Образовательная деятельность по функциональной грамотности "Лаборатория звуков"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чукардина Елена Николаевна

Цель: формировать функциональную грамотность (естественнонаучную) на основе различных видов музыкально-практической деятельности детей: пение, музыкально – ритмическая игра, ритмические движения, логоритмика, игра на шумовых инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_laboratoriya_zvuka_2024.docx124.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 25 города Ельца»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

на тему: «Лаборатория звука»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

для подготовительной к школе группы

C:\Users\1_2\Desktop\Безымянный.png

Подготовила:

муз. руководитель

Чукардина Е.Н.

Елец, 2024

Цель: формировать функциональную грамотность (естественнонаучную) на основе различных видов музыкально-практической деятельности детей: пение, музыкально – ритмическая игра, ритмические движения, логоритмика, игра на шумовых инструментах.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи на основе проведения опытов, анализировать и делать выводы.

2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о звуке (физическая природа звука, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, свойства звука, передача звука).

3. Расширить представления детей о звуке, исследование явления звука в ходе экспериментальной работы

Развивающие:

1. Развивать диатонический (громко-тихо), звуковысотный (высоко-низко), ритмический (длительность звука) слух.

2. Развивать внимание, мышление, умение анализировать и сравнивать.

3.  Развивать психомоторные способности (ритмичность, выразительность, четкость и быстроту движений).

4. Развивать умение слаженно и ритмично играть на музыкальных

инструментах в оркестре.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию нового, активность в музыкальной деятельности и желание участвовать в общем процессе работы.

Материалы и оборудование:

Для опытов: деревянная линейка, картонная баночка с перьями, пластиковые бутылки по количеству детей, сыпучий материал для заполнения бутылок – рис, гречка, крупная соль, вода, манка, пшено, несколько воронок, с помощью которых можно засыпать в бутылки крупы, пластиковый стакан с натянутой резинкой, стеклянный стакан, листы бумаги, камешки по два на каждого ребенка, камешки большие и маленькие для определения громкости звука.

Музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, деревянная ложка, дудочка, металлофон.

Телевизор, мольберт с карточками – характеристиками звука.

Методы работы для развития функциональной грамотности:

- Наглядный: Наглядно – слуховой (слушание)

                          Наглядно – зрительный (показ)

- Словесный: Беседа, рассказ, вопросы, пояснения, инструкции.

- Практический: Музыкально – ритмические движения, упражнения.

Ход образовательной деятельности.

1.Вход в музыкальный зал.

Выполнение музыкально – ритмического упражнения с обручами (проход и прыжки в обруч) под музыку «Китайская кукушка».

2. Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Музыкальный руководитель: Давайте поработаем со звуком «лё». Мы можем:

Задания:

- потянуть слог «лё»;

- пропеть отрывисто слог «лё»;

- пропеть тихо и громко;

- пропеть высоко и низко.

3. Организационный момент.

Музыкальный руководитель:

Сегодня я предлагаю поэкспериментировать в необычной лаборатории, где мы обобщим свои знания и сделаем научные выводы. А исследовать мы будем звуки.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.

4. Беседа на основе имеющегося опыта:

Музыкальный руководитель:

- Какие бывают звуки?

Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты.

Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?

Какие звуки вызывают у вас страх?

Вывод: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно.

А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха. Они даже могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить нашему уху.

Перед вами музыкальные инструменты (барабан, дудочка, металлофон).

- Вы их сейчас слышите? (Нет)

- Что должно произойти, чтобы возникли звуки?

(По барабану надо ударить, подуть в дудочку, молоточком ударить по пластинам)

 Музыкальный руководитель: То есть надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет звук, который дойдет до нашего уха.

А как вы думаете, каким образом звук доходит до нашего уха?

Мы ударили по барабану его поверхность начала вибрировать, то есть колебаться, дрожать (колебание пальчиком в воздухе). Эти колебания передаются по воздуху и доходят до нашего уха.

Предлагаю увидеть, как это происходит на опыте.

5. Опыт №1: «Звук от линейки»

Музыкальный руководитель:

Сначала линейка неподвижна и звука мы не слышим.

Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Мы ударяем по линейке, она начинает двигаться и воздух вокруг линейки тоже колеблется, эти колебания и доходят до нашего уха. Вот так мы слышим звук!

Проблемная ситуация: что нужно сделать, чтобы от листа бумаги возник звук?

Что вы предлагаете?

Возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и мы создадим звуковой бумажный оркестр.

6. Музыкальный номер с листами бумаги, «Шуточка» музыка Селиванова.

Садятся на места.

Музыкальный руководитель:

Почему знания о звуке так важны для человека? (С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни).

Мы продолжаем исследовать звук, и я предлагаю выяснить, можно ли увидеть звук. Как вы думаете, можно?

Звуковые волны не видны человеческому глазу, но они заставляют вибрировать предметы, которые встречаются на их пути и эти колебания можно заметить. Проведем опыт, чтобы увидеть это.

7. Опыт № 2: «Танцующие перышки»

(от ударов по банке происходит движение перышек, звуковая волна сдвигает их с места)

Музыкальный руководитель:

Итак, мы видим, что от удара по баночке возникает звуковая волна, на пути которой лежат наши перышки и звук такой сильный, что перья сдвигаются с места. То есть мы не увидели сам звук, но смогли увидеть, как он действует на предметы. Звук имеет силу. Представьте себе, что бывает такой силы звук, что может сдвинуть даже камешки.

Посмотрите, у нас есть разные камни: большие и маленькие. Предлагаю вам отгадать загадку, на каких камнях я буду играть? Только вам нужно не подглядывать!

8. Музыкальная игра «Отгадай, какие камни звучат»

(муз.рук. играет на камнях, дети угадывают, какие камни звучат маленькие или большие?)

Музыкальный руководитель: Вы верно определили, какие камни звучат: большие или маленькие.

Делаем вывод: чем больше предмет, тем больше от него будет исходить звуковая волна, а значит и звук будет громче!

Предлагаю теперь вам поиграть с камешками (показать разные способы извлечения звука с помощью камней). Возьмите по 2 камешка и присядьте на полу.

9. Музыкально – ритмическая игра «Камешки»

(сидя на полу, по кругу)

ТЕКСТ:
Камешки, камешки, вот такие камешки,
(накрывают ладошкой камни сверху)

В руки камешки возьми, камешками постучи (пошурши, походи), (выполняют действие)

А теперь положи. (кладут и снова начинают)

Остались сидеть на полу.

10. Опыт № 3: «Звучащий стакан»

Музыкальный руководитель:

Мне удалось сделать один очень интересный музыкальный инструмент, который я вам сейчас продемонстрирую. (показ стаканчика с резинкой)                 

Как вы думаете, какой звук у этого музыкального инструмента?

Чтобы нам услышать звук, надо подергать резинку. Какой звук вы слышите: тихий или громкий? (тихий).

А теперь приложите стакан к уху, как изменится звук в этом случае? (дети по очереди передают друг другу стакан и слушают)

Вывод: Колебания резинки передаются и воздуху, и стенкам стакана, звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.

Музыкальный руководитель: Мы убедились, что звук бывает громким и тихим, а сейчас вспомним, что звук еще бывает длинным и коротким. Поможет нам в этом уже знакомая музыкально – ритмическая игра.

11. Музыкально – ритмическая игра с использованием телевизора под музыку «Китайская кукушка»

Гимнастика для глаз:

Задание: покажите глазками, где сейчас яблочко: высоко на ветке висит или упало на землю.

Вы прекрасно смогли определить высокие и низкие звуки.

Вывод: звуки бывают еще высокие и низкие.

12.Опыт № 4: «Такие разные инструменты».

Музыкальный руководитель:

А сейчас я предлагаю вам самим создать по – разному звучащие инструменты. Воспользуйтесь тем материалом, который я для вас приготовила.

(для каждого приготовлена пустая пластиковая бутылка, в которую дети самостоятельно насыпают на выбор рис или гречку, манку, пшено, крупную соль, наливают воду, затем ложкой ударяют по уже полной бутылке и сравнивают звуки, которые стали издавать бутылки)

Музыкальный руководитель: А теперь послушаем, как звучат ваши инструменты. Слышите, как отличаются звуки? Это потому, что внутри ваших инструментов разные предметы.

Вывод: В разных средах, материалах звук распространяется по – разному.

Музыкальный руководитель: Соединим теперь наши инструменты в общем оркестре, я возьму на себя роль дирижера.

13. Игра на сделанных музыкальных инструментах.

14. Закрепление полученных выводов:

Музыкальный руководитель:

Итак, сегодня в нашей лаборатории мы занимались исследованием звука.

Как же возникает звук?

Какой опыт показывает силу звука?

Какие бывают звуки?

Закрепление с помощью схем: на мольберте выкладываются картинки, изображающие характеристику звука.

Звуки бывают: речевые и предметные;

                      шумовые и музыкальные;

                          громкие и тихие;

                          короткие и длинные;

                          высокие и низкие;

Одинаково ли звук распространяется в разных предметах и средах?

 15. Итог.

Музыкальный руководитель:

Скажите, пожалуйста, что больше всего вас удивило?

Что было самым легким? Трудным?

Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Кто был в группе самым активным?

У кого что – то не получилось? Что им можно посоветовать? 

 16. Заключительная часть.

Сегодня мы действительно узнали много нового, интересного и удивительного о звуке. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "На улицах города. Звук и буква "Т"

Дети помогают Незнайке познакомиться с правилами поведения в общественном транспорте. Знакомятся со звуком "Т" и упражняются в звуковом анализе слова. Занятие является седьмым в соответствии с перспек...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»

Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи.  Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)

Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.Задачи:Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.Развивающие зад...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево

Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...