Образовательная деятельность по функциональной грамотности "Лаборатория звуков"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: формировать функциональную грамотность (естественнонаучную) на основе различных видов музыкально-практической деятельности детей: пение, музыкально – ритмическая игра, ритмические движения, логоритмика, игра на шумовых инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_laboratoriya_zvuka_2024.docx | 124.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 25 города Ельца»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
на тему: «Лаборатория звука»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
для подготовительной к школе группы
Подготовила:
муз. руководитель
Чукардина Е.Н.
Елец, 2024
Цель: формировать функциональную грамотность (естественнонаучную) на основе различных видов музыкально-практической деятельности детей: пение, музыкально – ритмическая игра, ритмические движения, логоритмика, игра на шумовых инструментах.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи на основе проведения опытов, анализировать и делать выводы.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о звуке (физическая природа звука, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, свойства звука, передача звука).
3. Расширить представления детей о звуке, исследование явления звука в ходе экспериментальной работы
Развивающие:
1. Развивать диатонический (громко-тихо), звуковысотный (высоко-низко), ритмический (длительность звука) слух.
2. Развивать внимание, мышление, умение анализировать и сравнивать.
3. Развивать психомоторные способности (ритмичность, выразительность, четкость и быстроту движений).
4. Развивать умение слаженно и ритмично играть на музыкальных
инструментах в оркестре.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию нового, активность в музыкальной деятельности и желание участвовать в общем процессе работы.
Материалы и оборудование:
Для опытов: деревянная линейка, картонная баночка с перьями, пластиковые бутылки по количеству детей, сыпучий материал для заполнения бутылок – рис, гречка, крупная соль, вода, манка, пшено, несколько воронок, с помощью которых можно засыпать в бутылки крупы, пластиковый стакан с натянутой резинкой, стеклянный стакан, листы бумаги, камешки по два на каждого ребенка, камешки большие и маленькие для определения громкости звука.
Музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, деревянная ложка, дудочка, металлофон.
Телевизор, мольберт с карточками – характеристиками звука.
Методы работы для развития функциональной грамотности:
- Наглядный: Наглядно – слуховой (слушание)
Наглядно – зрительный (показ)
- Словесный: Беседа, рассказ, вопросы, пояснения, инструкции.
- Практический: Музыкально – ритмические движения, упражнения.
Ход образовательной деятельности.
1.Вход в музыкальный зал.
Выполнение музыкально – ритмического упражнения с обручами (проход и прыжки в обруч) под музыку «Китайская кукушка».
2. Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Музыкальный руководитель: Давайте поработаем со звуком «лё». Мы можем:
Задания:
- потянуть слог «лё»;
- пропеть отрывисто слог «лё»;
- пропеть тихо и громко;
- пропеть высоко и низко.
3. Организационный момент.
Музыкальный руководитель:
Сегодня я предлагаю поэкспериментировать в необычной лаборатории, где мы обобщим свои знания и сделаем научные выводы. А исследовать мы будем звуки.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.
4. Беседа на основе имеющегося опыта:
Музыкальный руководитель:
- Какие бывают звуки?
Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты.
Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?
Какие звуки вызывают у вас страх?
Вывод: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно.
А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха. Они даже могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить нашему уху.
Перед вами музыкальные инструменты (барабан, дудочка, металлофон).
- Вы их сейчас слышите? (Нет)
- Что должно произойти, чтобы возникли звуки?
(По барабану надо ударить, подуть в дудочку, молоточком ударить по пластинам)
Музыкальный руководитель: То есть надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет звук, который дойдет до нашего уха.
А как вы думаете, каким образом звук доходит до нашего уха?
Мы ударили по барабану его поверхность начала вибрировать, то есть колебаться, дрожать (колебание пальчиком в воздухе). Эти колебания передаются по воздуху и доходят до нашего уха.
Предлагаю увидеть, как это происходит на опыте.
5. Опыт №1: «Звук от линейки»
Музыкальный руководитель:
Сначала линейка неподвижна и звука мы не слышим.
Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Мы ударяем по линейке, она начинает двигаться и воздух вокруг линейки тоже колеблется, эти колебания и доходят до нашего уха. Вот так мы слышим звук!
Проблемная ситуация: что нужно сделать, чтобы от листа бумаги возник звук?
Что вы предлагаете?
Возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и мы создадим звуковой бумажный оркестр.
6. Музыкальный номер с листами бумаги, «Шуточка» музыка Селиванова.
Садятся на места.
Музыкальный руководитель:
Почему знания о звуке так важны для человека? (С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни).
Мы продолжаем исследовать звук, и я предлагаю выяснить, можно ли увидеть звук. Как вы думаете, можно?
Звуковые волны не видны человеческому глазу, но они заставляют вибрировать предметы, которые встречаются на их пути и эти колебания можно заметить. Проведем опыт, чтобы увидеть это.
7. Опыт № 2: «Танцующие перышки»
(от ударов по банке происходит движение перышек, звуковая волна сдвигает их с места)
Музыкальный руководитель:
Итак, мы видим, что от удара по баночке возникает звуковая волна, на пути которой лежат наши перышки и звук такой сильный, что перья сдвигаются с места. То есть мы не увидели сам звук, но смогли увидеть, как он действует на предметы. Звук имеет силу. Представьте себе, что бывает такой силы звук, что может сдвинуть даже камешки.
Посмотрите, у нас есть разные камни: большие и маленькие. Предлагаю вам отгадать загадку, на каких камнях я буду играть? Только вам нужно не подглядывать!
8. Музыкальная игра «Отгадай, какие камни звучат»
(муз.рук. играет на камнях, дети угадывают, какие камни звучат маленькие или большие?)
Музыкальный руководитель: Вы верно определили, какие камни звучат: большие или маленькие.
Делаем вывод: чем больше предмет, тем больше от него будет исходить звуковая волна, а значит и звук будет громче!
Предлагаю теперь вам поиграть с камешками (показать разные способы извлечения звука с помощью камней). Возьмите по 2 камешка и присядьте на полу.
9. Музыкально – ритмическая игра «Камешки»
(сидя на полу, по кругу)
ТЕКСТ:
Камешки, камешки, вот такие камешки, (накрывают ладошкой камни сверху)
В руки камешки возьми, камешками постучи (пошурши, походи), (выполняют действие)
А теперь положи. (кладут и снова начинают)
Остались сидеть на полу.
10. Опыт № 3: «Звучащий стакан»
Музыкальный руководитель:
Мне удалось сделать один очень интересный музыкальный инструмент, который я вам сейчас продемонстрирую. (показ стаканчика с резинкой)
Как вы думаете, какой звук у этого музыкального инструмента?
Чтобы нам услышать звук, надо подергать резинку. Какой звук вы слышите: тихий или громкий? (тихий).
А теперь приложите стакан к уху, как изменится звук в этом случае? (дети по очереди передают друг другу стакан и слушают)
Вывод: Колебания резинки передаются и воздуху, и стенкам стакана, звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
Музыкальный руководитель: Мы убедились, что звук бывает громким и тихим, а сейчас вспомним, что звук еще бывает длинным и коротким. Поможет нам в этом уже знакомая музыкально – ритмическая игра.
11. Музыкально – ритмическая игра с использованием телевизора под музыку «Китайская кукушка»
Гимнастика для глаз:
Задание: покажите глазками, где сейчас яблочко: высоко на ветке висит или упало на землю.
Вы прекрасно смогли определить высокие и низкие звуки.
Вывод: звуки бывают еще высокие и низкие.
12.Опыт № 4: «Такие разные инструменты».
Музыкальный руководитель:
А сейчас я предлагаю вам самим создать по – разному звучащие инструменты. Воспользуйтесь тем материалом, который я для вас приготовила.
(для каждого приготовлена пустая пластиковая бутылка, в которую дети самостоятельно насыпают на выбор рис или гречку, манку, пшено, крупную соль, наливают воду, затем ложкой ударяют по уже полной бутылке и сравнивают звуки, которые стали издавать бутылки)
Музыкальный руководитель: А теперь послушаем, как звучат ваши инструменты. Слышите, как отличаются звуки? Это потому, что внутри ваших инструментов разные предметы.
Вывод: В разных средах, материалах звук распространяется по – разному.
Музыкальный руководитель: Соединим теперь наши инструменты в общем оркестре, я возьму на себя роль дирижера.
13. Игра на сделанных музыкальных инструментах.
14. Закрепление полученных выводов:
Музыкальный руководитель:
Итак, сегодня в нашей лаборатории мы занимались исследованием звука.
Как же возникает звук?
Какой опыт показывает силу звука?
Какие бывают звуки?
Закрепление с помощью схем: на мольберте выкладываются картинки, изображающие характеристику звука.
Звуки бывают: речевые и предметные;
шумовые и музыкальные;
громкие и тихие;
короткие и длинные;
высокие и низкие;
Одинаково ли звук распространяется в разных предметах и средах?
15. Итог.
Музыкальный руководитель:
Скажите, пожалуйста, что больше всего вас удивило?
Что было самым легким? Трудным?
Что больше всего понравилось? Запомнилось?
Кто был в группе самым активным?
У кого что – то не получилось? Что им можно посоветовать?
16. Заключительная часть.
Сегодня мы действительно узнали много нового, интересного и удивительного о звуке. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "На улицах города. Звук и буква "Т"
Дети помогают Незнайке познакомиться с правилами поведения в общественном транспорте. Знакомятся со звуком "Т" и упражняются в звуковом анализе слова. Занятие является седьмым в соответствии с перспек...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Автоматизация звука [Л] в словах, фразах и предложениях"
Индивидуальная работа в подготовительной группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»
Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи. Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...
Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....
Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)
Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.Задачи:Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.Развивающие зад...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево
Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...