Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
статья по психологии (старшая группа)

Хоршева Юлия Александровна

Сказкотерапия как метод работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

статья рассказывает о плюсах использования данного метода работы с детьми с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_ds_no30_horsheva_yu.a_skazkoterapiya.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Автор: Хоршева Юлия Александровна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №30» г.о.Самара

К сожалению, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше и больше. Результаты исследований и практика показывают, что абсолютно любой человек, имеющий особенности развития, может стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу, но для этого необходимы специальные корректирующие условия. (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др.)

Дошкольный возраст является главным этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.  В соответствии с ФГОС деятельность детского сада направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно воздействовать на  формирование его личности, необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий является сказкотерапия. [3]

Сказка - это самый старый метод воспитания и образования. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, учили детей жизни, знакомили с культурой предков и опытом предыдущих поколений, обогащали знаниями о правилах поведения. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает  ощущения давления. Сказка действует на ребенка очень тонко, на эмоциональном уровне, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Сказкотерапия - метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития. Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. [2, стр.75]

Такая технология особенно эффективна в работе с детьми с задержкой психического развития.

ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Для детей с ЗПР организуются занятия, направленные на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сферы,  повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. [1]

Применение сказкотерапии позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки приводит как к приобретению отдельных знаний и умений, так и к формированию отдельных психический процессов, а также изменяет общее отношение к действительности. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность, совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых и  нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Выделяют пять видов сказок :

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В этих сказках присутствуют и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок детям преподносятся учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.  Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. [5, стр.32]

Лечение сказкой - это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии.

Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки: 1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с незнакомцами на улице. 4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) Маша и медведь – учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. [6]

Исходя из личного опыта применения сказкотерапии в работе с ребенком, имеющим ЗПР, можно отметить, что при применении описанного метода, удалось добиться положительных результатов как в коррекции его личностного развития, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия.

Благодаря сказкотерапии у детей с задержкой психического развития улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй).

Основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы и детьми с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии.

Литература

1. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4

2. Васькова О. В, Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

5. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. М. : Класс, 1999.

6. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития

Интернет-ресурсы:

1.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/zpr

2.https://infourok.ru/skazkoterapiya

3.https://yabs.yandex.ru/count/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...