Сказкотерапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии. В ходе трехдневного тренинга дети осваивают способы саморегуляции поведения, способы неконфликтного общения, получают заряд эмпатийного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии. В ходе трехдневного тренинга дети осваивают способы саморегуляции поведения, способы неконфликтного общения, получают заряд эмпатийного развития.
Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения довольно часто возникают конфликты. Отношения людей обязательно походят проверку на прочность средствами ссор и конфликтов.
На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.
Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования.
Одной из главных задач взрослых заключается в том, чтобы научить детей эффективному взаимодействию в этом мире. Но, исходя из практики, могу с уверенностью заявить, что имеющиеся теоретические знания у детей о правилах неконфликтного поведения не обеспечивают сокращения конфликтных ситуаций и могут охватывать разные сферы детских отношений, приводящих в той или иной степени к психологическим проблемам.
Наблюдая эту ситуацию, появилась идея провести психологический тренинг с установкой на сплочение детей подготовительной группы и познакомить детей с некоторыми способами саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций.
Уже известно, что через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. К примеру, релаксация помогает высвободить ту энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло. Раскрывая функциональную сторону релаксации, пантомимы, можно сказать, что работа с телом через движения помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в наш мозг различного рода импульсы, не характерные для его (тела) привычного состояния. Специально организованные движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне.
Когда движения нашего тела закончены, пластичны и плавны, у нас появляется тенденция к завершенному действию, плавному течению мыслей. Происходит психологическое раскрепощение и появляется чувство радости.
Продумывая занятия тренинга, я стремилась к тому, чтобы опыт, полученный детьми, был перенесен в реальную жизнь и стал верным помощником в решении неблагоприятных ситуаций.
I день. Тема: Дружба делает чудеса.
Введение в сказку.
Разминка
1. «Мое настроение» (передавая игрушку по кругу)
2. «Доброе тепло» (взявшись за руки, передавать пожатие руки по кругу)
3. «Березка» : Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. (По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение).
Ведущий: Ребята, вы сейчас ощутили, как растет дерево. Но, ведь не только деревья, вырастая корнями, держатся за землю, но и другие растения. Почему, как вы думаете, герои сказки не могли вытянуть репку? (Репка крепко держалась за землю). А герои, наверное, были слабы и не очень дружны. Ведь, как известно, дружба делает чудеса, помогает справиться даже с самыми большими трудностями!
Сегодня мы с вами познакомимся с героями этой сказки, а еще придумаем старую сказку на новый лад. Но, для начала, давайте вспомним сказку «Репка» как она есть. (Рассказываю).
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашем садике
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок…)
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
(ритмичные касания пальцев обеих рук)
Пять, четыре, три, два, раз.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы подружимся сейчас.
(сжать сильно руки в замке, расслабить, встряхнуть кистями).
Ведущий: А теперь нам нужно попасть в сказочный мир и познакомиться с героями (Ритуал входа в сказку – перешагнуть волшебный пень (тоннель), взявшись за руки).
(Дети занимают любое место в групповой комнате).
Эмпатийное рассказывание (Я-Репка) Я беру игрушку–репку, рассказываю о ней – наделяю ее особенностями, характером от ее лица: «Я – репка. Посмотрите, какая я большая, спелая, сочная, сахарная. Кажется, положишь кусочек меня в рот, и я растаю. Меня весной посадил дед – бросил крошечную семечку в землю, прихлопнул ладошкой и полил из лейки. В земле мне стало тепло, влажно и темно. От влаги я начала разбухать до тех пор, пока не треснула скорлупка, и не появился росточек. От темноты мне хотелось убежать, но у меня нет ножек. Тогда я стала тянуть стебелек вверх, откуда чувствовалось солнечное тепло, и в то же время под землей я выпустила корни, чтобы всасывать влагу и питание из земли и удерживать слабенький росток. Так прошло лето. Дождик омывал мои листочки и подпитывал корешки, солнышко согревало ласковыми лучами, ветерок нашептывал мне разные истории, принесенные из чужих стран. Так незаметно я и выросла».
