Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста
статья на тему

Леонова Валентина Анатольевна

 

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.

Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Неоспоримым достоинством этого метода является вовлечение детей в художественно- творческую деятельность и их самовыражение. Застенчивым и нерешительным в своих действиях он помогает избавиться от страха перед белым листом бумаги, а гиперактивным, агрессивным переключиться на более спокойный способ творческого проявления. А главное, именно этот метод  позволяет любому малышу, даже не имеющему способности к рисованию, быстро и просто научиться отображать воображаемый им мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artterpiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт – метода в работе с детьми дошкольного возраста

  В.А. Леонова

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.

В отечественных и зарубежных  публикациях предполагаются разные определения арт – терапии: это и те, которые связывают её с лечебным применением разных видов искусств, и те же, которые направлены на социализирующую и развивающую деятельность и те, которые, направлены на освоение разных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста, имеющие различные эмоциональные состояния и поведенческие нарушения. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов по совету авторов данных публикаций в своей работе используем вместо слов «арт – терапия» такие понятия, как «арт –метод» (арт – методы), т.е.   «методы основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Неоспоримым достоинством этого метода является вовлечение детей в художественно- творческую деятельность и их самовыражение. Застенчивым и нерешительным в своих действиях он помогает избавиться от страха перед белым листом бумаги, а гиперактивным, агрессивным переключиться на более спокойный способ творческого проявления. А главное, именно этот метод  позволяет любому малышу, даже не имеющему способности к рисованию, быстро и просто научиться отображать воображаемый им мир.

Кроме этого, изобразительная деятельность ребёнка выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Спонтанное рисование позволяет включать самые разные способы отображения с художественными материалами, в том числе не приводящие к созданию сколь – либо оформленной продукции, то в одних случаях работа с ними позволяет получить седактивные эффекты и снимать эмоциональные напряжения, в других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.

Арт – метод применяется в детском саду с детьми разных возрастов. Он включает как групповую, так и индивидуальную работу. Его варианты директивный и недирективный подход, позволяют определить участие педагога в совместной деятельности с детьми.

В первом случае изобразительная деятельность ребёнка в процессе занятия определённым образом организуется и направляется педагогом. Так, ребёнку даются различные задания, материалы и темы для изображения работы.

Во втором случае ребёнку предоставляется свобода выбора материалов, тем или техник, а педагог следует за инициативами ребёнка и лишь в исключительных случаях (агрессия, аутоагрессия) ограничивает  экспрессию ребёнка. В индивидуальной работе с детьми используется недирективный подход. Групповая работа с детьми нередко включает элементы, директивности. Во многих случаях используется сочетание сразу двух вариантов.

Актуальность использования данного метода заключается в том, что возникшая продуктивная деятельность ребёнка не угасает, а находит своё дальнейшее развитие. Развивается сенсорный опыт ребёнка, игровая, конструктивная деятельность. Развитие ощущений и восприятия детей тесно связано с общим уровнем умственного развития. Развитие эмоциональной сферы  ребёнка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.

Особенно важным моментом развития детей является возникновение у них стремления к самостоятельности.

Процедурные аспекты работы с детьми дошкольного возраста с использованием арт-метода зависят от профессиональной подготовки педагога. Основная функция педагога – создать необходимые условия для самораскрытия участников и их свободного самовыражения в творческом процессе:

- организация образовательного пространства в группе для движений и шумных игр, обеспечение детей-участников необходимым материалом;

- доверие (открытость, интерес к себе и другим);

- концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях);

- сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом);

- креативность;

- сам процесс спонтанного творчества.

В структуре занятия с использованием арт - метода выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% занятия).

Другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от детей - участников и педагога по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы (30% занятия).

Упражнения для занятий подбираются с учётом её оптимальной структуры, которая включает несколько этапов:

 1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

 2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении;

 3. Индивидуальная изобразительная деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

 5. Коллективная работа; в парах; малых группах (театрализация, ритуальная драматизация);

 6. Рефлексивный анализ

Дети получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.

Упражнения с использованием арт-метода, подталкивающие к самовыражению.

На первых занятиях готовится личная папка из больших листов бумаги или картона, в которой можно хранить рисунки, изготовленные детьми. Папку можно украсить и разрисовать, можно нарисовать на ней «что-то очень важное в твоей жизни, или то, что будет оберегать тебя».

1. Нарисуй картину про то, что ты хочешь, что-то важное в твоей жизни сейчас.

2. Сделай себе наряд, который помог бы тебе выразить себя, быть тем, кем ты хотел быть (например: волшебная майка с крылышками, чтоб ты мог летать).

3. Сделай отпечаток своей руки на бумаге, а потом сделай из этой руки что-нибудь.

4. Нарисуй себя как дерево.

5. Посмотри на природу, выбери ту вещь или тот объект, которым тебе бы хотелось стать (туча, дерево, дом, река, океан, пчела, лужа, лес и проч.). Нарисуй это. Нарисуй, как оно изменяется (туча - льет дождь, река впадает в океан, дерево вырастает и проч.).

Упражнения для индивидуальной работы.

Рисунок состояния

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Каждый ребенок имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки.

Инструкция для детей: Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все дети закончат задание, они делятся впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

Коллаж

Предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у детей художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий детей, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Тема для создания коллажа может быть разной («Мальчики и девочки», «Я», «Моя семья» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу, закрасив пустоты или дорисовав предметы.

Рисуя, дети дают выход своим чувствам и переживаниям, безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование – это отражение в сознании человека окружающей действительности, выражение отношения к ней, что и имеет терапевтический эффект для личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...