КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
материал
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания; распространение педагогического опыта (выступления с представлением собственного опыта работы на педагогических советах, на заседаниях городских объединений, на курсах ИРОСО)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Метод проектов в формировании представлений о морских обитателях Сахалинской области у детей старшего дошкольного возраста
В моей методической мастерской деятельностный подход занимает ведущее место. Концептуальную базу деятельностного подхода составляют труды: Джона Дьюи, Николая Евгеньевича Вераксы, Тони Бьюзена, Акименко Валентины Михайловны, а в трудах Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна я взяла важнейшие положения, которые определяют основу моей профессиональной деятельности.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дошкольники должны знать и много уметь больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому педагоги находят наиболее эффективные средства обучения и воспитания, в соответствии с ФГОС ДО.
Формированию познавательного интереса у дошкольников способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Одним из перспективных методов, способствующих развитию дошкольников, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, обеспечивает активность детей в образовательной деятельности.
В своей педагогической практике использую этот метод, как один из наиболее эффективных, дающий положительный результат.
Новизна и практическая ценность используемого метода заключается в разработке и апробации различных проектов по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста и организации взаимодействия всех участников проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми: ребёнок успешно адаптируется к изменяющейся ситуации, становится увереннее в своих силах, а также проектная деятельность позволяет вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
При структурировании проекта руководствуюсь алгоритмом «Шесть П», предложенным Джоном Дьюи (американский психолог и педагог).
1. Проблема (выбор темы)
2. Проектирование или планирование
3. Поиск информации
4. Продукт (практический результат)
5. Презентация
6. Портфолио.
Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах, вы их видите на экране.
Принципы проектной деятельности:
- Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
- Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
- Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
- Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.
- Проектная деятельность имеет адресный характер.
Представляю вашему вниманию технологию проекта для дошкольников по теме: «Морские обитатели Сахалинской области».
Инициаторами проекта стали дети подготовительной группы. Посетив музей «Музей Флоры и Фауны моря», дети проявили интерес и стали задавать вопросы.
Вид проекта – познавательно- исследовательский, экологический.
Сроки реализации – долгосрочный (три месяца).
Участники проекта- дети 6-7 лет, родители, воспитатель.
Способ реализации- групповой.
Постановка проблемы, актуальность – у детей старшего дошкольного возраста наблюдалась недостаточная осведомлённость о морских обитателях Сахалинской области, мало внимания уделяется проблемам экологического воспитания и формированию нравственных ценностей детей.
Так создалась ситуация, в ходе которой дети самостоятельно пришли к формулировке исследовательской задачи.
Модель трёх вопросов (С.М. Оберемок)
Что мы знаем о морских обитателях Сахалинской области? | Что мы хотим узнать ? | Как мы узнаем об этом? |
- Океан – это большое море - Море, где живут рыбы - В море водоросли и ракушки - В море есть осьминоги и ракушки - Я боюсь акул, они кусаются - Живут такие рыбы, они надуваются | - Про дельфинов - О морской звезде - Про осьминога - Рыбы спят и что едят - Почему вода соленая - Бывают морские чудовища - Все ли рыбы съедобные | - У мамы спросить - У воспитателя - Посмотрим телевизор - Прочитаем в энциклопедии - В компьютере посмотрим - Посмотрим видеофильм - Когда поедем на море отдыхать |
Благодаря модели «Трёх вопросов» Светланы Михайловны Оберемок получили первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, и, основываясь на предложенных ответах детей, была определена цель проекта и сформулированы задачи и ожидаемый результат.
Цель: Формировать и углублять представления у детей старшего дошкольного возраста о морских обитателях Сахалинской области. Проект даст дошкольникам представления о том, что вода в Охотском море очень холодная, поэтому не все известные им морские обитатели там водятся, а некоторые морские животные встречаются только в нашем регионе и имеют довольно крупные размеры.
Задачи:
- создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
- способствовать развитию познавательной мотивации с помощью проблемной ситуации;
- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной деятельности;
- расширять, обобщать и систематизировать знания о морских обитателях Сахалинской области;
- воспитывать бережное отношение к морским животным.
Дети расширят и обогатят знания и представления об особенностях морских животных, у них разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, мотивационная активность. У родителей будет вызван интерес к совместной деятельности.
Разработан план действий под руководством воспитателя. Роль педагога в корректировке действий детей, но педагог не навязывает своё видение решения задачи, а осуществляется совместная деятельность между всеми участниками проектной группы.
Работа с детьми: совместно с детьми находили информацию и интересные сведения о морских обитателях Сахалинской области. Рассматривали видеоролики и видеофильмы по теме проекта, о морских обитателях, где обитают, чем питаются, об их особенностях жизнедеятельности, интересных, не знакомых ранее фактах. Разучивали физкультминутки и подвижные игры на морскую тематику. Рисовали, лепили, создавали поделки из бумаги на тему «Подводный мир Сахалина».
Работа с родителями: родители оказывали помощь в сборе нужной информации, читали детям художественную литературу, энциклопедию, разучивали загадки и стихи о морских животных и птицах, совместно изготавливали с детьми поделки, помогали в составлении рассказов.
Темы исследования: «Как зимуют морские котики и тюлени», «Всё про сахалинскую креветку», «Почему у крабов сердце в голове, а рот сзади?», «Чем опасны медузы», «Рыбы семейства лососевых», «Морские ежи и морские звёзды».
Большое влияние на детей оказал просмотр видеороликов, которые направлены на привлечение внимания людей к проблемам экологии, как от выброшенного в море мусора и разлитой нефти страдают и погибают животные.
Одной из результативных форм восприятия информации детьми является экскурсия. Экскурсионные занятия дали положительный результат и вызвали интерес и желание у детей получать больше знаний о морских обитателях Сахалинской области.
В клубе "Бумеранг" приобрели краеведческие игры. В комплект входят четыре настольные и одна подвижная игра, освоив эти пять игр, ребята будут знать более 80 объектов живой природы Сахалинской области, а также наглядно-методические пособия, плакаты, электронные презентации и видеофильмы.
Разработали свои дидактические игры: «4 лишний», «Морское путешествие», «Рыбалка», «Угадай по описанию», «Какое слово не подходит».
С целью запоминания и систематизации информации составили мыслительные карты или, хорошо вам знакомое название, – интеллект- карты. В работе стала использовать этот метод Тони Бьюзена, так как он имеет полезные свойства: - наглядность (вся проблема с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, её можно окинуть одним взглядом);
- запоминаемость (оттого, что работают оба полушария мозга, интеллект-карта легко запоминается).
И у детей развиваются как творческие, так и речевые способности, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Интеллект-карты, составленные совместно с детьми, помогли им понять, запомнить и повторить материал. Нами были составлены интеллект-карты по темам: среда обитания, морские обитатели.
Продуктом нашего проекта стал мини-музей «Подводный мир Сахалина». Экспонаты, наглядный материал, творческие работы – все предоставили дети и родители.
Для презентации проекта мы выбрали экскурсионную форму. Дети нашей группы выступили в роли экскурсоводов и пригласили посетить мини-музей ребят из старших дошкольных групп.
Результат проекта показал: дети стали больше интересоваться морскими обитателями родного края, у детей сформировались первоначальные представления о самоценности ресурсов нашего острова, выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней бережно.
Дети рассказали, что для них было более интересным в ходе работы, что вызвало трудности и как их преодолевали.
В Портфолио проекта вошли наработанные материалы: интеллект-карты, дидактические игры, продукты изобразительной деятельности, прикладного творчества, экспонаты мини-музея, фотографии) все это необходимо для того, чтобы возвращаться и вспоминать вместе с детьми.
Метод проектной деятельности – результативен. Самостоятельное открытие детьми новых знаний в процессе исследовательской деятельности способствует тому, что эти открытия приобретают для них личную значимость.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.3. Участие в деятельности рабочих (творческих) групп, экспертных групп по аттестации, групп по разработке грантовых проектов, жюри профессональных конкурсов, олимпиад...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.4 Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: методи...
КРИТЕРИЙ 4.ПУНКТ 4.2.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.2.1. Почетные звания, профессиональные награды и поощрения...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.2.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.2.2 Обобщение педагогического опыта по направлению деятельности - пед.совет ДОУ, экспертные Советы: Департамента (Управления, отдела) образования, ИРОСО)...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.2.3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.2.3 Участие в профессиональных конкурсах (очных, официально заочных): педагогического мастерства, методических разработок, сценариев образовательно - воспитательных мероприятий...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.2.4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.2.4 Участие в работе экспериментальных, стажировочных, региональных инновационных площадок...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...