Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольника
статья
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_kak_sredstvo_sotsialnogo_razvitiya_rebenka.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
• свободное и добровольное включение детей в игру;
• дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
• игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
• при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
• изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
• создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
• развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
• воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
• обеспечивают быструю адаптацию;
• вызывают эмоциональную разрядку;
• способствуют развитию мимики и жестов;
• улучшают воображение;
• развивают способность концентрироваться;
• развивают умение распознавать собственные чувства;
• развивают склонность к эмпатии;
• формируют умение соблюдать правила;
• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
• ребенок - полноценная часть общества
Коммуникативные игры необходимо начинать использовать с адаптационного периода, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Далее можно использовать самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений.
Затем можно переходить к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения детей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, целесообразно использовать в работе игры :
• на развитие внимания, интереса к партнеру
• на развитие навыков невербального общения
• на развитие навыков взаимодействия в группе
• на развитие умения входить в контакт, вести диалог
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста нужно использовать в работе игры на сплочение, на развитие умения решать конфликтные ситуации, на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия, на развитие свободного общения и эмоциональной близости, на умение устанавливать доброжелательные отношения.
Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"
В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...
Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".
Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...
Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников
Презентация на тему : "Коммуникативные игры как средство социального развития дошкольников"...
Семинар для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры, как средства социального развития детей 2 - 3 лет"
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необхо...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....