Проводится игра по типу «Паровозик» с элементом социометрического исследования. Я записываю цепочку выбора.
Ребенок, к которому подъезжает «паровозик», выбирает героя и дает ему характеристику, рассказывает какое у него настроение и почему (от лица героя; эмпатийное рассказывание). Это настроение может быть созвучно с его – самого ребенка – настроением. Возвращаемся из сказочного путешествия с помощью того же ритуала: взявшись за руки, перешагиваем волшебный пень или, взявшись за руки, пройти по тоннелю, выставленного из стульчиков. Садимся на коврик вкруг и начинаем коротко обсуждение характеристики и настроения выбранных героев.
Вывод: от нашего настроения зависят наши поступки, а по нашим поступкам судят о нас.
Игра «Лабиринт» (по типу «Слепой и поводырь»), дети выбирают в свою пару того, кому они доверяют.
Итог: Дружат с теми, кому доверяют. Без доверия дружбы нет.
II день. Тема: Эмоции и конфликты, разрушающие жизнь. Разрешение конфликтов.
«Мое настроение»
1. Какое бывает настроение?
1.1 пиктограммы страха, удивления, грусти, злости, радости.
1.2 мимика эмоции. Как себя чувствует человек, испытывая ту или иную эмоцию: мышечный тонус, частота сердечных ударов, психологическое напряжение.
«Доброе тепло»
- Сейчас возьмите своих героев, вспомните, что вы рассказывали о них.
Пантомима «Что любит делать твой герой?»
Мы их возьмем с собой в сказку, и там вы сами будете играть роль героя. Для того чтобы вы ясно поняли, что нужно делать, послушайте меня (рассказываю от имени Репки (Колобка) – эмпатийное рассказывание).
Ритуал перехода в сказку – под музыку разные движения в разном темпе. (Берем с собой колобок).
(Дети с героями на пальце занимают определенные места в группе). Я, выполняя роль колобка, обегаю всех героев, которые рассказывают о своей жизни – записываю – и то, с каким героем он не хотел бы встречаться в этой сказке?
Смоделировать ситуацию встречи таких героев
- Выяснить, в чем причина конфликта (записываю)
- Собираю информацию (метод пересечения сюжетных линий: бабка, дед, внучка - ленивая; кошка, собака – задиристые, не хотят уступать; мыши и кошка – жертва и палач; заяц – слабый, волк - сильный; цыпленок и утенок – глупый и умный; медведь и львенок – две силы противостояния).
Ритуал возвращения из сказки – в кругу Релаксация под лучами солнца №6.
В кругу, сидя на ковре, под спокойную мелодию ведущий говорит спокойным голосом мелодично:
- Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила, выдох – уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вы говорите себе: «Я спокоен, уверен в себе, я сильный и мудрый. Свою силу я готов направить на добрые дела!».
Теперь пошевелите пальцами, руками, откройте глаза и произнесите: «Я сильный и мудрый».
- Отдохнули? А теперь давайте вспомним, что у нас происходило в сказке: у нас создались конфликтные ситуации между определенными героями. Почему? Основная причина конфликтов в том, что их желания не совпадали. А ведь нам нужно их всех подружить, чтобы они дружно вытянули репку. Скажу вам по секрету, в последний раз в сказке «Репка» эту самую репку вытянуть так и не смогли даже с мышкой. Поэтому нам придется наших героев звать на подмогу. Вот почему необходимо из подружить.
Проводится игра «Сладкая проблема».
- Воссоединитесь в те группы, в которых вы состояли в сказке и сядьте напротив друг друга. Между вами я положу на салфетку конфету…. Пожалуйста, пока не трогайте. Дело в том, что вам с партнером надо решить одну проблему. Вы можете получить конфету только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст вам это. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять конфету без согласия своего партнера.
А теперь я дам каждой паре еще одну конфету. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот раз?
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший пример сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первой конфетой, а что со второй?
(Подвести к пониманию, что тот, кто сумел уступить, он может стать хорошим надежным другом. Такой человек не станет раздумывать о своей выгоде, а просто поможет другу в беде).
Итог: (Колобок по кругу) Расскажите колобку о том, что вам понравилось в сегодняшней игре и какое на этот момент настроение?
III день. Тема: Мы сами можем делать чудеса.
Упражнение «Мое настроение».
Пальчиковая игра «На блины»:
Стала Маша гостей собирать:
И Иван приди,
(хлопки)
И Степан приди,
(кончик указательного
И Андрей приди,
пальца правой руки
И Матвей приди,
зацепляет полусогнутые
А Митрошечка:
пальцы левой руки)
Ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин,
(ладонь левой руки раскрыта)
И Степану блин,
(указательный палец правой
И Андрею блин,
нажимает на подушечки
И Матвею блин,
пальцев)
А Митрошечке:
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать:
Прощевай, Иван!
(правой рукой
Прощевай, Степан!
загибаем
Прощевай, Андрей!
пальцы левой)
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
(мизинчик
Моя крошечка,
массажируем,
Побудь со мной
поглаживая)
Еще немножечко!
«Разбуди дух»
Встаньте широким кругом и, не сгибая колени, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но, чем выше будут подниматься руки, тем бодрее будет становиться ваш Дух! Готовы? Начали! (Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от 1 до 10).
- На прошлой игре мы с вами учились решать конфликтные ситуации. Сегодня мы будем учиться вступать в контакт с другими «героями» в сказке.
Как вы помните, в сказке «Репка», если кого-то позвали на подмогу, он тут же бросал все свои дела и бежал на подмогу. Но у нас с вами необычная сказка. Во-первых, тут много разных героев, которые в этой сказке никогда не участвовали. Да и вряд ли им нужна репка, которую еще вдобавок надо вытянуть.
Так вот, в сказке вы, играя роль своего героя, должны будете убедить другого героя в том, что если он поможет, то он только выиграет от этого. А в чем он выиграет – это вы сами должны придумать. (Пример).
Берите героев и в путь!
Ритуал перехода в сказку – «Сороконожка».
(Оказавшись в сказке, дети надевают пальчиковые куклы себе на палец, Репка занимает свое место). Репка начинает убеждать деда, что она уже поспела, что она такая вкусная, ароматная и т.д., чтобы дед ее вытащил. Когда «дед» соглашается и идет тянуть, пробует – не получается, репка не поддается. Предлагаю сходить за бабкой и уговорить ее помочь и т.д. Когда все герои встанут в ряд – начинают тянуть. Нужно делать синхронные движения дружно, вместе.
Наконец Репка поддается и благодарит за помощь всех.
Упражнение на сплочение: «Аплодисменты» - с одного хлопка, добавляется еще один, далее еще и так один хлопок превращается в аплодисменты.
Ритуал возвращения из сказки – «Сороконожка».
- Молодцы, ребята! Анализируем события в сказке. Что было трудно? Что понравилось? (Возвращение кукол)
Игра «Акулы и матросы» Часть детей становится в очерченный круг «корабль»- это матросы. Другая часть детей – акулы, находятся вне круга. Задача «акул» выдернуть из круга «матросов». (Правило – браться только за руки)
Итог игры: В дружном сплоченном коллективе нет ссор, обид и драк потому, что каждый уважает всех своих одногруппников, даже если кто-то из них не является ему другом, даже если чем-то он не нравится – уважать его мнение надо.
Надо к другим относиться так, как хотели бы, чтобы к вам относились – главное правило жизни в обществе.
Используемая литература:
1.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» - М.: Генезис, 2006
2.Чурикова А., Снегирёв В. «Копилка для тренера»: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:• учить детей осознавать собственную значимость в...
Сказкотерапия, как один из методов работы с детьми дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. ...
Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...
Семинар «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбер...
Буклет "Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста"
Как же «работает» сказка?Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознател...