организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС
проект

Бобкова Анна Александровна

В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми  с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ras.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                             

                                                     Проект

Тема: «Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально – психологическое сопровождение детей с РАС».

                                                         

                                                     Выполнила педагог-психолог Бобкова А.А.

   

Город Шахты

2024г.

                                          Содержание

  1. Актуальность темы……………………………………………………..3
  2. Цели и задачи проекта…………………………………………………..3
  3. Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с

детьми с РАС…………………………………………………………….4

  1. Рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми с РАС…… 7
  2. Литература……………………………………………………………….9

         

                                  1. Актуальность темы проекта

         Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется значительная группа детей, у которых на первый план выходят расстройства в эмоционально-волевой сфере. Основная особенность этих детей — нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком.

Это дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Они составляют

основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной

психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в

социально-личностном развитии. Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сложности в общении и взаимодействии с окружающими. Однако, важно отметить, что каждый ребенок с расстройством аутистического спектра уникален, и подход к их образованию и поддержке должен быть индивидуальным. Важно создать инклюзивную образовательную среду, где дети с РАС могут развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.

Актуальность темы заключается, в том что специальные психолого-педагогические программы и методики по сопровождению детей с РАС могут помочь развивать социальные навыки, самостоятельность и адаптивность. Однако, главное в поддержке детей с РАС - это понимание и терпимость со стороны общества. Все дети, независимо от своих особенностей, имеют право на доступное образование и возможности для полноценной жизни.

                                 2. Цели и задачи проекта

Цель: выявление факторов, которые определяют эффективные методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе их сопровождения в группах дошкольной образовательной организации (ДОО).

Задачи:

1.     Провести  наблюдение за работой специалистов, работающих с детьми РАС в группах ДОО и анализировать хода наблюдений;

2.     Повышать уровень психолого–педагогической компетентности педагогов ДОО;

3.     Создать психологически комфортную среду для всех участников образовательного процесса с детьми РАС

4.     Внедрить рекомендации по организации образовательного процесса на основе полученных результатовХочу такой сайт

Ожидаемый результат: Достижение результатов путем систематического исследования, анализа данных и разработки рекомендаций на основе полученных результатов.

 3. Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с

детьми с РАС.

В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (смотрим

медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК; проводится первичная консультация с родителями. Родителям предлагается заполнить анкету, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье, уточняем эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости наказывают, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется время нахождения ребенка в ДОУ.

Адаптационный этап.

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив. Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.

На этом этапе психолог часто заходит в группу к детям, наблюдает за их играми, общением, дает рекомендации педагогом группы. А также просит их

придерживаться следующих установок: доброжелательное, оптимистичное,

терпимое отношение к детям, но в то же время надо быть требовательными в

процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку управлять собой. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто

пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более

«правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками.  

После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной образовательной программы ребенка.

Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится. Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия.

1 период  - установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта увеличивается, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Учитываются личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий. Любые задания предлагаются в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер. Проводятся 2-4 раза в неделю. Длительность занятий варьируется (от 15 до 30 минут).

2 период - формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Соблюдается принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. Включаются игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки. Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируются четко и кратко. Подкрепляется желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период - развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы  психолог сопровождает все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включается в совместные действия со взрослым.

Таким образом, используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с

РАС различные игры, расширяется опыт использования ребенком игрушек и

игр, поддерживается эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулируется развитие его личности, способствую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

При планировании работы с семьей учитываются такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Поэтому с родителями обсуждаем положительные моменты. Если что-то не получается, то проговариваем или проигрываем вместе ситуации. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути ребенка-аутиста к миру, можно сказать - "дорогу осилит идущий". Образование детей с расстройствами аутистического спектра возможно только с учетом их особых образовательных потребностей. Особые образовательные потребности детей обуславливают необходимость создания специальных образовательных условий.

  1. Рекомендации педагогам и родителям в работе с детьми с РАС

Педагоги (спициалисты) об сопровождение детей с РАС в дошкольной

организации:

1. Взаимодействовать с ребёнком, только когда он готов к этому.

2. Принимать его таким, какой он есть.

3. Научиться улавливать изменения в поведении ребёнка, не давать ему

выйти в деструктивную деятельность.

4. Придерживаться определённого режима дня.

5. Соблюдать ежедневные ритуалы.

6. Вступать в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит

об этом.

7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.

8. Не выпускать ребёнка из поля своего зрения.

Родители (законные представители) об сопровождение детей с РАС вдошкольной организации:

1. Взаимосвязь специалистов дошкольной организации и родителей.

2. Комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение

родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребёнком

с РАС.

3. Взаимодействие с врачами-специалистами для контроля состояния

здоровья детей и оказания своевременной помощи.

4. Просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с

помощью семинаров и консультаций.

Цель работы специалистов сопровождения — в максимальной степени интегрировать ребёнка с РАС в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс. Таким образом, присутствует некий стереотип, того что создание социально-психологической адаптации детей с расстройством аутистического спектра идёт в очень длительной и сложной форме. Это акцентируется совокупностью многих проблем, которые должны быть закрыты специалистами. Очень многое становится не преодолимой преградой на пути контакта таких детей с окружающим их социумом и общения с другими людьми. Стоит учитывать и некоторые психологические аспекты ребенка: негативизм, агрессивное непредсказуемое, не обдуманное поведение. Всегда данное является защитным механизмом ребенка. Даже самые элементарные навыки могут развиться достаточно трудно и долго. Но даже они не каждый раз могут применятся в других, отличных от комфортной, приятной и понятной среды, ситуациях, а порой ребенок может даже их потерять. В связи с этим всю коррекционную работу приходится составлять индивидуально для конкретного ребёнка. Для отслеживания динамики развития и выбора наиболее целесообразных методов индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития»

                                     

                                      5. Литература

1. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб.

пособие / Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.:

КАРО. 2006. 144 с. 2.

2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный

ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.

3. Юревич С.Н. Взаимодействие дошкольной образовательной

организации и семьи: учеб.пособие для академического бакалавриата /

С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина; под ред. С.Н. Юревич. –

М.: Издательство Юрайт, 2018. – 181 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса./Н.Е.Водопьянова —

СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. (Серия «Практикум»).

   5. Гулина, М. Терапевтическая и консультативная психология.[Текст]/

    М.Гулина. – СПб.:Речь, 2001. – 352с.

    6. Копьёв, А.Ф. Концепция диалога М.М.Бахтина в её приложении к

    психологической практике //Культурно – историческая психология. –

     2013. - №3. – С.2-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе

Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...

Организация методической работы в ДОУ по реализации концепции «ТЕМП». Методическое сопровождение проведения «Аукциона педагогических идей «Азбука профессий»

Методическое сопровождение одного из мероприятий, которое проходило в рамках муниципальной опорно-базовой площадки по теме: «Реализация современных подходов к патриотическому воспитанию в соответствии...

ФОРМЫ РАБОТЫ В ОБЪДИНЕНИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды ...

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в ра...

"Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста"

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие»,  что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка....

«Организация психологической работы с дошкольниками с трудностями в поведении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми»

laquo;Организация психологической работы с дошкольниками с трудностями в поведении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми»...