организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС
проект
В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ras.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально – психологическое сопровождение детей с РАС».
Выполнила педагог-психолог Бобкова А.А.
Город Шахты
2024г.
Содержание
- Актуальность темы……………………………………………………..3
- Цели и задачи проекта…………………………………………………..3
- Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с
детьми с РАС…………………………………………………………….4
- Рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми с РАС…… 7
- Литература……………………………………………………………….9
1. Актуальность темы проекта
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется значительная группа детей, у которых на первый план выходят расстройства в эмоционально-волевой сфере. Основная особенность этих детей — нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком.
Это дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Они составляют
основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной
психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в
социально-личностном развитии. Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сложности в общении и взаимодействии с окружающими. Однако, важно отметить, что каждый ребенок с расстройством аутистического спектра уникален, и подход к их образованию и поддержке должен быть индивидуальным. Важно создать инклюзивную образовательную среду, где дети с РАС могут развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.
Актуальность темы заключается, в том что специальные психолого-педагогические программы и методики по сопровождению детей с РАС могут помочь развивать социальные навыки, самостоятельность и адаптивность. Однако, главное в поддержке детей с РАС - это понимание и терпимость со стороны общества. Все дети, независимо от своих особенностей, имеют право на доступное образование и возможности для полноценной жизни.
2. Цели и задачи проекта
Цель: выявление факторов, которые определяют эффективные методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе их сопровождения в группах дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задачи:
1. Провести наблюдение за работой специалистов, работающих с детьми РАС в группах ДОО и анализировать хода наблюдений;
2. Повышать уровень психолого–педагогической компетентности педагогов ДОО;
3. Создать психологически комфортную среду для всех участников образовательного процесса с детьми РАС
4. Внедрить рекомендации по организации образовательного процесса на основе полученных результатов
Ожидаемый результат: Достижение результатов путем систематического исследования, анализа данных и разработки рекомендаций на основе полученных результатов.
3. Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с
детьми с РАС.
В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (смотрим
медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК; проводится первичная консультация с родителями. Родителям предлагается заполнить анкету, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье, уточняем эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости наказывают, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется время нахождения ребенка в ДОУ.
Адаптационный этап.
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив. Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.
На этом этапе психолог часто заходит в группу к детям, наблюдает за их играми, общением, дает рекомендации педагогом группы. А также просит их
придерживаться следующих установок: доброжелательное, оптимистичное,
терпимое отношение к детям, но в то же время надо быть требовательными в
процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку управлять собой. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто
пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более
«правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками.
После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной образовательной программы ребенка.
Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится. Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия.
1 период - установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта увеличивается, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Учитываются личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий. Любые задания предлагаются в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер. Проводятся 2-4 раза в неделю. Длительность занятий варьируется (от 15 до 30 минут).
2 период - формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Соблюдается принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. Включаются игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки. Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируются четко и кратко. Подкрепляется желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.
3 период - развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы психолог сопровождает все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включается в совместные действия со взрослым.
Таким образом, используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с
РАС различные игры, расширяется опыт использования ребенком игрушек и
игр, поддерживается эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулируется развитие его личности, способствую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
При планировании работы с семьей учитываются такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Поэтому с родителями обсуждаем положительные моменты. Если что-то не получается, то проговариваем или проигрываем вместе ситуации. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути ребенка-аутиста к миру, можно сказать - "дорогу осилит идущий". Образование детей с расстройствами аутистического спектра возможно только с учетом их особых образовательных потребностей. Особые образовательные потребности детей обуславливают необходимость создания специальных образовательных условий.
- Рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми с РАС
Педагоги (спициалисты) об сопровождение детей с РАС в дошкольной
организации:
1. Взаимодействовать с ребёнком, только когда он готов к этому.
2. Принимать его таким, какой он есть.
3. Научиться улавливать изменения в поведении ребёнка, не давать ему
выйти в деструктивную деятельность.
4. Придерживаться определённого режима дня.
5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
6. Вступать в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит
об этом.
7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8. Не выпускать ребёнка из поля своего зрения.
Родители (законные представители) об сопровождение детей с РАС вдошкольной организации:
1. Взаимосвязь специалистов дошкольной организации и родителей.
2. Комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение
родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребёнком
с РАС.
3. Взаимодействие с врачами-специалистами для контроля состояния
здоровья детей и оказания своевременной помощи.
4. Просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с
помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения — в максимальной степени интегрировать ребёнка с РАС в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс. Таким образом, присутствует некий стереотип, того что создание социально-психологической адаптации детей с расстройством аутистического спектра идёт в очень длительной и сложной форме. Это акцентируется совокупностью многих проблем, которые должны быть закрыты специалистами. Очень многое становится не преодолимой преградой на пути контакта таких детей с окружающим их социумом и общения с другими людьми. Стоит учитывать и некоторые психологические аспекты ребенка: негативизм, агрессивное непредсказуемое, не обдуманное поведение. Всегда данное является защитным механизмом ребенка. Даже самые элементарные навыки могут развиться достаточно трудно и долго. Но даже они не каждый раз могут применятся в других, отличных от комфортной, приятной и понятной среды, ситуациях, а порой ребенок может даже их потерять. В связи с этим всю коррекционную работу приходится составлять индивидуально для конкретного ребёнка. Для отслеживания динамики развития и выбора наиболее целесообразных методов индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития»
5. Литература
1. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб.
пособие / Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.:
КАРО. 2006. 144 с. 2.
2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
3. Юревич С.Н. Взаимодействие дошкольной образовательной
организации и семьи: учеб.пособие для академического бакалавриата /
С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина; под ред. С.Н. Юревич. –
М.: Издательство Юрайт, 2018. – 181 с.
4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса./Н.Е.Водопьянова —
СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. (Серия «Практикум»).
5. Гулина, М. Терапевтическая и консультативная психология.[Текст]/
М.Гулина. – СПб.:Речь, 2001. – 352с.
6. Копьёв, А.Ф. Концепция диалога М.М.Бахтина в её приложении к
психологической практике //Культурно – историческая психология. –
2013. - №3. – С.2-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе
Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...
Организация методической работы в ДОУ по реализации концепции «ТЕМП». Методическое сопровождение проведения «Аукциона педагогических идей «Азбука профессий»
Методическое сопровождение одного из мероприятий, которое проходило в рамках муниципальной опорно-базовой площадки по теме: «Реализация современных подходов к патриотическому воспитанию в соответствии...
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБЪДИНЕНИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды ...
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в ра...
"Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста"
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка....
«Организация психологической работы с дошкольниками с трудностями в поведении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми»
laquo;Организация психологической работы с дошкольниками с трудностями в поведении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми»...