Проект на тему: "Мир металла"
проект (подготовительная группа)

Южакова Лариса Алексеевна

Проблема: Любознательность, внимание, постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать новые решения – важная характеристика поведения детей.

Наша задача направить интересы детей в правильное русло. Металл встречается везде, мы пользуемся, но не осознаем значения этого материала в нашей многообразной жизни.

Нужно, чтобы дети осознанно относились к использованию металла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 469 г. Челябинска»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

ТЕМА: «МИР МЕТАЛЛА»

Подготовительная к школе группа «Буратино»

Разработчик:

Южакова Л.А.

Челябинск, 2021

Тема исследовательской работы: «МИР МЕТАЛЛА»

Проблема: Любознательность, внимание, постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать новые решения – важная характеристика поведения детей. Наша задача направить интересы детей в правильное русло. Металл встречается везде, мы пользуемся, но не осознаем значения этого материала в нашей многообразной жизни. Нужно, чтобы дети осознанно относились к использованию металла.

Цель работы: Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром металла.

Задачи:

- учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (теплопроводность, металлический блеск, твердость, способность издавать звуки, прочность, упругость, пластичность);

- дать информацию о применении металла человеком;

- формировать у детей навыки самостоятельной и коллективной исследовательской работы;

- создать условия для формирования умений представлять свои первые «научные» изыскания;

- воспитывать любознательность.

Возраст участников проекта: дети 6-7 лет. 

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта: краткосрочный (1 месяц), групповой, познавательно-исследовательский.

Способы достижения цели:

  • Копилка – сбор металлических предметов.
  • Экспериментирование.
  • Опыты.
  • В ходе работы знакомство с энциклопедией.
  • Беседа «Как люди добывают металл», «Какие металлы вам знакомы».
  • Рассматривание различных предметов из металла (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь, ртуть).

Классификация металла:

  • По свойствам.
  • По применению.
  • По ценности.
  • По происхождению.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок знакомится и выделяет физические свойства металлов, разновидность металлов, применение и роль железа в организме человека.
  • Ребенок делает выводы в результате экспериментирования.
  • Ребенок применяет выводы к новым данным.
  • Ребенок делает обобщения.

Уголок экспериментирования

Нами были намечены основные направления реализации проекта. Начали мы с постановки проблемы, для этого мы использовали игровую ситуацию: во время экспериментирования в детской мини лаборатории в ёмкость с водой просыпались скрепки. Мы поставили перед детьми проблему: как быстро и при этом, не намочив руки, достать скрепки из воды. Дети начали искать решение проблемы и пришли к выводу использовать магнит.

Далее дети проводили опыты с магнитом, как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности со взрослыми. Вот некоторые из них: «Что притягивает магнит?», «Эта волшебная магнитная сила», «Притягиваются или отталкиваются?».

Дидактическая игра «Из чего сделано»

Из смешанных металлических и деревянных предметов нужно на один стол отобрать предметы из металла (прикрепив картинку «Гвоздя»), на другой из дерева (прикрепив картинку «Карандаша»). Назвать предметы из материала – дерево, назвать предметы из материала – металл.

Вывод: Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш правы, утверждая, что они очень важны.

  • Экспериментирование

Опыт 1. Опускаем скрепку в воду. Что случилось?

Опыт 2.  Большинство металлов очень прочные и жесткие. Они хорошо проводят тепло или холод.

2.1. Положить гайку на батарею – нагревается.

2.2. Металлическую ложку опустить в горячую воду – другой ее конец сразу становится горячим и до него больно дотронуться.

2.3. В металлическую кружку положить лед – тотчас становится очень холодной.

Опыт 3. Притягиваем скрепку магнитом, затем положить на скрепку ткань, бумагу и каждый раз пробовать взять скрепку при помощи магнита.

Опыт 4. Опускаем скрепку на дно емкости с водой и посмотреть, мешает ли вода магниту.

Опыт 5. На подносе лежат разнообразные предметы. При помощи магнита определить, какие из них железные.

Опыт 6. У воспитателя «волшебная варежка» (внутри прикреплен магнит, о чем не знают дети). Воспитатель детям предлагает повторить опыт 5 при помощи варежки. Как они думают, в чем волшебство?

Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы»: одна команда собирает руками, другая с помощью магнита. 

В термометре мы видим тоненький столбик из ртути – это тоже металл, но жидкий. Если термометр разобьется, то ртуть растечется каплями в виде шариков. Ртуть ядовита, поэтому с нею нужно обращаться очень осторожно, чтобы не отравиться.

Театр

Сочиняем сказку «Колобок» на новый лад с помощью настольного магнитного театра.

Сказки

Обсуждаем, в каких сказках встречаются сказочные герои из металла (Железный Дровосек, «Буратино» - монеты, «Курочка Ряба» -золотое яйцо, «Федорино горе» - посуда и т.д.).

Музыка

Предлагается детям прослушать записи различных «металлических звуков». Дети называют инструменты, при изготовлении которых используется металл. Предоставляется возможность поиграть на музыкальных инструментах.

Основная часть:

1. В природе металлы почти никогда не встречаются. Металлы делают на металлургическом заводе. В огромных доменных печах выплавляют металл из руды, которую добывают в земле. Расплавленный металл выливается из печи в специальные формы, где он застывает – получается слиток. Часто он по форме напоминает прямоугольную буханку хлеба или кирпич. Потом из слитков изготавливают разные детали.

Предметы из металла, если они не окрашены или не заржавели, отличаются характерным блеском. Многие металлы можно ковать. Кузнец нагревает на огне кусок железа, пока оно не станет красным, тогда железо размягчается, и кузнец молотком придает ему нужную форму, а затем опускает в холодную воду. Металл остывает и становится очень прочным. Так делают, например, ножи, подковы для лошади, красивую решетку для забора и др.

Большинство изделий из металла изготавливают на различных металлорежущих станках: токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных. И профессии людей, работающих на таких станках, называются токарь, фрезеровщик, строгальщик, сверловщик.

Литература:

Пред школьная пора. Д.С. Злотопольский «Удивительные превращения» - детям о секретах вещества, рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

2. Металлы – это железо, сталь, чугун, алюминий, медь, золото, серебро. Из металла делают инструменты, автомобили, самолеты, мосты, посуду, украшения, игрушки. А что еще?

Рассматривание на системном операторе: Транспорт (Приложение 1)

Она доставит без труда

Тебя в другие города.

Но если ты собрался в путь,

Ее заправить не забудь!.. (Автомобиль)

Жил да был Автомобиль, совершенно новый.

Захотел он узнать о себе и попал в чудо – экран.

3. Создание железного человека

Создание модели с опорой на морфо таблицу, с использованием бросового материала копилки. Придумать имя.

  1. Презентация с рассказом о процессе создания модели, проблеме исследования, достижения конечной цели участниками проекта «Мир металла».

Приложение 1

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ (группа «Буратино»)

Тема: Транспорт

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Здоровье.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная деятельность: знакомство с системным оператором, с методом фокальных объектов; игры с разными видами плоскостных конструкторов.

Цель:

  1. Уточнить и систематизировать знания о транспорте.
  2. Познакомить детей с транспортом прошлого.
  3. Придумать транспорт будущего.

Задачи:

  1. Классифицировать транспорт по видам: наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой.
  2. Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание.
  3. Развивать способность видеть противоречия в системе.
  4. Развивать фонематический слух; упражнять в словообразовании; обогащать словарный запас, активизировать словарь в процессе описания фантастического объекта.

Методы ТРИЗ: Системный оператор, Метод фокальных объектов, элементы Мозгового штурма.

Материал:

Демонстрационный:

  1. Системный оператор (размер одного экрана 20 х 20 см, размер всей таблицы 60 х 60 см). Таблица изготовлена на картонной основе, экраны представляют собой прозрачные карманы из плотного полиэтилена. Экраны закрываются картонными квадратами, которые вставляются в карман и закрывают его содержимое. При открытии экрана – картон удаляется, открывая содержимое кармана.
  2. Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого и другой наглядный материал, указанный в таблице системного оператора.

Раздаточный:

Схематичное изображение автомобиля с недостающими деталями; любой плоскостной конструктор (на пример – игра «Танграм»).

