СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья (старшая, подготовительная группа)

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Статья для педагогов - психологов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3pavlova_g.t.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Павлова Гюзял Тахирзяновна

педагог – психолог,

 ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение            

 «Детский сад «Родничок» города Новокуйбышевска

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым

Цели и задачи сказкотерапии:

  1. создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  2. стимулирование творческого самовыражения, а также формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
  3. снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  4. развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  5. развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Принципы работы со сказками:

  • Принцип осознанности.
  • Принцип реальности
  • Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
  • Принцип многогранности.
  • Принцип связи с реальностью. 

Основные виды сказок для детей с ОВЗ, применяющихся сказкотерапевтами:

Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств.

Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете конфликтов.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Использование сказкотерапии в обучении детей  развивает: активность самостоятельность творчество.  эмоциональность,  связную речь.

Разработала программу дополнительного образования «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (профилактической направленности), являюсь участником  в Региональном конкурсе коррекционных программ специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучшая авторская программа».  Конкурс проводился в государственном  бюджетном учреждение  дополнительного профессионального образования Самарской области "Центр специального образования"

       Планирую доработать и апробировать   в своей деятельности программу дополнительного образования «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (профилактической направленности).

Предлагаю Вашему вниманию  видеоролик с различными методами,  приемами сказкотерапии , используемые  в моей работе,   для решения поставленных задач в работе с детьми ОВЗ

Ссылка на видео: 

https://disk.yandex.ru/i/Meog-cSqJbF9-Q

Литература

  1. Вачков Игорь Викторович  «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89
  2. «Практика сказкотерапии»/ Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 224 c.
  3. "Сказкотерапия. Методические рекомендации" Короткова Л.Д.– М.: ЦГЛ, 144 с.
  4. .  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста.

Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 2019

  1. Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2019. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

«Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ».

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллект...

Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбер...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

        Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые...

Сказкотерапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста.

Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе...

Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Сказкотерапия как метод работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)статья рассказывает о плюсах использования данного метода работы с детьми с задержкой психического развития...

Буклет "Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста"

Как же «работает» сказка?Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознател...