Проект "Домашние питомцы"
методическая разработка (старшая группа)

Шаманская Альбина Геннадьевна

Проект напрвлен на формирование самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_pitomtsy.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1»

муниципального образования города Братска

                                     

                                        Проект « Домашние питомцы»

                                             Информационный  творческий

                                                       Старшая группа

                                                                5-6 лет

                                                             

                                                                Составила воспитатель: Шаманская А.Г.

                                                                        I   квалификационная категория                                                                    

                                     

                                                                         

                                                               

                                           

           

                                                        Г. Братск  2024

 Краткая аннотация проекта:

Проект ориентирован  на  самостоятельную деятельность   детей  старшей группы путем привлечения внимания детей к миру домашних питомцев.

Целью проекта является создание условий для самореализации и  развития  самостоятельности  каждого ребенка.

Данный проект позволяет приоткрыть дверь в удивительный мир домашних животных. Он помогает установить взаимосвязь между людьми и животными,  предоставляет возможности для проявления, развития и реализации разнообразных идей детей и родителей группы.

Задачи проекта включают:
1. Создание среды, способствующей развитию самостоятельности и у детей.

2. Развитие умений принимать решения. планировать и самостоятельно действовать.
3. Развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков и умений совместного решения задач.
4. Вовлечение родителей в процесс проекта и создание партнерских отношений для поддержки развития самостоятельности  детей.

Этапы проекта ;

I этап – подготовительный:

 Поиск и определение темы проекта.  Обозначение  цели проекта и его мотивация, поиск ресурсов.

II этап – Основной::  

Образовательные области: познавательное развитие: речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие. социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 Взаимодействие с родителями.

III этап – Заключительный:

Образовательное событие. Рефлексия.

Результаты  реализации проекта:

- Увеличение уровня самостоятельности и инициативы у детей в процессе работы над проектом «Домашние питомцы»
- Развитие навыков самостоятельного принятия решений и ответственности за свои действия при  выборе  домашних питомцев .
- Способность детей успешно справляться с творческими и познавательными  задачами и проблемами.

- Дети умеют работать в группе, совместно решают задачи, обращаются за помощью к взрослым , родителям.

Вид : Информационный , творческий.

Время реализации:  краткосрочный -одна неделя

 Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. . В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески..  Именно в этот период ребёнок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Детям свойственен синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности  Проект в детском саду, как правило, ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольника, которую ребенок должен выполнить в течение определенного времени. Такая форма организации исследовательской,  познавательной  деятельности дошкольника предполагает, прежде всего, решение обозначенной проблемы, с применением разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает разностороннюю интеграцию знаний детей. Ребенок старшего дошкольного возраста сам может планировать свое время, выбирать тему и предмет для исследования. Основная задача педагога при этом заключается в поощрении и деликатном направлении, а также поддержке самостоятельности и инициативы ребенка.

Педагог уделяет в основном внимание решению задач обучения и воспитания. Это приводит к тому, что организованная деятельность не переходит на новый, более высокий уровень самостоятельной деятельности и не получает условий для ее развития.  В ходе выполнения проекта «Домашние  питомцы» мы проследим, как осуществляется подведение ребенка к самостоятельности и свободе выбора его деятельности .

У каждого ребенка в нашей группе есть домашний любимец.

Дети с удовольствием рассказывают о них друзьям и педагогам.

Проблема.  Каждый день дети видят собаку возле  детского сада, возник вопрос,  почему она одна без хозяина. Дети сделали  предположение ,что её бросили и у неё нет дома.  

Вопрос  « Почему так получилось?» 

Чтобы на улицах не было брошенных животных, нужно знать породы и  повадки животных ,роль животных в жизни человека ,как  заботиться и воспитывать.

Цель: создание условий для самореализации и  развития самостоятельности и инициативы каждого ребенка.

Задачи: 

Для детей: 

- систематизация и закрепление знаний о домашних питомцах;

- установить взаимосвязь и зависимость жизни домашних животных от человека;

-  бережное отношение к домашним животным, ответственность за жизнь своего домашнего питомца;

- умение  ставить перед собой цель и планировать результат;

- навыки  работы в группе, коммуникативные навыки и умение совместного решения задач.

Для воспитателя:

-создание развивающей среды

-наблюдение, создание условий для разворачивания образовательного события, его обогащения, обеспечения времени и пространства.

-оказание помощи детям  (посоветовать, подсказать, «Натолкнуть» на мысль, помочь в выборе ,  позиция культурного партнера

-предоставить детям возможность действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций

Для родителей:

-Обогащение уровня знаний родителей по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности.

-Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОО и семьи .

-Возможность участвовать в совместных проектах.

     

Итог: Образовательное событие – «Мы в ответе за тех, кого приручили»»

                      Мероприятия

сроки

 Результат

1.

Организационный этап.

 1. Подбор и изучение психолого-педагогической методической литературы по теме проекта «Домашние питомцы».

2.Подбор художественной литературы, загадок, пословиц и поговорок по теме «Домашние животные ».

3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, набор игрушек домашних животных, видеофильмов, видеороликов, мультфильмов.

Взаимодействие  с родителями:

1. Беседы, мотивация на совместную деятельность.

2. Размещение информации о проведении проекта в родительском уголке.  3.Анкетирование «Мое отношение к домашним питомцам».

С детьми

Модель «Три вопроса»:

«Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?».

Вопросы Что хотим узнать?  И как мы будем это делать? Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются  и записываются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются.

Каких животных можно держать дома?

- Какова роль домашних питомцев в жизни людей?

- Что мы можем дать домашним питомцам?

понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;

Дети сами решают, каким образом находить ответы на заданные вопросы

 - в детском саду, у воспитателя

- из книг, мультфильмов, видеофильмов.

 - спросить у мамы, у папы,

- вместе со взрослыми почитать в книжке, в интернете

- собственные наблюдения и умозаключения детей.

Планирование деятельности в центрах.

Понедельник

Доска для записи высказывания детей

Картотеки

Консультации

«Домашние питомцы в жизни ребёнка»

Буклет «Формирование самостоятельности старших дошкольников»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка составлять рассказы»

Доска для записи высказывания детей

2.

3.

Основной этап :

Дети каждый день  выбирают виды деятельности в центрах, планируют свою деятельность и результат.

Схематически зарисовывают в дневнике.

Объединяются в группы по интересам.

Центр познания и коммуникации

Презентации:

«Профессия кинолог» «Ветеринар»

 «Они такие разные; фотографии питомцев.

Рассказывание о животных по мнемотаблице.

Дид. игры « А у меня, а у кого?»

«Кто, чем питается?»,

«Аналогии» «Пазлы»

Книжный уголок-

Совместная деятельность

Энциклопедии, книги,  сказки

Л. Толстой «Пожарные собаки», М. Кривич «Что за служба у собак», С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый», стихи

Игра «Узнай по голосу»

Центр творчества

Рисование:

«Мой любимый домашний питомец».

«Сидит кошка на окошке»

Лепка:

«Щенок»

«Аквариум с рыбками» (пластилинография)

Оригами:

«Собачка»,

«Кролик».

Природный материал «Черепаха»

Центр С.Р игры:

«Ветеринарная лечебница»

«Дрессировка собак»

Центр строительства:

«Площадка для дрессировки собак»

«Домик для питомца»

ТИКО конструирование – «Кошка, «Собака» «Кролик» «Попугай»

Центр экспериментирования:

«Перо» - мокрое или сухое?

Центр физкультуры

Подвижные игры:

« Сидит лайка»

«Бездомный заяц"

игры

имитации «Разные собаки», «Изобрази животное  а мы угадаем»;

Центр математики и логики:

Д.и. «Узнай по силуэту «Логические таблицы»

«Нарисуй животное по цифрам»

Подготовка к образовательному событию:

Цель, план ставят дети и составляют план ее достижения, размещают эти документы в среде.

Делают пригласительные для детей средней группы, приглашают родителей.  Оформляют результаты проекта, готовят презентацию. Воспитатель оказывает помощь в организации:

Кто,  о  чем сообщает, как  разместить  материалы, умение  распределять  обязанности, приглашение    гостей-детей  из  других  групп  на  защиту  проекта: умение   рассказывать по плану, делать  выводы

Взаимодействие с родителями:

Беседы родителей с детьми о домашних животных.

Выполнение творческих заданий.

Помощь детям в выставке фотографий.

Чтение художественной литературы дома.

Помощь в создании альбома.

Заключительный этап:

Образовательное событие « Мы в ответе за тех, кого приручили»

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Системная паутинка»

Альбом  фотовыставка,

 

Выставка рисунков, поделок

 Схемы, модели

Пополнение атрибутов

Схемы, чертежи

Экспозиция поделок

 Схемы

Карточки наблюдений

Консультация

Домашние животные в жизни ребенка».

«Пушистые воспитатели»

Памятка для родителей «Советы по выбору домашних животных для детей».

Рекомендации: «Читаем детям дома о животных» (перечень литературы).

«Презентация  

« Они такие разные»

Выставка творческих работ, альбомы рисунков, фотовыставка.

Рефлексия:

Помочь вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности. Воспоминания.

Лист для самооценки деятельности дошкольников

Результаты  проекта:

- дети систематизировали  и закрепили  знания о домашних питомцах;

- появилось понятие  взаимосвязи и зависимости  жизни домашних животных от человека;

-  сформировалось бережное отношение к домашним животным, ответственность за жизнь своего домашнего питомца;

-увеличилось  умение  ставить перед собой цель и планировать результат;

-  развиты навыки  работы в группе, коммуникативные навыки умение совместного решения задач, обращаются за помощью к взрослым ,родителям.

- у родителей появилась возможность участвовать в совместном  проекте и увеличился  уровень  знаний  по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Эти результаты в совокупности свидетельствуют об успешности проекта "Домашние питомцы" в развитии самостоятельности и ответственности у дошкольников. Они подтверждают, что участие в проекте принесло положительные изменения во взаимодействии детей с питомцами и их личностный рост. Проект пополнил знания детей об особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость гуманного отношения к животным. Проект помог узнать, сколько семей в группе имеет домашних животных, какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях, что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо. Созданный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из разных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение. Благодаря проделанной работе, у детей развился устойчивый интерес к домашним питомцам, закрепились и улучшились их знания по данной теме, отметилось активное включение родителей в педагогический процесс, позитивные детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе по английскому языку по теме "У меня есть питомцы"

Презентация к занятию в подготовительной группе по английскому языку по теме "У меня есть питомцы"....

Домашние питомцы

Итоговая детская презентация...

Проект: "Мои домашние питомцы"

Данный проект был разработан для формирования у детей элементарных представлений о домашних питомцах, навыков исследовательской деятельности, развития коммуникативных навыков, воспитания бережного отн...

Экологический проект "Наши питомцы"

Воспитывать чувство ответсвенности  и заботы к животным....

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....