использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы. Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.
Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:
- совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
- развитие активного отношения к жизни;
- отработка механизмов межличностной коммуникации;
- развитие воли и навыков самостоятельности;
- коррекция самооценки;
- отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
- снятие психо-мышечного напряжения;
- обучение навыкам саморегуляции;
- развитие эмоциональной сензитивности.
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
- раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
- коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Функции анималотерапии:
- Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
- Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
- Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
- Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
- Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.
Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться как и с кем построить занятия:
- Группа детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.
- Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.
Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:
- Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
- Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
- Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
- Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
- Прощание – отработка механизмов расставания.
Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.
Использование методов анималотерапии в НОД:
- Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
- Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
- Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
- Дети учатся бережному и аккуратному отношению.
Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста
Арт – терапия относительно новый метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...