НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия (средняя группа)

Е. Мельникова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx26.33 КБ
Файл volshebnitsa_voda.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект

познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Волшебница вода»

Цели:

ОО «Познавательное развитие»

-развивать познавательно – исследовательский интерес.

-показать важное свойство воды — давать жизнь живому.

-показать, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.

-развивать любознательность, мышление.

-воспитывать бережное отношение к природе.

ОО «Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей слова: пресная, жидкость, прозрачная.

-ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.

ОО «Физическое развитие»

-развивать мелкую моторику рук.

-выполнять движения в соответствии с текстом.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Задачи:

1.развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами воды путем экспериментирования.

2.Побуждать детей самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов этой проверки.

3.Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель).

4.Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность.

5.Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

6.Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

7.Развитие умения работать в паре, договариваться, общаться со взрослыми и со сверстниками.

Оборудование: физическая карта мира, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: стаканы с водой, стакан с молоком, 2 чайные ложки, сахар-рафинад, соль, песок, акварельные краски, кисточки, салфетки, емкость с водой, чашка, тарелка (посуда для эксперимента с формой воды).

Предварительная работа: Беседа с детьми о воде; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; чтение рассказов и стихотворений о воде. Где можно встретить воду, Кому и чему нужна вода, Для чего нужна вода, Кто живёт в воде.

Конспект НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть. 2 мин.

Приветствие

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность.

-Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

Мотивация. Целеполагание.

Цель: создание игровой мотивации; формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: включиться в игровую ситуацию, приготовиться к выполнению заданий.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, это физическая карта мира.

На ней изображена вся наша планета земля.

-А что мы можем увидеть на карте?

-А как вы думаете, что обозначено на карте голубым цветом?

-Голубым цветом на карте обозначены реки, озера, моря и океаны. Все это мы можем назвать, одним словом-вода. Посмотрите на карту и скажите, чего на карте больше суши или воды?

-Правильно. Воды у нас на земле больше, чем суши. Потому-что вода, это жизнь. Вода необходима всем, живым организмам.

-А что человек делает при помощи воды?

-Да мы используем воду постоянно. Просыпаемся с утра идем умываться, чистить зубы. Без воды смогли бы мы это сделать? Потом идем завтракать. Смогли бы мы выпить чая, приготовить кашу?

-Да ребята, совершенно верно вода нужна нам постоянно. Даже тело человека на 60% состоит из воды. А значит больше половины. Без воды люди не смогут приготовить пищу, умыться, постирать вещи, даже элементарно помыться мы бы не смоги.

-Послушайте стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

-Ребята, а где мы еще можем встретить воду?

-Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

-Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными-исследователями.

Ребята а кто знает, какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории?

-Правильно. В лаборатории мы ведем себя тихо, никто никому не мешает. У каждого свое рабочее место и нельзя перебегать или пересаживаться на другое место. Каждый инструмент нужно положить на свое место, где взял.

И самое главное в лаборатории нужно соблюдать чистоту и аккуратность.

-Города, моря, землю, горы.

-Реки, моря, океаны.

-На карте больше воды.

-Готовит еду, умывается, стирает белье.

-Нет.

-Нет, без воды не получиться.

-В кране, в туче, в бассейне, в луже.

-Нельзя толкаться.

-Нельзя шуметь.

-Нельзя мешать друг другу.

Этап 2. Основная часть НОД (15 минут)

Эксперименты

Цель:

Расширение знаний и представлений о воде

Цель:

Выполнять задания

Воспитатель:

-Теперь мы с вами готовы. Давайте приступим к нашим исследованиям.

-Ребята а какие вы знаете свойства воды?

-Давайте проведем эксперименты, и раскроем все свойства воды.

-Вода мокрая.

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

- Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?

Давайте проверим. Имеет ли вода запах?

У каждого на столе стоит стаканчик с водой. Возьмите и понюхайте. Вода имеет запах?

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет запаха.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

- Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

-Ребята скажите какой вкус у лимона?

-А какая на вкус конфета?

- Ребята, давайте проверим имеет ли вода вкус?

Возьмите каждый свой стаканчик и попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

Опыт 3. Вода прозрачная.

- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

-У меня два стакана. Один с водой, другой с молоком. Давайте положим ложки в эти стаканы. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

-Проверим. Опускаем ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна?

Почему?

Вывод: Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

Опыт 4. Вода не имеет формы.

-Ребята очень интересное свойство есть у воды-она не имеет формы. В какую чашку, кастрюльку, формочку мы нальем воду, ту форму она и примет. Вот посмотрите, я наливаю воду в чашку и теперь вода имеет форму чашки, наливаю в тарелочку, и она приняла форму тарелочки. Все видели в магазине полки с бутылками минеральной воды. Вода в них имеет форму бутылки, в которую налита. И маленькие, и большие бутылочки.

