Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.
Задачи:
- Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
- Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
- Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_i_zvuk_m_gotovyy.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №6 «Солнышко»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Буква М и звук [м]»
(образовательная область «Развитие речи»)
Выполнила и провела:
Рожкова Н.Е.,
Воспитатель.
г. Семенов 2019 г.
Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.
Задачи:
- Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
- Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
- Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
- Наглядный (картинки).
- Игровой («Подними карточку», «Кто скорее?»).
- Практические (работа по букварю, работа в тетради).
Оборудование:
демонстрационное
- «Мой букварь».
раздаточное
- «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей;
- простые и цветные карандаши;
- карточки синего цвета по числу детей;
- счетные палочки;
- мармелад.
Персонаж: девочка, одетая в костюм Машеньки.
Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь», выкладывание других букв из счетных палочек, разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
Ход НОД:
Части | Действия и речь педагога | Примерные ответы воспитанников |
Вводная | - Ребята сегодня на занятие к нам придет гостья, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку: От подружек всех отстала У медведей побывала Поспала, наелась каши Как зовут девчушку? - Маша пришла поучиться у нас писать, читать, т. к. она тоже на следующий год пойдет в школу. - Послушай Маша, чему научились наши ребята, что они знают. - С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите их. - При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? - Как произносим эти звуки? - Как называются звуки, которые мы поем? - Каким цветом обозначаются гласные звуки? - А какие еще есть звуки, с которыми мы с вами познакомились. - При произнесении звука Т воздух выходит свободно или встречается с преградой? - Какой? - Правильно. Язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. - Какие звуки еще вы знаете? - При произнесении звука П воздух выходит свободно или встречается с преградой? - Какой? - Правильно, и вы почувствовали, как воздух размыкает губы, когда произносили звук П. - С каким еще звуком мы познакомились? - При произнесении этого звука есть преграда? - Все верно. Воздух проходит через нос и язык упирается в нёбо. - Можно пропеть звуки Т, П, Н? - Правильно. Нельзя пропеть. - Как называются звуки, которые мы не можем пропеть? - Правильно. Вот вы и рассказали Маше, какие звуки знаете. А теперь давайте присаживаемся за свои столы. | Дети стоят в кругу. - Маша. Появляется персонаж - девочка Маша. - А. У, О, И. - Свободно. - Поём. - Гласные. - Красным. - Со звуком Т. - С преградой. Зубы. - Звук П. - С преградой. - Губы. - Со звуком Н. - Да. Это зубы. - Нет. - Согласные. |
Основная | - Сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какой, мы сейчас узнаем у Маши. Она загадает вам загадку. - Я тоже знаю загадку: Я – красная девица, зеленая косица! Собою я горжусь и для всего гожусь! И для сока и для щей, для салатов и борщей, В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед! ….(морковь) - Давайте еще раз назовем эти слова. Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? - Давайте еще раз произнесем этот звук.
- Именно с этим звуком мы познакомимся. - При произнесении этого звука воздух выходит свободно или встречается с преградой? - Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, воздуху некуда деваться, и он проходит через нос. Как вы думаете звук [м] гласный или согласный? - Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук. | Персонаж - девочка Маша: - Четыре колеса, - Звук [м]. - Есть преграда. - Согласный. |
- Каким цветом мы будем обозначать звук [м]? - Правильно. Поэтому возьмите в руки карточку синего цвета. Вы будете её поднимать тогда, когда услышите, как я произношу звуки [м]. Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка». Дети поднимают синие карточки. - Молодцы! Вы были очень внимательными. - Ребята, давайте отдохнем немножко и поиграем. Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырочку она глядит, На заборе кот сидит! | - Синим. Дети делают пальчиковую гимнастику. | |
- А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. А, м. Что получилось? Педагог: Верно. - У, м. - Правильно. Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком, том. | 1-й ребенок: Ам. 2-й ребенок: Ум. Дети отвечают. | |
Педагог раздает детям буквари. - Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Кто на ней изображен? - Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]? - Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, какие слова начинаются со звука [м]. Мама с Машенькой гуляли И малину собирали. Какие слова начинаются со звука [м]? - Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Кто на ней изображен? - Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]? - Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м]. | - Мама и девочка. - Машенька. - Мама, Машенькой, малину. - Девочка. - Марина. - Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое. | |
- Ребята давайте теперь познакомимся с буквой М. Закройте глаза. Откройте. Вы видите букву М. Чем отличается буква М от звука [м]. - Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки. Взялись за руки друзья и сказали ты да я, А между тем, мы видим букву М. - А теперь давайте сложим букву М из счётных палочек. Но сначала, послушайте стихотворение про букву «М». Палочка и палочка Между ними галочка И понятно сразу всем Получилась буква М. - Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены? - Давайте выложим букву М из счетных палочек. - Что мы выложили из палочек? - Очень хорошо. По предложению педагога дети закрывают буквари. | - Букву мы пишем, читаем и видим, звук мы произносим и слышим. Дети изображают букву. - Нужно взять четыре палочки. Две палочки стоят прямо, а другие сложены между ними уголком вниз. Дети выкладывают на столе букву М. - Букву М. | |
Вы немножко все устали. Давайте отдохнем. Педагог приглашает детей на ковер и делает с ними упражнение. Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (развели руки в стороны, вперед) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (присели) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали) Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши) Ногами топаем! (Топаем ногами) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте) | Дети выполняют упражнение. | |
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами. - Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую буквы Мм. Раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему? - Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? - Подумайте, почему эти картинки изображены здесь? - Правильно, вы раскрасите эти картинки позже в свободное время. - А теперь давайте напишем букву М. Педагог: Посмотрите, как я пишу букву М в воздухе. Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. - Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз, потом еще одну сверху вниз, а потом пишу две палочки между ними уголком вниз. Педагог пишет букву на доске. Попробуйте написать новую букву в тетрадях. | - Синим. Это согласная буква. - Мышку, морковку - Они начинаются с буквы М. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом. Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь. | |
Заключи-тельная | Педагог подводит итог занятия. Давайте скажем Маше, с какой буквой и звуком вы познакомились? Что вы о ней знаете? - Какая это буква? - Каким цветом обозначаем? Персонаж - девочка Маша дарит сладкий сюрприз детям (мармелад) и уходит. - Молодцы. Вы хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы. | Дети стоят в кругу. - С буквой М и со звуком [м]. - Она согласная - Синим. - Дети: Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"
В основе непосредственно образовательной деятельности на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...
Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».
В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии внесён персонаж – гном Лапушка...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Составление рассказа на предложенную тему» для старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием современных образовательных технологий.
Формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему....
Конспект образовательной деятельность по восприятию художественной литературы с детьми старшей группы образовательная область «Развитие речи» Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой «День рождение старой ели»
Познакомить детей со сказкой Натальи Абрамцевой "День рождение старой ели"...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево
Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...