Создание развивающей предметно-пространственной среды для ребёнка с расстройством аутистического спектра в домашних условиях
консультация
Создание развивающей предметно-пространственной среды для ребёнка с расстройством аутистического спектра в домашних условиях.
Ребенок с аутизмом очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую значимость. Необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для него крепостью, комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Первое условие – это безопасность. Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что аутичный ребенок будет бегать, прыгать, карабкаться по мебели, поскольку у него часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия. Поэтому необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов, также в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся). Дети с аутизмом часто остро реагируют на свет. Доказано, что они более лояльны к естественному освещению, в комнате с ярким электрическим светом, становятся более раздражительными и капризными. Им будет комфортнее в комнате с большими окнами. А вот от ламп дневного света лучше отказаться –они трещат, мелькают, что очень не нравится детям.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах. Электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза. В оформлении комнат постарайтесь обойтись без цветных шторок, картин на стенах, мебели со сложным дизайном. Будоражить и удивлять аутистов - значит вызывать у них тревогу и заставлять еще глубже уйти в себя. У ребенка с РАС может быть любимый цвет, но не стоит слишком активно использовать его в интерьере. Например, если он тянется к оранжевым предметам, то стены в его комнате можно покрасить в светло-персиковый цвет, а оранжевыми оставить единичные предметы (например, пуфик или пару подушек). Обилие ярких цветов в комнате – это агрессия.
Очень хорошо сделать уголок для разгрузки с отсутствием зрительных, тактильных и слуховых раздражителей (что-то вроде удобной палатки), куда ребенок может прятаться и успокаиваться.
Третье условие – наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната - это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком. Очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Разнообразные игрушки: строительные наборы, матрешки, вкладыши, куклы, машинки, кукольная посуда, музыкальные инструменты, а также настольно печатные игры: для развития мелкой моторики и внимания, детские книжки, материалы для творчества.
Четвертое условие - фиксированные места для хранения вещей и игрушек. В комнате ребенка с РАС постоянно должен поддерживаться порядок. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Также очень важно, чтобы и занятия проводились в определенном месте или в отдельной комнате в специально отведенное время. Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребенка с РАС учебного стереотипа.
Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются, или если комнат несколько, что есть особая комната для игр. Он должен знать, что кухня – для еды, спальня – для сна. Дети аутисты очень часто непредсказуемы, нервозны, поэтому, в первую очередь, родителям ребенка с РАС надо убедиться, что в доме нет деталей, которые приводили бы его в ужас и побуждали бы к агрессии. Для этого надо внимательно наблюдать и сразу же убирать вещи, которые ему не нравятся.
В комнате желательно расставлять предметы в знакомом малышу порядке. Привычка видеть все на своих определенных местах вызывает у такого ребенка чувство защищенности и стабильности. Когда все его игрушки лежат там, где он привык оставлять их – ребенок спокоен.
Раскладывая вещи по определенным местам, тем самым достигается и другая цель, ребенок приучается к самостоятельности. Стереотипность поведения и расположения предметов, вещей, игрушек – необходимое условие спокойной жизни ребенка с РАС.
Какие игры любят дети с расстройством аутистического спектра?
Исходя из особенностей развития эмоционально-волевой сферы и навыков общения нужно помнить, что дети - аутисты чаще всего играют в игры с водой, хороводные игры, игры с мыльными пузырями, игры на мелкую моторику, сенсорные игрушки различной фактуры, издающие звуки, меняющие цвет, также любят конструкторы из крупных элементов простой формы.
В комнате желательно расставлять предметы в знакомом малышу порядке. Привычка видеть все на своих определенных местах вызывает у такого ребенка чувство защищенности и стабильности. Раскладывая вещи по определенным местам, тем самым достигается и другая цель, ребенок приучается к самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды для ребёнка с расстройством аутистического спектра
в домашних условиях.
Ребенок с аутизмом очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую значимость. Необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для него крепостью, комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Первое условие – это безопасность. Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что аутичный ребенок будет бегать, прыгать, карабкаться по мебели, поскольку у него часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия. Поэтому необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов, также в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся). Дети с аутизмом часто остро реагируют на свет. Доказано, что они более лояльны к естественному освещению, в комнате с ярким электрическим светом, становятся более раздражительными и капризными. Им будет комфортнее в комнате с большими окнами. А вот от ламп дневного света лучше отказаться –они трещат, мелькают, что очень не нравится детям.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах. Электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза. В оформлении комнат постарайтесь обойтись без цветных шторок, картин на стенах, мебели со сложным дизайном. Будоражить и удивлять аутистов - значит вызывать у них тревогу и заставлять еще глубже уйти в себя. У ребенка с РАС может быть любимый цвет, но не стоит слишком активно использовать его в интерьере. Например, если он тянется к оранжевым предметам, то стены в его комнате можно покрасить в светло-персиковый цвет, а оранжевыми оставить единичные предметы (например, пуфик или пару подушек). Обилие ярких цветов в комнате – это агрессия.
Очень хорошо сделать уголок для разгрузки с отсутствием зрительных, тактильных и слуховых раздражителей (что-то вроде удобной палатки), куда ребенок может прятаться и успокаиваться.
Третье условие – наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната - это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком. Очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Разнообразные игрушки: строительные наборы, матрешки, вкладыши, куклы, машинки, кукольная посуда, музыкальные инструменты, а также настольно печатные игры: для развития мелкой моторики и внимания, детские книжки, материалы для творчества.
Четвертое условие - фиксированные места для хранения вещей и игрушек. В комнате ребенка с РАС постоянно должен поддерживаться порядок. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Также очень важно, чтобы и занятия проводились в определенном месте или в отдельной комнате в специально отведенное время. Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребенка с РАС учебного стереотипа.
Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются, или если комнат несколько, что есть особая комната для игр. Он должен знать, что кухня – для еды, спальня – для сна. Дети аутисты очень часто непредсказуемы, нервозны, поэтому, в первую очередь, родителям ребенка с РАС надо убедиться, что в доме нет деталей, которые приводили бы его в ужас и побуждали бы к агрессии. Для этого надо внимательно наблюдать и сразу же убирать вещи, которые ему не нравятся.
В комнате желательно расставлять предметы в знакомом малышу порядке. Привычка видеть все на своих определенных местах вызывает у такого ребенка чувство защищенности и стабильности. Когда все его игрушки лежат там, где он привык оставлять их – ребенок спокоен.
Раскладывая вещи по определенным местам, тем самым достигается и другая цель, ребенок приучается к самостоятельности. Стереотипность поведения и расположения предметов, вещей, игрушек – необходимое условие спокойной жизни ребенка с РАС.
Какие игры любят дети с расстройством аутистического спектра?
Исходя из особенностей развития эмоционально-волевой сферы и навыков общения нужно помнить, что дети - аутисты чаще всего играют в игры с водой, хороводные игры, игры с мыльными пузырями, игры на мелкую моторику, сенсорные игрушки различной фактуры, издающие звуки, меняющие цвет, также любят конструкторы из крупных элементов простой формы.
В комнате желательно расставлять предметы в знакомом малышу порядке. Привычка видеть все на своих определенных местах вызывает у такого ребенка чувство защищенности и стабильности. Раскладывая вещи по определенным местам, тем самым достигается и другая цель, ребенок приучается к самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Брошюра : "Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра".
Практические рекомендации родителям как организовать окружающую среду для социализации и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра....
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...
Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ
Представлен опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве имеет свою специфику, ори...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...