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того предмета в которую ее налили.

Опыт 5. В воде растворяются вещества.

-Ребята мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета-она прозрачная, у воды нет формы. Но у воды есть еще один секрет. Вода- растворитель. А это значит, что мы можем растворять в ней вещества.

-Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

-Давайте проверим. Положим в один стакан кусочек сахара, в другой ложку соли. Помешаем воду ложкой. Что произошло?

Вывод: Сахар и соль в воде растворяются.

-Что получится, если в стакан с водой опустить простой песок. Такой который у вас в песочнице. Как думаете он растворится? Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

- Обычный песок в воде не растворяется.

Вывод: Песок в воде не растворяется.

Но если в воде растворить краски, то вода становится цветной. Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. И смотрим. У воды появился цвет. Она приняла цвет краски, которую мы растворили в воде.

- Краска в воде растворилась, вода стала цветной.

- Какой делаем вывод?

Вывод: Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, соль, краски, а песок не растворяется.

-Мы сейчас говорили про воду в ее обычном жидком состоянии. Но вода бывает не только в жидком состоянии. Вода может быть и твердой. Зимой, когда на улице очень холодно вода превращается в лед. И становится твердой.

-Вода не пахнет.

-Нет.

-Лимон кислый.

-Конфета сладкая.

-Нет вода не имеет вкуса.

-Нет вода не имеет цвета.

-В стакане с водой.

-В стакане с водой.

-Вода прозрачная.

-Сахар, соль

-Сахар и соль растворились в воде.

-Песок не растворится.

-Нет.

Физкультминутка.

Цель: Смена деятельности, снятие статического напряжения.

Цель: выполнить действия в соответствии с текстом.

Ребята вставайте в круг. Сейчас мы посмотрим кто все знает про воду. Я буду вам кидать мяч, а вы мне говорить какой бывает вода.

Вода-холодная, вода-родниковая.

Дети выполняют движения в зависимости от слов воспитателя.

Этап 3. Заключительная часть 3 минуты.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Ну вот ребята мы столько всего узнали про воду и все наши знания мы зафиксировали в нашей тетради.

Вода играет очень важную роль в жизни человека. Поэтому мы должны беречь воду. Закрывать кран и не лить воду просто так. Если вы пошли купаться, то не мусорить на берегах рек и озер.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы.




Предварительный просмотр:


Конспект

познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Волшебница вода»

Цели:

ОО «Познавательное развитие»

-развивать познавательно – исследовательский интерес.

-показать важное свойство воды — давать жизнь живому.

-показать, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.

-развивать любознательность, мышление.

-воспитывать бережное отношение к природе.

ОО «Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей слова: пресная, жидкость, прозрачная.

-ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.

ОО «Физическое развитие»

-развивать мелкую моторику рук.

-выполнять движения в соответствии с текстом.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Задачи:

1.развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами воды путем экспериментирования.

2.Побуждать детей самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов этой проверки.

3.Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель).

4.Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность.

5.Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

6.Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

7.Развитие умения работать в паре, договариваться, общаться со взрослыми и со сверстниками.

Оборудование: физическая карта мира, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: стаканы с водой, стакан с молоком, 2 чайные ложки, сахар-рафинад, соль, песок, акварельные краски, кисточки, салфетки, емкость с водой, чашка, тарелка (посуда для эксперимента с формой воды).

Предварительная работа: Беседа с детьми о воде; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; чтение рассказов и стихотворений о воде. Где можно встретить воду, Кому и чему нужна вода, Для чего нужна вода, Кто живёт в воде.

Конспект НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть. 2 мин.

Приветствие

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность.

-Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

Мотивация. Целеполагание.

Цель: создание игровой мотивации; формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: включиться в игровую ситуацию, приготовиться к выполнению заданий.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, это физическая карта мира.

На ней изображена вся наша планета земля.

-А что мы можем увидеть на карте?

-А как вы думаете, что обозначено на карте голубым цветом?

-Голубым цветом на карте обозначены реки, озера, моря и океаны. Все это мы можем назвать, одним словом-вода. Посмотрите на карту и скажите, чего на карте больше суши или воды?

-Правильно. Воды у нас на земле больше, чем суши. Потому-что вода, это жизнь. Вода необходима всем, живым организмам.

-А что человек делает при помощи воды?

-Да мы используем воду постоянно. Просыпаемся с утра идем умываться, чистить зубы. Без воды смогли бы мы это сделать? Потом идем завтракать. Смогли бы мы выпить чая, приготовить кашу?

-Да ребята, совершенно верно вода нужна нам постоянно. Даже тело человека на 60% состоит из воды. А значит больше половины. Без воды люди не смогут приготовить пищу, умыться, постирать вещи, даже элементарно помыться мы бы не смоги.

-Послушайте стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

-Ребята, а где мы еще можем встретить воду?

-Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

-Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными-исследователями.

Ребята а кто знает, какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории?

-Правильно. В лаборатории мы ведем себя тихо, никто никому не мешает. У каждого свое рабочее место и нельзя перебегать или пересаживаться на другое место. Каждый инструмент нужно положить на свое место, где взял.

И самое главное в лаборатории нужно соблюдать чистоту и аккуратность.

-Города, моря, землю, горы.

-Реки, моря, океаны.

-На карте больше воды.

-Готовит еду, умывается, стирает белье.

-Нет.

-Нет, без воды не получиться.

-В кране, в туче, в бассейне, в луже.

-Нельзя толкаться.

-Нельзя шуметь.

-Нельзя мешать друг другу.

Этап 2. Основная часть НОД (15 минут)

Эксперименты

Цель:

Расширение знаний и представлений о воде

Цель:

Выполнять задания

Воспитатель:

-Теперь мы с вами готовы. Давайте приступим к нашим исследованиям.

-Ребята а какие вы знаете свойства воды?

-Давайте проведем эксперименты, и раскроем все свойства воды.

-Вода мокрая.

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

- Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?

Давайте проверим. Имеет ли вода запах?

У каждого на столе стоит стаканчик с водой. Возьмите и понюхайте. Вода имеет запах?

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет запаха.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

- Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

-Ребята скажите какой вкус у лимона?

-А какая на вкус конфета?

- Ребята, давайте проверим имеет ли вода вкус?

Возьмите каждый свой стаканчик и попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

Опыт 3. Вода прозрачная.

- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

-У меня два стакана. Один с водой, другой с молоком. Давайте положим ложки в эти стаканы. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

-Проверим. Опускаем ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна?

Почему?

Вывод: Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

-Давайте отметим это в своих тетрадях для экспериментов.

Опыт 4. Вода не имеет формы.

-Ребята очень интересное свойство есть у воды-она не имеет формы. В какую чашку, кастрюльку, формочку мы нальем воду, ту форму она и примет. Вот посмотрите, я наливаю воду в чашку и теперь вода имеет форму чашки, наливаю в тарелочку, и она приняла форму тарелочки. Все видели в магазине полки с бутылками минеральной воды. Вода в них имеет форму бутылки, в которую налита. И маленькие, и большие бутылочки.

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того предмета в которую ее налили.

Опыт 5. В воде растворяются вещества.

-Ребята мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета-она прозрачная, у воды нет формы. Но у воды есть еще один секрет. Вода- растворитель. А это значит, что мы можем растворять в ней вещества.

-Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

-Давайте проверим. Положим в один стакан кусочек сахара, в другой ложку соли. Помешаем воду ложкой. Что произошло?

Вывод: Сахар и соль в воде растворяются.

-Что получится, если в стакан с водой опустить простой песок. Такой который у вас в песочнице. Как думаете он растворится? Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

- Обычный песок в воде не растворяется.

Вывод: Песок в воде не растворяется.

Но если в воде растворить краски, то вода становится цветной. Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. И смотрим. У воды появился цвет. Она приняла цвет краски, которую мы растворили в воде.

- Краска в воде растворилась, вода стала цветной.

- Какой делаем вывод?

Вывод: Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, соль, краски, а песок не растворяется.

-Мы сейчас говорили про воду в ее обычном жидком состоянии. Но вода бывает не только в жидком состоянии. Вода может быть и твердой. Зимой, когда на улице очень холодно вода превращается в лед. И становится твердой.

-Вода не пахнет.

-Нет.

-Лимон кислый.

-Конфета сладкая.

-Нет вода не имеет вкуса.

-Нет вода не имеет цвета.

-В стакане с водой.

-В стакане с водой.

-Вода прозрачная.

-Сахар, соль

-Сахар и соль растворились в воде.

-Песок не растворится.

-Нет.

Физкультминутка.

Цель: Смена деятельности, снятие статического напряжения.

Цель: выполнить действия в соответствии с текстом.

Ребята вставайте в круг. Сейчас мы посмотрим кто все знает про воду. Я буду вам кидать мяч, а вы мне говорить какой бывает вода.

Вода-холодная, вода-родниковая.

Дети выполняют движения в зависимости от слов воспитателя.

Этап 3. Заключительная часть 3 минуты.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Ну вот ребята мы столько всего узнали про воду и все наши знания мы зафиксировали в нашей тетради.

Вода играет очень важную роль в жизни человека. Поэтому мы должны беречь воду. Закрывать кран и не лить воду просто так. Если вы пошли купаться, то не мусорить на берегах рек и озер.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольног...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольного возраста...

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы на тему «Вода, вода, кругом вода»

Вода для на самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных ...