Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.
Для преодоления психоэмоционального напряжения рационально использовать метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт возможность найти общий язык с воспитанником, помочь ему преодолеть первые трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._skazkoterapiya_kak_metod_rabty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-66, 7-59-65,
Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»
Разработала педагог – психолог:
Ямщикова Алена Андреевна
г. Рубцовск
2020 год
Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»
1. Введение.
Актуальность: нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, что вызывает сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.
Для преодоления психоэмоционального напряжения рационально использовать метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт возможность найти общий язык с воспитанником, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит воспитанника, ведь многие стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослые заводят с ними разговор на эту тему, они замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапии, ведь воспитннику легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.
И, самое главное, в результате сказкотерапии воспитанник чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.
2. Виды сказок.
Выделяют пять видов сказок:
•Художественные сказки. К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
• Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”.
• Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.
• Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
• Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение воспитанника.
• Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
• Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
3. Преимущество сказок для личности воспитанника.
Преимущество заключается в следующем:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит воспитанника «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, воспитанник воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
• Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Воспитанник, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному. Часто воспитанники просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
• Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
• Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает воспитаннику чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, воспитанник видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
• Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве». Нам как будто дают понять,что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
• Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.
4. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1) «ЖИЛИ – БЫЛИ»
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 2-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
2) «И ВДРУГ ОДНАЖДЫ»
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
3) «ИЗ-ЗА ЭТОГО»
Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
4) «КУЛЬМИНАЦИЯ»
Герои сказки справляются с трудностями.
5) РАЗВЯЗКА
Развязка тарапевтической сказки должна быть позитивной.
6) МОРАЛЬ.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально меняется.
Слушая правильно подобранную сказку, воспитанник проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.
Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у воспитанника самая любимая. Если нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.
5. методы работы по сказкотерапии.
Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой:
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Самым известным, часто используемым, любимым и наиболее распространённым методом является чтение. Только не думайте, что прочитав воспитаннику сказку, Вы сразу же скорректируете проблемы в его поведении или развитии! Просто прочитать сказку недостаточно. Необходима серьезная предварительная работа взрослого:
- определите, насколько выбранная Вами сказка подходит ему по возрасту и уровню развития;
- понаблюдайте за и проанализируйте возможности выбранной Вами сказки в коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении воспитанника (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т. п.);
- подготовьте список вопросов, которые Вы обсудите с воспитанником после прочтения сказки; выделите проблемные моменты, которые потом обсудите с воспитанником; сформулируйте выводы, к которым будете подводить воспитанника после прочтения.
Вариации прочтения сказки могут быть самыми разнообразными. Вовсе необязательно читать всю сказку сразу целиком. Вы можете дочитать до кульминационного момента и попросить воспитанника самому придумать продолжение, поставив себя на место какого-либо героя или автора.
Можно начать работу не с чтения, а с совместного рассматривания картинок, которыми обычно обильно сопровождаются произведения. При таком подходе путь познания воспитанника будет лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту. Тогда и взрослому, и воспитаннику будет легко, поскольку в этом случае мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка.
Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с воспитанником, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.
Кроме того, в процессе индивидуальной работы эффективно использовать паузы, смену интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана воспитателем, то введение собственного имени воспитанника или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.
2. РАБОТА В ГРУППЕ
«Рассказ о сказочных героях»
В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается воспитанникам выбрать своих любимых. Воспитанники рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
«Пересказ сказки»
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку воспитанник: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочетает избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.
«Рассказ сказки по кругу»
Каждый из воспитанников рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки. При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.
«Рассказ сказки от лица различных персонажей»
Здесь нужно обращать внимание воспитанников на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.
«Калькирование»
Переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой сказкотерапевтической методике у воспитанника есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет воспитанник, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.
Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?
В детской сказке по мотивам сказки Ш. Перро "Золушка", мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.
6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а "трусливый" лев ничего не боятся.
7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали.
8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.
9. Создание собственной сказки.
Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых.
Воспитанникам младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Воспитанникам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно.
Кроме того, данный способ еще является своеобразной диагностикой особенностей развития и психологического самочувствия воспитанника. Сочиненная воспитанником сказка может показать его душевное состояние, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму воспитанник описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.
Таким образом, сказкотерапия для детей дошкольного возраста представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Что немаловажно, для занятий сказкотерапией вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества!
Список используемой литературы
1) А. Капская. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей» / М.: Речь, 2014. - 972 c.
2) О. И. Каяшева. «Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике» - М.: Бахрах-М, 2015. - 304 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. ...
Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...
Сказкотерапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста.
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе...
Буклет "Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста"
Как же «работает» сказка?Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознател...