Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рожкова Надежда Евгеньевна

Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.

Задачи:

  • Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
  • Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
  • Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_i_zvuk_m_gotovyy.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №6 «Солнышко»

Конспект организованной образовательной деятельности

«Буква М и звук [м]»

(образовательная область «Развитие речи»)

                                                         Выполнила и провела:

                                           Рожкова Н.Е.,

                                         Воспитатель.    

 

г. Семенов   2019 г.

 Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.

Задачи:

  • Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
  • Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
  • Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
  • Наглядный (картинки).
  • Игровой («Подними карточку», «Кто скорее?»).
  • Практические (работа по букварю, работа в тетради).

Оборудование: 

демонстрационное

  •  «Мой букварь».

раздаточное

  • «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей;
  • простые и цветные карандаши;
  • карточки синего цвета по числу детей;
  • счетные палочки;
  • мармелад.

Персонаж: девочка, одетая в костюм Машеньки.        

Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь», выкладывание других букв из счетных палочек, разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки.

   

Ход НОД:

Части

Действия и речь педагога

Примерные ответы воспитанников

Вводная

- Ребята сегодня на занятие к нам придет гостья, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

От подружек всех отстала

У медведей побывала

Поспала, наелась каши

Как зовут девчушку?

- Маша пришла поучиться у нас писать, читать, т. к. она тоже на следующий год пойдет в школу.

- Послушай Маша, чему научились наши ребята, что они знают.

- С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите их.

- При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой?

- Как произносим эти звуки?

- Как называются звуки, которые мы поем?  

- Каким цветом обозначаются гласные звуки?

- А какие еще есть звуки, с которыми мы с вами познакомились.

-  При произнесении звука Т воздух выходит свободно или встречается с преградой?

- Какой?

- Правильно. Язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них.

- Какие звуки еще вы знаете?

- При произнесении звука П воздух выходит свободно или встречается с преградой?

- Какой?

- Правильно, и вы почувствовали, как воздух размыкает губы, когда произносили звук П.

- С каким еще звуком мы познакомились?

- При произнесении этого звука есть преграда?

- Все верно. Воздух проходит через нос и язык упирается в нёбо.

- Можно пропеть звуки Т, П, Н?

- Правильно. Нельзя пропеть.

- Как называются звуки, которые мы не можем пропеть?  

- Правильно. Вот вы и рассказали Маше, какие звуки знаете. А теперь давайте присаживаемся за свои столы.

Дети стоят в кругу.

- Маша.

Появляется персонаж - девочка Маша.

- А. У, О, И.

- Свободно.

- Поём.

- Гласные.

- Красным.

- Со звуком Т.

-  С преградой.

Зубы.

-  Звук П.

- С преградой.

- Губы.

- Со звуком Н.

- Да. Это зубы.

- Нет.

- Согласные.

Основная

- Сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какой, мы сейчас узнаем у Маши. Она загадает вам загадку.

- Я тоже знаю загадку:

Я – красная девица, зеленая косица!

Собою я горжусь и для всего гожусь!

И для сока и для щей, для салатов и борщей,

В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед! ….(морковь)

- Давайте еще раз назовем эти слова.

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов?

- Давайте еще раз произнесем этот звук.

 

- Именно с этим звуком мы познакомимся.

- При произнесении этого звука воздух выходит свободно или встречается с преградой?

- Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, воздуху некуда деваться, и он проходит через нос. Как вы думаете звук [м] гласный или согласный?

- Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Персонаж - девочка Маша:

- Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина).

- Звук [м].

- Есть преграда.

- Согласный.

- Каким цветом мы будем обозначать звук [м]?

- Правильно. Поэтому возьмите в руки карточку синего цвета. Вы будете её поднимать тогда, когда услышите, как я произношу звуки [м].

Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка». Дети поднимают синие карточки.

- Молодцы! Вы были очень внимательными. 

- Ребята, давайте отдохнем немножко и поиграем.

Мышка в норку пробралась,  

На замочек заперлась.        

В дырочку она глядит,        

На заборе кот сидит!            

- Синим.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

- А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?».  Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

А, м. Что получилось?

Педагог: Верно.

- У, м.

- Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком, том.

1-й ребенок: Ам.

2-й ребенок: Ум.

Дети отвечают.

Педагог раздает детям буквари.

- Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Кто на ней изображен?

- Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]?

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, какие слова начинаются со звука

[м].

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

Какие слова начинаются со звука [м]?

- Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Кто на ней изображен?

- Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]?

- Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].

- Мама и девочка.

- Машенька.

- Мама, Машенькой, малину.

- Девочка.

- Марина.

- Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

- Ребята давайте теперь познакомимся с буквой М. Закройте глаза. Откройте. Вы видите букву М. Чем отличается буква М от звука [м].

-  Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.    

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву М.

- А теперь давайте сложим букву М из счётных палочек.

Но сначала, послушайте стихотворение про букву «М».

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

- Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?

- Давайте выложим букву М из счетных палочек.

- Что мы выложили из палочек?

- Очень хорошо.

По предложению педагога дети закрывают буквари.

- Букву мы пишем, читаем и видим, звук мы произносим и слышим.

Дети изображают букву.

- Нужно взять четыре палочки. Две палочки стоят прямо, а другие сложены между ними уголком вниз.

Дети выкладывают на столе букву М.

- Букву М.

Вы немножко все устали.

Давайте отдохнем.

Педагог приглашает детей на ковер и делает с ними упражнение.

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (развели руки в стороны, вперед)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали)

Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)

Ногами топаем! (Топаем ногами)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)

Дети выполняют упражнение.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на

столики контейнеры с карандашами.

- Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую буквы Мм. Раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

- Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

- Подумайте, почему эти картинки изображены здесь?

- Правильно, вы раскрасите эти картинки позже в свободное время.

- А теперь давайте напишем букву М. 

Педагог: Посмотрите, как я пишу букву М в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

- Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз, потом еще одну сверху вниз, а потом пишу две палочки между ними уголком вниз.

Педагог пишет букву на доске.

Попробуйте написать новую букву в тетрадях.

- Синим. Это согласная буква.

- Мышку, морковку

- Они начинаются с буквы М.

Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом.

Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь.

Заключи-тельная

Педагог подводит итог занятия.

Давайте скажем Маше, с какой буквой и звуком вы познакомились? Что вы о ней знаете?

- Какая это буква?

- Каким цветом обозначаем?

Персонаж - девочка Маша дарит сладкий сюрприз детям (мармелад) и уходит.

- Молодцы. Вы хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Дети стоят в кругу.

- С буквой М и со звуком [м].

- Она согласная

- Синим.

- Дети: Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».

В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии  внесён персонаж – гном Лапушка...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево

Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...