СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Павлова Гюзял Тахирзяновна
педагог – психолог,
ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение
«Детский сад «Родничок» города Новокуйбышевска
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым
Цели и задачи сказкотерапии:
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
- стимулирование творческого самовыражения, а также формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- развитие умения преодолевать трудности и страхи.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Принципы работы со сказками:
- Принцип осознанности.
- Принцип реальности
- Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
- Принцип многогранности.
- Принцип связи с реальностью.
Основные виды сказок для детей с ОВЗ, применяющихся сказкотерапевтами:
Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств.
Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете конфликтов.
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Использование сказкотерапии в обучении детей развивает: активность самостоятельность творчество. эмоциональность, связную речь.
Разработала программу дополнительного образования «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (профилактической направленности), являюсь участником в Региональном конкурсе коррекционных программ специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучшая авторская программа». Конкурс проводился в государственном бюджетном учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Центр специального образования"
Планирую доработать и апробировать в своей деятельности программу дополнительного образования «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (профилактической направленности).
Предлагаю Вашему вниманию видеоролик с различными методами, приемами сказкотерапии , используемые в моей работе, для решения поставленных задач в работе с детьми ОВЗ
Ссылка на видео:
https://disk.yandex.ru/i/Meog-cSqJbF9-Q
Литература
- Вачков Игорь Викторович «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89
- «Практика сказкотерапии»/ Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 224 c.
- "Сказкотерапия. Методические рекомендации" Короткова Л.Д.– М.: ЦГЛ, 144 с.
- . Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста.
Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 2019
- Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2019. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
«Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ».
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллект...
Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбер...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые...
Сказкотерапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста.
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе...
Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Сказкотерапия как метод работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)статья рассказывает о плюсах использования данного метода работы с детьми с задержкой психического развития...
Буклет "Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста"
Как же «работает» сказка?Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознател...