 857.23 КБ |
reversivnoe_nastavnichestvo.-szhatyy.pdf | 723.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
г. Покачи
Деловая игра «Детская одаренность»
Подготовила:
Митрофанова Олеся Александровна,
воспитатель.
2019г.
Деловая игра для педагогов "Детская одаренность"
Цель: Закрепить знания педагогов по теме "Детская одаренность".
Задачи:
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение работать в команде, желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
- Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Ход деловой игры.
В игре участвует весь педагогический коллектив.
И для начала мы с вами поделимся на две команды, в начале заседания вы из мешочка доставали геометрическую фигуру, кому достался круг, команда будет находиться слева, а кому достался квадрат справа. Также у нас будет присутствовать жюри, которая будет следить за нашей игрой и начислять вам баллы за правильные ответы.
Команды поделились, сейчас вам нужно будет придумать название вашей команды.
1 задание
«Разминка»
Основная часть.
Основная часть игры проходит с использованием презентации.
Алгоритм работы следующий:
- На экране выводится слайд с формулировкой вопроса, а также с вариантами ответов;
- В течение 3 мин команды обсуждают предлагаемый вопрос;
- Далее вы записываете свой ответ на бумаге, и я отдаю жюри ваш вариант ответа.
Вопрос 1. Одаренность - это…
- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
- способность к творчеству, желание создать какой-либо продукт.
Информация педагога Правильный ответ «А».
Известный японский исследователь проблемы ранней детской одаренности Масару Ибука считал, что начинать развивать творчество детей следует с младенчества. Для этого, например, можно дать ребенку карандаши и огромный нестандартный лист бумаги. «Стандартная бумага для рисования – стандартный человек, нестандартная бумага – оригинальное мышление».
Вопрос 2. Одаренные дети — это…
а) дети с ускоренным развитием интеллекта;
б) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;
в) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.
Информация педагога Правильный ответ «Б».
Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, его отличает повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями.
Вопрос 3. Виды одаренности по сферам деятельности бывают…
а) интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская, спортивная;
б) актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя, скрытая и явная;
в) общая и специальная, музыкальная, инженерная.
Информация педагога Правильный ответ «А».
Интеллектуальную одаренность приписывают детям с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
Творчески одаренные дети — это дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
Академическая одаренность — это когда дети хорошо обучаются в школе. Полная
отдача сил, энергии, времени достижения высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении
предмета.
Лидерская одаренность— это дети имеющие, склонность к руководству и организации деятельности других , свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми
Спортивная — дети, показывающие более высокие результаты в сравнении с другими детьми.
Вопрос 4. Условия развития одаренности…
а) задатки;
б) учение.
в) среда, родительские увлечения, мотивация;
Информация педагога. Правильный ответ «В».
Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.
Поэтому среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Деятельность зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, это замечательно. .
Вопрос 5. Назовите методы исследования одаренности в детском саду…
(За каждый метод 1 балл)
Информация педагога.
Несмотря на широкий спектр методик в дошкольном возрасте в условиях детского сада бывает достаточно трудно выявить одарённость. Данная проблема обусловлена такими факторами, как необходимость индивидуального подхода во время обследования ребёнка, а также высокая наполняемость групп; недоступность скринингового исследования по каким-либо причинам. Зачастую обследование ребёнка сводится к наблюдению по определённым критериям и анкетированию родителей.
2 задание.
«Пантомима»
Приглашается по два педагога из команд, которые получают карточки, на которых написан вид одаренности. Их задача показать его в мимике и жестах, не используя слов. Остальным нужно определить, что показывает член их команды. Если команда не может определить вид одаренность, то отвечает те, у кого раньше других был готов ответ.
-музыкальная одаренность
-математическая одаренность
-спортивная одаренность
-художественная одаренность
(выделены по Савенкову А. И.)
3 задание
«Синквейн»
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
1 строка – одно сущ. ОДАРЕННОСТЬ
2 строка - два прилагательных (какая?)
3 строка - три глагола (что делает?)
4 строка - фраза из 4 слов
5 строка - одно существительное, отражающее твое отношение к первой строке
Одаренность
Яркая, тайная
Развивает, улучшает, мотивирует
Индивидуальные и многогранные способности
Дар
4 задание
«Портрет одаренного ребенка»
За 10 мин необходимо отразить портрет одаренного ребенка, в виде рисунка, или же схемы, а затем рассказать о своей точке зрения остальным участникам мероприятия.
- Подведение итогов деловой игры
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
г. Покачи
Доклад «Кумулятивные сказки в работе с детьми с ОНР»
Подготовили
воспитатели:
Фрумузаки В.В.
Науменко О.А
2022г.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Л.С.Выготский
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, в последнее время выросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно отметить целый ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников:
- позднее появление первых слов, простых предложений;
- речь, малопонятно для окружающих за счет выраженного аграмматизма;
- ограниченный лексический запас;
- незавершенность процесса фонемообразования;
- отставание как экспрессивной, так и импрессивной речи;
- недостаточная речевая активность, которая без специального обучения не приходит в соответствие с возрастным требованиями.
Общее недоразвитая речь может проявляться в разной степени. Поэтому на сегодняшний день выделяют четыре уровня речевого развития.
1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи.
2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы.
3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у дошкольников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться»).
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.
Детям с ОНР трудно запомнить 3 – 4 ступенчатые словестные инструкции, последовательность выполнения задания.
Если вовремя не исправить эти нарушения, то впоследствии могут возникнуть трудности общения с окружающими, мешающие детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это вынуждает искать новые эффективные методы и формы коррекционной работы.
Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми. Она в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.
С самого раннего возраста мы знакомим ребенка с такими сказками, как «Теремок», «Репка» и «Колобок». Они могут слушать их бесконечно и пытаются повторить сюжет истории. Одновременно с этим ребенок учится говорить, удивляться и сопереживать. Персонажи и действия подобных сказок образуют своеобразную цепь, словно нанизываясь друг на друга. Все они являются примерами кумулятивной сказки, в которой происходит повторение речевой формулы. Нужно ли детям по пять раз выслушивать такие фразы как «бабка за дедку» и прочие повторы? Да, такие повествования (сказки) необходимы детям для развития речи и мышления.
Рассмотрим подробнее композицию кумулятивной сказки. Примеры сюжета подобного повествования явно указывают нам на то, что с каждым повтором в такой истории, происходит определенное усложнение с непременным добавлением нового элемента, но с использованием прежней формулы. Подобное построение композиции позволяет ребенку развивать алгебраическую логику. Например, в сказке «Репка» берется формула «кто-то за кого-то». В нее помещают новые значения переменной. В итоге получается «Жучка за внучку» или «мышка за кошку».
Аналогичный примером может служить и кумулятивная сказка «Колобок». В ней есть формула «я ушел от кого-то». При этом «кто-то» рассматривается в качестве переменной. Ее последовательно замещают теми животными, которых Колобок повстречал на своем пути, то есть зайцем, волком, медведем.
Персонажи в цепочные сказки также вводятся последовательно. Например, в «Репке» это происходит от большего к меньшему. В «Теремке» наоборот – от меньшего к большему.
Структурированной является и сказка «Маша и медведь». В каждой из ее частей девочка знакомится с набором предметов. Причем первым всегда идет большой, затем средний, а напоследок и маленький. Уже к середине повествования дети начинают помогать взрослым излагать сюжет. При этом размер вещей они непременно связывают с величиной медведей. Таким образом, кумулятивные сказки помогают формировать у детей логическое мышление. Малыши начинают учиться причинно-следственным связям и построению последовательностей. На первых порах это самые простые модели, но ими детки уже могут воспользоваться в других ситуациях, которые будут для них более сложными.
Шутливый замысел сказки подчеркивает нарочитость ее складной речи. Все произносимые героями фразы предельно коротки и имеют черты словесной формулы. Так, в сказке под названием «Заюшкина избушка» лисица выгоняет зайчика из его избушки. Ему вызываются помочь собаки, медведь, бык, и петух. Каждый из этих зверей вначале спрашивает, о чем же плачет зайчик. Его ответы одинаковы для всех.
Постепенно ребенок должен быть привлечен к осуществлению действия. Например, ему может быть предложено выяснить, кто из героев пойдет помогать деду тянуть репку, или какой зверь следующим будет проситься в теремок или повстречается на пути у Колобка.
При исполнении таких сказок порой требуется произносить текст в виде скороговорок, а иногда он просто поется. Весь интерес слушателя при этом кроется в нагромождении слов. Именно поэтому кумулятивный сюжет в сказках оформлен стихами и рифмой.
В 2-3 года кумулятивная сказка может быть превращена в игру, которая позволяет сравнить признаки. Наиболее удачным сюжетом для этого явится история «Маша и медведь». Перед ребенком ставятся картинки предметов, принадлежащих медведем, и он должен собрать те из них, которые принадлежат папе, затем маме и их сыночку. Подобная игра позволит сформировать у ребенка причинно-следственные связи. Постепенно задачи могут быть усложнены. Например, ребенок должен сгруппировать все вещи не только по размерам, но и по цветам.
Таким образом, работа с кумулятивными сказками способствует развитию навыков связной (монологической) речи, речевой активности, формированию коммуникативных, познавательных способностей дошкольников, развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, навыки устной и монологической речи. Сказка позволяет осуществить поэтапное и постепенное усложнение заданий по формированию фонематических процессов.
Кумулятивные или цепевидные сказки, адекватно включаются в процесс коррекционной работы с ребенком имеющим общим недоразвитием речи и для него чрезвычайно полезны образцы текстов, в которых заключается многократным нарастающем повторении одних и тех же действий.
Например:
Сказка «Репка». Начинается она с того, что дед посадил репу и не может вытащить выросший корнеплод. Ему на помощь приходят другие герои повествования(сказки). тянет-потянет, вытянуть не может!
А сказка «Теремок» начинается с того, что мышка решает поселиться в заброшенной теремке. Так и возникает кумулятивная сказка о животных. После к терему подходят звери. Причем делают это в порядке нарастания величины. Звери напрашиваются к мышке пожить. Последним приходит медведь. Им и заканчивается сказка. Ведь этот большой зверь садится на терем и разрушает его.
Если в сказке «Репка» создание цепочки вызвано внутренней необходимостью и мотивировано, то в «Теремке» появление все новых и новых зверей мышке вовсе и не нужно. Исходя из этого признака различают два вида кумулятивных сказок. Это такие, в которых присутствует логика повествования, а также те, где она не требуется.
В некоторых кумулятивных сказках в основе всех действий лежат различные по своему виду бесконечные комические диалоги. Цепочка, по которой происходит наращивание сюжета, бывает весьма разнообразной. Например, читая сказку «Петушок и бобовое зернышко», мы видим целый ряд отсылок. Вначале курочка бежит к реке за водой. Туда ее посылает петушок. Река посылает курочку за листом к липе. Дерево же направляет ее за нитками к девке, а та – за молоком к корове, и т.д. В этой сказке отсутствует всякая логика того, какие персонажи и за какими предметами отправят курочку дальше. Собственно, никаких объяснений такая сказка не требует. Логику в ней никто не ищет и никто ее не требует. Порой цепочка событий кумулятивных сказок строится на ряде обменов. Причем одни из них происходят от худшего к лучшему, а другие, напротив, от лучшего к худшему.
В доказательство этому можно привести сказку «Лисичка со скалочкой», которая повествует о том, что лиса потребовала за будто бы пропавшую курочку (она ее съела сама) гусочку. После этого она решила поменять гусочку на девочку. Слова лисы которые повторяться.
Ах да много ли мне места надо: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, туда и скалочку уложу. А где же моя скалочка подевалась? А подавайте мне замест неё курочку, гусочку, девочку.
Звери по очереди подходят к избушке и пытаются выгнать лису. При этом каждый из этих произносит одну и ту же фразу. Это требование «Поди, лисица, вон!». На что она им отвечает так же одинаково, что их клочки, стоит ей только выскочить, полетят по закоулочкам. Повтор каждого из звеньев сюжетной цепочки в сказке сопровождается словесной формулой, к которой постепенно присоединяются новые подробности.
По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу каждому ребенку».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...
Критерий 2. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
2.1. Формирование современной образовательной среды (создание интерактивных зон, творческой лаборатории, музея и т.п.)[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"22993901","attributes":{"alt...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.3. Участие в деятельности рабочих (творческих) групп, экспертных групп по аттестации, групп по разработке грантовых проектов, жюри профессональных конкурсов, олимпиад...