«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_kak_sredstvo-dlya_vospitateley.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 49
Колпинского района Санкт - Петербурга
«Коммуникативные игры как средство
социального развития детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
Автор:
Яблоновская Л.В.,
музыкальный руководитель
2018 г.
«Коммуникативные игры как средство
социального развития детей дошкольного возраста»
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания
личности ребёнка дошкольного возраста»
В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально - игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.
Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах Карла Орфа (Орф – педагогика).
К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. («Ладушки», «Ай, гу-гу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)
Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:
- игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки», «Дружок ремешок» и др.)
- игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения( «Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)
- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки( подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – « Комарики», « Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим..» и многие др.)
- ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство», «Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и , тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.(«Сладкий апельсин», «Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.)
Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями – в НОД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.
Заключение:
Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально - положительный микроклимат в группе.
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Приложение.
Игра «Сороконожка»
Бежали сороконожки,
Бежали они по дорожке.
Слишком много ножек
У этих сороконожек.
Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде начинают двигаться вперед, стараясь не разорвать «цепь»
Игра « Все мы рады» (ранний возраст)
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь.
Вместе ручками помашем,
Вместе мы споем и спляшем.
Все мы Кате очень рады ( при повторении – другое имя)
Нам похлопать Кате надо.
Нас без Кати было мало
Кати очень не хватало.
Игра « Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! вытягивают руки вперед, ладошки кверху
Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки! пружинки
Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки! гладят щечки
Плюх-плюх-плюх. похлопывают по надутым щекам
Здравствуйте, губки! качают головой
Чмок – чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки! качают головой
Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик! гладят ладошкой
Бип-бип-бип. нажимают указ пальцем
Здравствуйте, гости! протягивают руки
Привет! машут рукой
Игра «Здравствуй»
Дети стоят в кругу и передают мяч, пропевая имя каждого ребенка, на пример: «Здравствуй, Сережа».
Игра «Бабушка Маланья».
Дети становятся в круг, мама в центре круга. Она предлагает ребятам поиграть в веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод дети будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый в центре начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
1. У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.д.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения должны быть правильными. Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.
Игра «А кто у нас самый умный».
Поставьте малышей напротив друг друга. Обхватить ручку одного ребенка в запястье, погладьте ею нежно сверстника по головке, ручкам, ножкам. Пойте при этом песню о хороших качествах этого сверстника, называйте его по имени:
1. А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный!
2. Кто у нас красивый,
Кто у нас пригожий?
Сашенька красивый,
Он у нас пригожий.
Повторите игру, только теперь предоставьте возможность другому ребенку прикасаться к сверстнику. Предлагайте малышам выполнять действия самостоятельно: «Где дружочек? Где Саша? Погладь Сашу по головке. Вот молодец! И Саша погладит Ваню». Играйте, пока сохраняется интерес детей друг к другу. Помните: игра не должна доставлять малышам неприятных ощущений, ориентируйтесь на настроение и реакцию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"
В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...
Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".
Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...
Семинар для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры, как средства социального развития детей 2 - 3 лет"
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необхо...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....
Доклад на тему: «Коммуникативные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;- воспитывает положит...
Коммуникативные игры как средство социального развития детей младшего дошкольного возраста (РМО)
Цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры;- восприятие норм социального поведения;- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми...