Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
статья по теме
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ
Фирсова Светлана Филипповна.
Воспитатель первой квалификационной категории.
Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.
Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.
Детский сад - это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.
В сентябре 2016 года в группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.
Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило передо мной особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
- Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
- Речевое развитие
- Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.
В своей работе использую:
- Творческую деятельность - работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
- Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
- Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
- Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
- Речевое развитие - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.
Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.
Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.
Результаты работы.
В процессе реализации индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Мои неудачи.
К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог.
Итог.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О ратификации Конвенции о правах ребенка ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 1990 года N 1559-1 О ратификации Конвенции о правах ребенка Верховный Совет СССР постановляет: Представленную Советом Министров СССР на ратификацию Конвенцию о правах ребенка , принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и подписанную от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицировать. «Дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования»
Социальная адаптация «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ » ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. САМООБСЛУЖИВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их активный и пассивный словарь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Принципы и правила коррекционной работы:
Цель работы: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности Направления работы: Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка . Воспитание культурно-гигиенических навыков (самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ИГРА.
СКАЗКОТЕРАПИЯ.
ПЕСКОТЕРАПИЯ.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.(ДРУЖНЫЙ КРУГ).
https://downsideup.org/ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.
Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможно...
Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»
В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна
Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»
Данная статья предназначена для специалистов, а также для родителей имеющих детей с синдромом Дауна....
Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье описан опыт работы педагога-психолога ДОУ с воспитанниками с синдромом Дауна В нашем ДОУ более двухсот воспитанников. Среди них есть дети с ограниченными возможностями здоро...