Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольника
статья

Любецкая Ольга Васильевна

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

 

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.

Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:

• свободное и добровольное включение детей в игру;

• дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

• игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;

• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

• при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

• изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативной игрыразвитие навыков общения.

Задачи, которые выполняет данная игра:

• создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;

• развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;

• воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

• обеспечивают быструю адаптацию;

• вызывают эмоциональную разрядку;

• способствуют развитию мимики и жестов;

• улучшают воображение;

• развивают способность концентрироваться;

• развивают умение распознавать собственные чувства;

• развивают склонность к эмпатии;

• формируют умение соблюдать правила;

• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;

• ребенок - полноценная часть общества

Коммуникативные игры необходимо начинать использовать с адаптационного периода, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Далее можно использовать самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений.

Затем можно переходить к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.  Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения детей и хорошего отношения друг к другу.

Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольникаСредний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, целесообразно использовать в работе игры :

• на развитие внимания, интереса к партнеру
• на развитие
 навыков невербального общения 
 • на развитие навыков взаимодействия в группе 
 • на развитие умения входить в контакт, вести диалог
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста нужно использовать в работе игры  на сплочение, на развитие умения решать конфликтные ситуации, на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия, на развитие свободного общения и эмоциональной близости, на умение устанавливать доброжелательные отношения.

Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общениякоммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников

Презентация на тему : "Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников"...

Семинар для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры, как средства социального развития детей 2 - 3 лет"

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необхо...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....