Ход деятельности

Перед детьми таблица системного оператора (волшебный телевизор) с закрытыми экранами. Экраны открываются по ходу занятия.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Надсистема

6

Картинки: парусник, плот, верблюд, олень, воздушный шар (в файле)

3

Набор картинок с разными видами транспорта (в файле)

9

Картинка с изображением транспорта будущего (фантастическая иллюстрация)

Система

4

Картинка с изображением всадника на лошади

1

Картинки с изображением легкового и грузового автомобиля

7

Пустой экран

Подсистема

5

Картинки: телега, сани, карета и др. (в файле)

2

Буквы: М, Д, К, Р, В, С, Б

8

Конверт с геометрическим конструктором.

Экран № 1

Воспитатель загадывает загадку:                                                                                                                            

На четыре ноги                                                                                                                                                                     Надевали сапоги,                                                                                                                                                                 Перед тем, как надевать,                                                                                                                                                    Стали обувь надувать. (Автомобиль)

Открытие экрана.

Сравнение легкового и грузового автомобиля (внешний вид, назначение).

Экран № 2

Открытие экрана.

1) Игра «Без чего не бывает автомобиля?». Воспитатель показывает букву на экране, дети называют части автомобиля на данный звук в родительном падеже:

  • М – без мотора;
  • Д – без дверей;
  • К – без кабины, колес, карбюратора;
  • Р – без руля;
  • В – без водителя;
  • С – без салона, сидений, спидометра;
  • Б – без багажника, бампера, бензина.

2) Упражнение «Дорисуй, чего не хватает».  У детей на листах бумаги схематично изображены автомобили с недостающими деталями (например, нет колес, дверей, окон, фар и т.п.). Дети дорисовывают   автомобиль карандашом одного цвета без закрашивания.

Экран № 3

1) Игра на образование сложных слов:

Сам + летает = самолет;

Сам + ходит = самоход;

Вертит + летает = вертолет;

Звезды + летает = звездолет;

Электричество + поезд = электропоезд;

Сухой + груз = сухогруз.

Пар + ходит = пароход.

Тепло + возит = тепловоз.

Открытие экрана. Воспитатель достает из файла картинки с изображением разных видов современного транспорта.

2) Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода».

Дети стоят по кругу. Воспитатель показывает картинку, дети проговаривают название и показывают условные движения:

  • водный транспорт – поставить руки перед грудью, ладони вниз – навстречу друг другу, выполнять движение «покачивание»: один локоть приподнимать вверх, другой немного опускать вниз, затем наоборот;
  • наземный (подземный) транспорт – присесть, дотронуться руками пола;
  • воздушный – поднять руки вверх, высоко подпрыгнуть.

Экран № 4

Воспитатель: - Когда люди еще не изобрели автомобиль, на чем они ездили и перевозили грузы? (Ответы детей)

Открытие экрана. Дети рассматривают картинку с изображением оседланной лошади.

1)Пальчиковая игра «Конь»

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.  Затем руки поменять.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там, тут и там!

2) Игра «Хорошо – плохо» на тему «Лошадь как транспорт».

Хорошо – лошадь не загрязняет окружающую среду, не надо покупать бензин, запчасти, не надо ремонтировать и т.д.

Плохо – ездит медленно, не может преодолевать большие расстояния, везти сразу много груза, надо ухаживать, может заболеть и т.д.

Экран № 5

Открытие экрана.

Рассматривание картинок с изображением приспособлений, в которые запрягали лошадей для перевозки людей и грузов: телега, сани, карета, двуколка, конный вагон (конка).

Воспитатель объясняет назначение изображенных объектов, отвечает на интересующие детей вопросы.

Экран № 6

Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, используемых человеком раньше: олени в упряжке, караван верблюдов, парусник, воздушный шар, пароход, паровоз.

Динамическая пауза «Олени»: дети поднимают руки вперед-вверх, расставляют пальцы на ладонях, изображая рога, бег парами с выбрасыванием прямых ног.

Экран № 7

Открытие экрана. Воспитатель сообщает, что на экране ничего нет, потому что автомобиль будущего еще никем не придуман и эту задачу будут решать дети с помощью картинок-подсказок.

Игра «Изобретатели» с использованием Метода фокальных объектов.

На стол воспитатель кладет несколько любых предметных картинок обратной стороной вверх, вызывается ребенок, который наугад берет со стола любую картинку (если у детей есть опыт использование МФО, можно взять две или больше картинок), переворачивает ее и показывает детям.  На пример на картинке изображен мяч.

Схема задачи (для воспитателя).

Автомобиль – объект в фокусе.

Мяч – ключевой объект.

Изобретательская задача: перенести качества ключевого объекта (мяча) на фокальный объект (автомобиль). В результате будет изобретен автомобиль (или много автомобилей) с новыми качественными характеристиками.

Ход игры.

Дети называют различные качества мяча, отвечая на вопросы: мяч какой? Что мяч может делать?

Примерный список качеств (их можно изобразить в виде начальных букв или схематично, используя мнемотехнику):

  • круглый
  • резиновый
  • легкий
  • летает (если бросить)
  • скачет
  • не тонет (плавает)

далее все эти качества поочередно переносятся на автомобиль:

  • круглый – автомобиль круглой формы;
  • резиновый – надувной;
  • легкий – потому что из резины, надувной;
  • летает, скачет – летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки
  • не тонет, плавает, потому что из резины.

Полученный результат:

Круглый надувной автомобиль без колес, который ездит на воздушной подушке и может перелетать препятствия. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

Результат, разумеется, может быть любой другой. Все зависит от качеств ключевого объекта, вашей фантазии и фантазии ваших воспитанников.

Воспитатель схематично изображает изобретенный автомобиль и помещает его на экран.

Экран 8

Открытие экрана.

Игра «Построй автомобиль будущего»

Детям раздаются конверты с геометрическим конструктором. Дается задание: построить свой автомобиль будущего.

Экран № 9

Дети рассматривают фантастическую иллюстрацию.

Воспитатель дает установку:

 – Мы с вами продолжим играть в эту игру – изобретать транспорт будущего, но попозже, сегодня мы и так очень хорошо потрудились.

Рефлексия:

  • каким бывает современный транспорт?
  • каким был транспорт в прошлом?
  • Каким будет транспорт будущего (таким, каким его придумают люди).

Последующая деятельность в режимных моментах:

  • рассматривание картинок, используемых на занятии;
  • игра «Изобретатели» с применением МФО, разных видов геометрического конструктора.

http://norma-dm.ru/images/dostavka-malogabaritnyh-gruzov.png                http://detsadmickeymouse.ru/97/167.jpg

Автомобиль

https://ru.all.biz/img/ru/catalog/3874404.jpg                https://spb.next2u.ru/upload/auto-880/69/1b/9d/52/15/2c/c3/81/87/47/20/2c/58/77/b3/fd.jpg

https://www.maam.ru/illustrations/35/medium/item_1873.jpg                        https://www.syl.ru/misc/i/ai/181427/736253.jpg

http://www.parafia-maksymilian.waw.pl/wp-content/uploads/2017/03/tratwa-logo.jpg        https://www.pinclipart.com/picdir/big/317-3173813_hot-air-balloons-clipart.pnghttps://img.freepik.com/free-vector/beautiful-camel-cartoon-vector-illustration_96037-301.jpg?size=626&ext=jpg

C:\Users\user\Desktop\вытягивать-сани-северного-оленя-14090285.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0-%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D1%83%D1%89%D0%B0%D1%8F-62468555.jpg

http://mail.permget.ru/upload/medialibrary/adb/adb10afed57a757eea9bafc2288a41ae.jpeg                https://toyota-dreamcarart.com/gallery/img/FScreen/category_8/8-315.jpg                http://www.shadrinsk.info/albums/513/1_jpg_840x840_q85.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Экологический проект по теме: «Живой мир нашей планеты» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Левкович Светлана Ивановна, Морозова Любовь Павловна

Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ....

Окружающий мир_Конспект занятия и электронная презентация по теме "Мир металла"

Окружающий мир_Конспект занятия и презентация "Мир металла"...

План проекта на тему "Давайте жить дружно" проект (старшая группа) по теме

Проект «Давайте жить дружно» направлен на формирование положительных и доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.Описание проблемы:Между детьми дошкольног...

Проект По теме самообразования «Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников» (проект «Животный мир»)

Паспорт проектаНазвание проекта«Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников»(проект «Животный мир»)Ф.И.О. автора: Деушева Е.В.  @...