Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".
статья по теме
Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_muzykalnye_tantsy-_igry.docx | 20.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коммуникативные музыкальные танцы – игры
как средство социального развития детей̆ дошкольного возраста.
Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В данном направлении затронуто сразу несколько целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- ребёнок уверен в своих силах,
- открыт внешнему миру,
- положительно относится к себе и к другим,
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
- участвует в совместных играх,
- творческие способности ребёнка также проявляются в танцах и пении.
Работа музыкального руководителя в данном направлении ориентирована на развитие коммуникативных и творческих способностей ребёнка.
Для развития динамической стороны общения, двигательной активности и музыкальности используются коммуникативные танцы–игры.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет). В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
В коммуникативном танце–игре нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Стоит рассмотреть вариант включения репертуара такого рода для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах-играх вместе с детьми.
В дошкольную организацию поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной последовательности:
- поиск нового партнера,
- развитие взаимопонимания с несколькими партнерами,
- демонстрация доверия к партнеру.
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.
Второй этап – развитие взаимопонимания с партнерами.
Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).
Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощённости, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, и проявить.
Коммуникативные танцы–игры являются универсальным материалом в педагогической работе. Они могут стать одним из средств создания социальной ситуации развития детей, что является основной целью ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"
В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...
игра-важный механизм социального развития детей дошкольного возраста
контрольная работа...
Игра как средство социальной реабилитации детей дошкольного возраста.
Игра является одним из главных средств реабилитации детей дошкольного возраста. Именно игра помогает ребёнку быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым бытовым и социальным условиям. Игра – своео...
«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....