Открытое занятия
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовил
Музыкальный руководитель
Дегтерева И.В.
Пыть-ях 2023 г
НОД «Как мы музыку Весны искали»
(подготовительная к школе группа)
Направление образования и развития: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область: музыка.
Цель: раскрыть образ Весны через основные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления детей.
2. Формировать музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников.
3. Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке.
5. Развивать память, внимание, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку.
6. Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений.
7. Учить проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- Музыкально-ритмические движения;
- Дыхательная гимнастика;
- Музицирование;
- Пальчиковая гимнастика;
- Пляска;
- Пение;
- Слушание музыки;
- Игра.
Форма проведения: игра-путешествие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: проблемно-диалогический метод, игровой.
Методические приемы: беседа, вопросы-ответы, показ, объяснения.
Оборудование: клубок из разноцветных лент, разрезная картинка подснежника, воздушный шарик, ДМИ, магнитная доска, ватман, фломастеры, письмо от подснежника, видео-письмо от Весны, видео-проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
- Разучивание песни «Кап-кап-кап»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Сороконожки».
Ход НОД
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
П Р И В Е Т С Т В И Е
Игра «Эхо» (со звучащими жестами)
М.Р. «Здрав - ствуй - те, ре - бя - та!»
Дети: «Здав – ствуй – те!»
М.Р. Ребята, я вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А почему?
Дети: Потому что на улице весна, светит солнышко.
М.Р. Да. А еще потому, что к нам сегодня пришли гости, а мы гостей любим и всегда им очень рады. Давайте подарим им свою любовь, поприветствуем их. (повторяют приветствие).
М.Р. Вот мы и поздоровались, и, я думаю, всем вам стало теплее от добрых улыбок.
_______________________________________________________________________
2. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ. (Обеспечение мотивации принятия детьми цели, сюрпризный момент).
М.Р. Ребята, пока я вас ждала, проветривала зал… Вдруг, в окно влетел шарик, посмотрим - что это? (в конверте разрезанная картинка подснежника). Интересно, что это такое и что с этим нам делать? (дети собирают картинку.) Что изображено на картинке? Значит, это письмо нам прислал подснежник.
М.Р. Ребята, да это же письмо от подснежника да не простое, а видео-послание.
ВИДЕОПОСЛАНИЕ: "Ребята везде уже наступила весна, тает снежок, но в нашем лесу ещё бушуют метели, из-за их воя не слышно звуков весны и я не могу пробиться сквозь толщу снега, помогите, мне, пожалуйста, верните в наш лес музыку Весны".
М.Р. Отправимся на поиски весенней музыки и посмотрим, что же там случилось?
А чтобы быстрее добраться нам до лесной полянки мы с вами поедем на паровозике Ромашково ...
________________________________________________________________________
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП – ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
М.Р. Ребята, посмотрите, мы приехали с вами в чудесный лес.
Как вы думаете, чем пахнет в весеннем лесу? В лесу пахнет прошлогодней травой и набухшими почками. Пробивается сквозь слой прелых листьев молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Как здесь красиво!
Вдохните весенний воздух!
Д Ы Х А Т Е Л Ь Н А Я Г И М Н А С Т И К А
Упражнение на дыхание
1. Вдох через нос, задержать дыхание, не поднимая плеч.
2. Выдох через рот, сдуваем щёчки.
М.Р. Давайте послушаем как - а как же дышит лес? Превращаем наши ручки в ветки деревьев и начинаем шелестеть со звуком «Ш» (громко и тихо). Хорошо, молодцы.
«Лесные звуки» + Игра «Громко – тихо»
1. Вдох через нос, задержать дыхание, не поднимая плеч.
2. Выдох. На выдохе продолжительно произнести: "Ш-ш-шшш!"
(дети подходят к полянке, на которой находятся разные предметы)
М У З И Ц И Р О В А Н И Е. И М П Р О В И З А Ц И Я
М.Р. Ребята, посмотрите, на полянке находится много разных чудесных предметов, а почему они чудесные это мы сейчас с вами узнаем. Сядем в кружок и попробуем поиграть с этими предметами, послушать какие они издают звуки и определить - на какие звуки ранней весны они похожи. Но сначала вспомните, какие звуки весны мы можем услышать в природе? (капель, журчание ручейка, птичье пение..)
- Попробуем озвучить при помощи этих чудесных предметов стихотворение.
К нам весна - красна придёт,
солнце людям принесёт. Металлофон (глиссандо)
С юга прилетят грачи (Дудочки с низким тембром)
Звонко зажурчат ручьи (колокольчики)
Воробьишки зачирикают (дудочки с высоким тембром или свистульки)
По тропиночкам запрыгают (ритмические палочки или кубики)
Дятел клювом застучит (деревянные ложки)
Мышка в норке зашуршит (маракасы, "шуршалочки" – баночки с крупой)
Лёд на речке затрещит (мнём в руках целлофановый пакет или рвём бумагу)
Гром весенний загремит (тарелки или баночки с горохом или фасолью)
С крыши - "динь!", с крыши - "дон!" -
капель звонкий перезвон (треугольники)
Всё стучит, звенит, поёт -
это к нам весна идёт! (все инструменты "тутти")
М.Р. Ребята, а как вы думаете, где вы сможете использовать знания, которые мы сейчас получили? (Дети - сможем озвучить сказку или песенку).
М.Р. Ручьи, проталинки, капель мы с вами вернули на лесную полянку. Наверное надо и жителей леса вернуть?
П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А
«Сороконожки»
Две сороконожки
Бежали по дорожке. / пальчиками бежим по рукам или ногам
Побежали, побежали
И друг дружечку догнали! / сцепить пальцы в замок
Так друг дружечку обняли, / потянуть сцепленные пальцы
Что едва мы их разняли! / расцепить пальцы
М.Р. Замечательные сороконожки вернулись в наш весенний лес. Предлагаю мальчикам превратиться в цветы на лесной полянке, а девочкам в бабочек, и исполнить танец.
Т А Н Е Ц - И М П Р О В И З А Ц И Я
«Бабочки на лесной полянке»
(Мальчики присаживаются на корточки или стоят, как цветочки, и качаются на ветру. Девочки превращаются в бабочек и придумывают свои танцевальные движения)
М.Р. Ой, слышите, какая-то красивая музыка звучит… Вы узнаёте эту мелодию? (дети – Да, это песня «Кап-кап-кап»). Ребята, давайте исполним нашу весеннюю песенку, чтоб музыка Весны стала еще радостней и ярче!
П Е Н И Е
Песня – «Кап-кап-кап»
1. Зима-старушка прячется в сугробах и в лесу
Не хочется пускать в наш край ей вновь Весну-Красну
Она напустит холоду со жгучим ветерком,
А мы ей нашу песенку весеннюю споём.
Припев:
Кап-кап-кап!Звенят сосульки весело!
Кап-кап-кап!Весна-Красна идёт!
Кап-кап-кап!Встречайте Праздник песнями!
Кап-кап-кап-кап-кап! Весна к нам идет!
2. Запели пташки малые у дома за окном
Весна идёт! Весна идёт! Мы ей хвалу поём!
Длиннее дни становятся, короче мгла и ночь!
Дед с папою готовятся нам с мамою помочь!
Припев.
3. и ярче Солнышко на Землю нам свети!
Скорее снег и лёд теплом своим ты растопи!
Чтоб ручейки весенние звенели тут и там!
И пели с нами песенку для бабушек и мам!
Припев.
С Л У Ш А Н И Е М У З Ы К И. РЕЛАКСАЦИЯ
М.Р. О чудесном пробуждении природы пишут в своих стихах поэты; художники изображают весну на своих картинах. А композиторы пишут музыку. Внимательно послушайте музыкальное произведение, и постарайтесь ответить на мои вопросы:
- о чем рассказывает музыка?
- какой характер у данного музыкального произведения?
- музыка в течение звучания остаётся одинаковой или меняет свой характер?
- как бы вы назвали эту музыку?
- какое в целом настроение в музыке? (ответы детей)
Э.Григ «Утро»
М.Р. Мы послушали замечательное музыкальное произведение, и я предлагаю вам встать в круг, и поиграть в игру «Волшебная паутинка» и рассказать о музыке. Какая она была? (нежная, лёгкая, воздушная, неторопливая…)
И Г Р А «ВОЛШЕБНАЯ ПАУТИНКА» (с клубочком из цветных лент)
(дети перекидывают цветной клубочек, произнося одно слово, характеризующее прослушанное музыкальное произведение)
М.Р. Да, вы правы, мелодия поднимается все выше – так же как солнышко утром просыпается, и поднимается всё выше и выше. Мелодия нежная, полетная, вся природа просыпается. А в какое время года просыпается природа? (ответы детей) Правильно, ребята, весна.
М.Р. Молодцы, вы верно почувствовали настроение музыки, правильно о ней рассказали, и я предлагаю вам взять кружочки того цвета, в который вы закрасили бы нашу музыку, и приклеить его на «Доску настроения Весны». (дети идут к «Доске настроения»)
________________________________________________________________________
4 ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
М.Р. Вот и закончилось наше волшебное путешествие, и нам пора на наш паровозик, возвращаться в детский сад. Но не заканчивается весенняя сказка - она всегда с нами: в пении птиц, в журчании ручейка, в звонкой весенней капели.
Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки и наслаждаться.
В И Д Е О П И С Ь М О от ВЕСНЫ (благодарность за настроение)
М.Р. Ребята, скажите:
- Как вы считаете, помогли мы подснежнику?
-Скажите, а что сегодня вам показалось особенно трудным?
- Что вам понравилось?
М.Р. А мне понравились все вы, я очень рада, что вы многое знаете, и то, что мы с вами вернули звуки Весны и ее настроение в весенний лес.
М.Р. Итак, ребята, наше путешествие завершилось, и нам с вами тоже надо прощаться.
Р И Т У А Л П Р О Щ А Н И Я
Игра «Эхо» (со звучащими жестами)
Дети: «Спа - си - бо за за - ня - тие, До сви - да - ни - я!»
М.Р. «До сви - да - ни - я!»
М.Р. А это вам подарочки от Весны! (каждому ребенку смайлик на одежду)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...