«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskiy_metod.docx | 23.96 КБ |
evristicheskiy_metod.pdf | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Троицка»
Семинар-практикум
«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Еремченко Е.Н.
г.Москва, г.о.Троицк
24.10.2023г.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают эти знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п., выделяют методы: (спрашиваю у педагогов)
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
Новую классификацию методов предложили Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
- информативно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОО
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский
Эвристика- методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте на занятии. При этом методе обучения воспитатель не знает заранее к какому решению поставленной задачи придут дети.
Главная особенность - сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом сравнивает его с общеизвестными аналогами.
Для этого детям необходимы творческие креативные способности.
Эвристические методы обучения
- Когнитивные
- Креативные
- Оргдеятельностные
Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, только надо их суметь раскрыть и развить. Дети должны не только овладеть знаниями, но и творчески их применять. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей детей посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, творчески, изобретательно.
Эвристические приёмы:
- «внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении.
- Совместно с детьми можно составить сказки на новый лад. Например, всем известный сказочный персонаж Буратино. Предложить детям придумать сказку про Буратино, который собрался в школу. Дети охотно подключаются к процессу, и могут предложить свои варианты новой сказки, где Буратино по дороге в школу встретился с такими героями как, Заяц, Мышка, Золотая рыбка. Преодолел все препятствия, которые его ждали по дороге в школу.
- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»).
- перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т.д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»).
- придумывание загадок, небылиц;
- продолжение предложений;
- придумывание новых слов, фигур, цифр, животных, планет (а потом зарисовать или изобразить).
Это положительно влияет на творческую фантазию ребят. На занятиях по рассматриванию картин, после основной части работы, предложить ребятам добавить на картину выдуманного персонажа. Это может быть как, предложенный персонаж воспитателем, так и герой выбранный детьми. Дети начинают подключать своё творческое воображение и предлагают другие варианты рассказа по картине. Составляя новый сюжет, они развивают разговорную речь, творческое воображение.
Метод придумывания отлично подходит и для занятий ИЗО, и для лепки, и для аппликации. Ребятам можно предложить тему творческой работы, набор материалов для выполнения задания, и дать им возможность самостоятельно найти путь решения для выполнения задания. Итогом творческой работы становятся рисунки, аппликации и поделки детей. Так, в преддверии дня Космонавтики, предложить ребятам на занятии ИЗО, сделать рисунок в нетрадиционной технике с помощью мыльных пузырей и коктейльных трубочек. В зависимости от того, какие элементы дорисуют дети к своим рисункам (получатся у них неизвестные планеты, или инопланетяне), дети самостоятельно могут придумать название своим планетам и рассказать о них, кто на ней живет, чем занимаются жители этой планеты, и почему именно эту планету они нарисовали? Задаваемые вопросы воспитателем побуждают детей выражать свои мысли, подключая свою фантазию.
Эвристическая технология и её метод эвристических вопросов хорошо применим на занятиях познавательного развития (окружающий мир). Детям предлагают проблемную ситуацию, тем самым побуждают ребенка к поиску верного решения проблемы. Для этого задаются вопросы, которые подталкивают детей к сравнению, установлению сходства и различия. Ведь в нашем мире все познается с помощью сравнения. Например, изучая птиц на занятиях нам необходимо выяснить, почему дикие птицы не могут жить дома, а домашние в лесу. Изучение деревьев и кустарников так же вызывает интерес у детей. Казалось бы, почему имея листья, ветки, корни, одно растение называется кустом, а другое деревом. Одни растения хвойные, другие лиственные. И в этой ситуации не обойтись без наводящих вопросов. — Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног? — Почему одни растения имеют один ствол, а другие несколько? — Чем отличаются листья от хвоинок? — Что будет, если не будет цветов на деревьях и кустарниках?
Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» детям информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Игры и упражнения:
- «На что похожи наши ладошки?»;
- «Три краски»;
- «Волшебная ниточка»;
- «Волшебники»;
- «Танец»;
- «О чём рассказала музыка?»;
- «Что это такое?»;
- «Камешки на берегу»;
- «Волшебная мозаика»;
- «Поможем художнику»;
- Чудесные превращения»;
- «Перевёртыши»;
- «Разные сказки»;
- «Придумай и свой конец сказки»;
- «Цепочка противоречий»;
- «Сказочное животное (растение)»;
- «Сказка- рассказ»;
- «Что умеет делать?»;
- «Робинзон Крузо»;
- «Дразнилка»;
- «На что похоже?»
Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
Игра с педагогами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста
Арт – терапия относительно новый метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста
материал для воспитателей...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...
«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»
laquo;Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»...