Ранняя профориентация
учебно-методический материал
Материалы по ранней профориентации детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.31 КБ |
![]() | 14.29 КБ |
![]() | 13.83 КБ |
![]() | 16.24 КБ |
![]() | 15.26 КБ |
![]() | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Тайгинского городского округа
Методическая разработка
по ранней профориентации дошкольников
на 2023 – 2024 учебный год
Выполнила:
Ст. воспитатель
Мордовина С.Б.
2023
Пояснительная записка
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент…
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.
Методическая разработка по ранней профориентации дошкольников включает в себя 5 блоков блока:
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
- «Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа)
- «Путешествие в мир профессий» (средняя группа),
- «Как много профессий на свете» (старшая группа)
Содержание этих блоков направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
Цель методической разработки: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о необходимости трудовой деятельности
в жизни людей;
- сформировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- сформировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
- развивать память, внимание, воображение;
- расширять кругозор дошкольников;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- воспитывать любознательность и сообразительность;
- воспитывать чувство ответственности и самостоятельности.
Формы и методы работы с дошкольниками:
- беседы, рассказы воспитателей;
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- показ презентаций, мультфильмов, видеофильмов;
- дидактические и сюжетно-ролевых игры, развлечения;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность.
План работы с педагогами по ранней профориентации
Наименование мероприятия, формы проведения | Сроки исполнения | Ответственные |
Проведение профориентационных мероприятий для воспитанников дошкольных образовательных организаций | В течение года | Ст. воспитатель, воспитатели |
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Сентябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
Единые областные дни профориентации (экскурсия, просмотр мультфильма о профессиях, беседа) | Ноябрь 2023 | Ст. воспитатель, воспитатели |
Областной конкурс «Профессия, которую я выбираю» | Январь-февраль 2024 | Ст. воспитатели |
Дни профориентации, посвященные Дню защитника Отечества (просмотр мультфильма «Военные профессии») | Февраль 2024 | Ст. воспитатель, воспитатели |
Фестиваль профессий (просмотр мультфильмов «Профессии для детей», викторина) | Март 2024 | Ст. воспитатель воспитатели |
Единые областные дни профориентации, посвященные Дню Победы: (просмотр программы «АБВГдейка») | Май 2024 | Ст. воспитатель, воспитатели |
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Май | Ст. воспитатель |
Анализ работы по исполнению Плана мероприятий по организации профориентационной работы и профессиональной ориентации воспитанников образовательных организаций Тайгинского городского округа на 2023-2024 учебный год | июнь 2024 г. | Ст. воспитатель |
План по взаимодействию с семьями воспитанников по ранней
профориентации
Месяц | Тема |
Сентябрь | Анкетирование «Первые шаги в профориентации дошкольников» Консультации для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» |
Октябрь | Консультация «Приучаем ребенка к труду» Фотоальбом «Профессии родителей» (создание альбома с фотографиями, где и кем работают их родители) |
Ноябрь | Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников» Папка передвижка «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?» |
Декабрь | Консультация ««Дошкольник в мире профессий» Фотовыставка «Все работы хороши – выбирай на вкус» |
Январь | Консультация «Сюжетно – ролевая игра, как инструмент ранней профориентации дошкольников» Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Областной конкурс «Профессия, которую я выбираю» |
Февраль | Консультация «Все работы хороши или…» Выставка рисунков «Наша армия самая сильная» |
Март | Консультация «Как следует знакомить ребенка с профессиями» Выставка творческих работ «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» |
Апрель | Консультация «Чья профессия нужней, интересней и важней» Выступление родителей с рассказами о своей профессии |
Май | Анкетирование «Моя роль в подготовке ребенка к труду» Консультация «Человек труда – звучит гордо» |
ПЛАН
по ранней профориентации (вторая младшая группа)
«Знакомимся с профессиями»
Задачи работы:
- Формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- Учить вычислять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- Обращать внимание дошкольников на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- Развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Блок | Тема | Сроки исполнения |
Наш любимый воспитатель | 1. Беседа: «Профессия воспитателя – самая добрая!» 2. Экскурсия: «Наша любимая группа» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад» 4. Трудовая деятельность: «Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей) | Сентябрь |
Младший воспитатель | 1. Наблюдение: «Чем занимается помощник воспитателя» 2. Дидактическая игра: «Предметы – помощники» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку» 4. Рисование: «Фартук для нашей няни» 5. Трудовая деятельность: «Поможем поливать цветы» | Октябрь |
Повар | 1. Рассматривание картины «Повар» 2. Экскурсия на кухню детского сада: «Кто нас кормит» 3. Наблюдение за работой повара 4. Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши» 5. Лепка «Овощи для повара». 6. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» | Ноябрь |
Дворник | 1. Знакомство с трудом дворника детского сада 2. Рассматривание иллюстрации «Труд дворника в разное время года». 3. Чтение стихов из сборника: «Детский сад» 4. Дидактическая игра: «Рабочие инструменты для дворника». 5. Аппликация из готовых геометрических фигур: «Лопата для дворника»; «Тележка» | Декабрь |
Медицинская сестра | 1. Беседа: «Что делает медицинская сестра у нас в садике»; «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить) 2. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Больная кукла»; И. Токмакова «Мне грустно, я сижу больной» 3. Дидактическая игра: «Что нужно для работы медсестры», «Полезно - вредно» 4. Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?» | Январь |
Защитники Отечества | 1. Рассмотреть книги с иллюстрациями на военную тему «Военные профессии». 2. Дидактическая игра «Кто это?» 3. Загадки «Военные профессии» 4. Раскраска: «Солдат» | Февраль |
Инструктор по физической культуре | 1. Наблюдение за работой инструктора по физической культуре во время физкультурных занятий; знакомство со спортивным инвентарем и другими атрибутами 2. Загадки: «Спортивный инвентарь» 3. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Зарядка» 5. Рисование «Спортивный инвентарь» | Март |
Музыкальный руководитель | 1. Наблюдение за работой музыкального руководителя во время музыкальных занятий; знакомство с музыкальными инструментами и другими атрибутами. 2. Прослушивание музыки: «Пастухи играют на рожке», музыка К. Сорокина 3. Сюжетно-ролевая игра» «Оркестр» 4. Дидактическая игра: «Узнай по голосу» 5. Рисование «Музыкальный инструмент» | Апрель |
Водитель - военная техника | 1. Беседа: «Профессия водитель», «Военная техника» 2. Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик»; Б. Заходер «Шофёр» 3. Дидактическая игра: «Что нужно водителю для работы» 4. Аппликация: «Танк» | Май |
ПЛАН
по ранней профориентации (средняя группа)
«В мире профессий»
Задачи работы:
- Формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- Формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- Формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- Формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям;
- Учить сравнивать профессии.
Блок | Тема | Сроки исполнения |
Учитель | 1. Беседа «Ученье - свет, а не ученье тьма» 2. Показ презентации «Экскурсия в школу» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Школа» 4. Дидактическая игра: «Нужно – ненужно» 5. Раскраска: «1 Сентября» | Сентябрь |
Полицейский | 1. Беседа о труде полицейского: «02» 2. Рассматривание иллюстраций: «Полицейская служба» 3. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер» 4. Викторина «ПДД» 5. Аппликация: «Светофор» | Октябрь |
Пекарь | 1. Беседа о труде пекаря: «Ах, какие булочки» 2. Рассматривание иллюстрации «Продукция пекаря» 3. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» 4. Загадки о пекаре и его продукции 5. Лепка: «Булочки» | Ноябрь |
Парикмахер | 1. Знакомство и беседа о труде парикмахера 2. Настольно-печатная игра «Что нужно парикмахеру?» 3. Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская» 4. Просмотр мультфильма «Почему у льва большая грива?» 5. Сюжетно-ролевая игра: «В парикмахерской» 6. Раскраска: «Парикмахер» | Декабрь |
Врач | 1. Беседа и показ презентации «Знакомство с профессией врача» 2. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Доктор Айболит» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Больница» 4. Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок» 5. Аппликация: «Машина скорой помощи» | Январь |
Наша армия | 1. Беседа: «Наша армия» 2. Рассматривание иллюстрации: «Войска Российской армии» 3. Просмотр мультфильма «Защитники Отечества» 4. Ситуативный разговор: «Солдат всегда должен быть опрятным» 5. Лепка: «Самолет» | Февраль |
Продавец | 1. Беседа: «Кто такой продавец?». 2. Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая «Продавец» 3. Дидактическая игра: «Куда это положить» 4. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» 5. Рисование «Вспомни, что ты купил в магазине, и нарисуй» | Март |
Строитель | 1. Беседа и показ презентации «Стройка. Профессия строитель» 2. Рассматривание иллюстраций: «Строитель» 3. Чтение художественной литературы «Три поросенка» 3. Постройки из строительного материала 4. Раскраска «Профессии» - строители | Апрель |
Есть такая профессия – Родину защищать | 1. Беседа: «Есть такая профессия – родину защищать» 2. Просмотр презентации «Военные профессии» 3. Дидактическая игра «Собери картинку» 4. Подвижная игра «Окопы» | Май |
ПЛАН
по ранней профориентации (старшая группа)
«Как много на свете профессий»
Задачи работы:
- Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда;
- Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности средствами художественной литературы;
- Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
Блок | Тема | Сроки исполнения |
Библиотекарь | 1. Знакомство и беседа о труде библиотекаря: «Хранитель многих знаний» 2. Сборник стихов детской поэтессы Н. Кнушевицкой: «Библиотекарь» 3. Буккроссинг 4. Экскурсия в детскую библиотеку | Сентябрь |
Швея, портной | 1. Беседа «Швея и портной – кто они?» 2. Рассматривание иллюстраций «Швейная фабрика»» 3. Дидактическая игра «Что нужно швее» 4. Экскурсия на швейную фабрику. 5. Рисование «Красивое платье для куклы» | Октябрь |
Кондитер | 1. Беседа о труде кондитера: «Ах, какие тортики» 2. Рассматривание иллюстрации «Продукция кондитера» 3. Дидактическая игра: «Собери торт по образцу» 4. Сюжетно-ролевая игра: «Кафе» 5. Рисование «Торт на день рождение» | Ноябрь |
Почтальон | 1. Беседа: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» 2. Чтение художественной литературы «Это он, это он Ленинградский почтальон» 3. Сюжетно-ролевая игра: «Почта» 4. Продуктивная деятельность: «Письма для любимых мам» (декорирование почтовых конвертов, изготовление открыток) | Декабрь |
Работники банка | 1. Беседа «Работники банка» 2. Показ презентации «Банк. Работники банка» 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» 4. Экскурсия в Сбербанк 5. Рисование «Деньги, деньги, деньги» | Январь |
Наша армия войны – танкисты, летчики, моряки | 1. Беседа: «Наша армия» 2. Рассматривание иллюстрации: «Военные профессии», «Военная техника» 3. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества» 4. Загадки «Военные профессии», «Военная техника» 5. Аппликация «Военный корабль» | Февраль |
Герои пожарные | 1. Беседа «Укротитель огня» 2. Показ мультфильма «Осторожно, пожар» 3. Дидактическая игра «Добрый и злой огонь» 4. Экскурсия в пожарную часть. 5. Показ презентации «Профессия пожарный» 6. Раскраска «Пожар» | Март |
Космонавт | 1. Беседа: «Полет на луну» 2. Загадки о космосе 3. Рассматривание иллюстраций «Космонавты» 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» 5. Аппликация «Ракета» | Апрель |
Великие победители | 1. Беседа: «Есть такая профессия – родину защищать» 2. Просмотр презентации «Военные профессии» 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» 4. Подвижная игра «Стройся. Разойдись» | Май |
Планируемый результат профориентационной работы:
- у ребенка сформированы знания о профессиях взрослых;
- знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- сформированы навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии;
- умеет соблюдать правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности;
- сформировано положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Предварительный просмотр:
«Первые шаги в профориентации дошкольников»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми! Для этого обведите кружком номер наиболее удовлетворяющего вас суждения.
Возраст ребенка______________________
1. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
2. Образовательная деятельность в группе, где воспитывается Ваш ребёнок, удовлетворяет Ваши запросы к дошкольному образованию?
а) в полной мере б) частично в) совсем не соответствует вашим запросам
3. Беседуете ли вы со своим ребёнком о разных профессиях?
а) да б) нет в) стоит подумать
4. Знает ли Ваш ребенок профессии членов семьи?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
5. Рассказываете ли своему ребенку о своей профессии?
а) да б) нет
6. Рассказываете ли своему ребенку о профессии ваших родителей? а) да б) нет
7. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребёнка? _________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников? __________
_____________________________________________________________________________________
9. Как Вы считаете, раннее знакомство с миром профессий поможет ребёнку в профессиональном самоопределении и скажется на его окончательном выборе профессии?
а) да, и я буду поддерживать его профессиональные стремления
б) нет, это просто плод его фантазии в) затрудняюсь ответить
г) ___________________________________________________________________________________
10. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами и принять активное участие в профориентации ребенка (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить г) стоит подумать
11. Нуждаетесь ли вы в дополнительной методической литературе по проблеме ранней профориентации дошкольников?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
12. Ваше мнение по проблеме ранней профориентации дошкольников_________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие. Надеемся на сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступила с рассказом о своей работе и профессии перед группой, которую посещает мой ребенок.
7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в образовательном учреждении, пригодятся в жизни.
8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.
10. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ «да» - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14; «нет» - 3, 5, 6, 9, 12, 13.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-14 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.
8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.
4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовывать предстоящим трудом.
0-3 баллов - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Предварительный просмотр:
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик
«Представления о труде взрослых»
Критерии:
Характер представлений о труде взрослых. Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.
Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Задание 1.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Для чего люди ходят на работу?
Какие ты знаешь профессии?
Какие профессии тебе нравятся больше всего?
Кем работают твои мама и папа?
Ответы оцениваются по трех бальной шкале:
Низкий уровень - 1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет параметры оценки;
Средний уровень - 2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
Высокий уровень - 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблица 1 – Уровень информированности детей о труде взрослого
№ | Имя ребенка | Балл | Уровень |
Задание 2.
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик.
Оборудование:
14 картинок с профессиями для детей 3-5 лет;
16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.
- Назови профессии, которые ты знаешь.
- Чем занимаются люди, представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 15 и более баллов для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет
Средний уровень – 10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-7 лет
Низкий уровень – 9 и менее баллов для детей 3-5 лет; 12 и менее для детей 5-7 лет
Таблица 2. Уровней сформированности представлений о профессиях у дошкольников
№ | Имя ребенка | Количество правильных ответов | Уровень |
Задание 3
Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень - высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень - средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень - низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
Таблица 3. Уровней развития представлений о труде взрослых и процессе его организации
№ | Имя ребенка | Уровень |
Таблица 4. Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников
№ | Имя ребенка | Уровень | Итоговый показатель | ||
Предварительный просмотр:
План профориентационной работы воспитанников
№ | Наименование мероприятия, формы проведения | Категория участников | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Обеспечение единой информационной системы профориентационной работы: - обновление информационных стендов по профориентации о состоянии рынка труда, рынка образовательных услуг в Кемеровской области-Кузбассе; - размещение актуальной информации по профориентационной работе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет | Ежемесячно | Заведующий | |
2 | Проведение профориентационных мероприятий для воспитанников дошкольных образовательных организаций | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | В течение года | Ст. воспитатель, воспитатели |
3 | Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | Сентябрь | Ст. воспитатель |
4 | Областной конкурс на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся «ПРОФориентир – 2023» | Педагоги образовательных организаций | Сентябрь-октябрь 2023 | Ст. воспитатель |
5 | Единые областные дни профориентации (ролевые игры, конкурсы, групповые консультации, беседы, викторины, экскурсии, классные часы, турниры, просмотр видеофильмов и др.) | Воспитанники 2 младшей, средней, старшей групп | Ноябрь 2023 | Ст. воспитатель, воспитатели |
6 | Областной конкурс «Профессия, которую я выбираю» | Воспитанники образовательных организаций | Январь-февраль 2024 | Ст. воспитатели |
7 | Дни профориентации, посвященные Дню защитника Отечества (ролевые игры, конкурсы, групповые консультации, беседы, викторины, экскурсии, классные часы, турниры, просмотр видеофильмов и др.) | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | Февраль 2024 | Ст. воспитатель, воспитатели |
8 | Фестиваль профессий (ролевые игры, конкурсы, групповые консультации, беседы, викторины, экскурсии, классные часы, турниры, просмотр видеофильмов и др.) | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | Март 2024 | Ст. воспитатель воспитатели |
9 | Единые областные дни профориентации, посвященные Дню Победы: (ролевые игры, конкурсы, групповые консультации, беседы, викторины, экскурсии, классные часы, турниры просмотр видеофильмов и др.) | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | Май 2024 | Ст. воспитатель, воспитатели |
10 | Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Воспитанники дошкольных образовательных организаций | Май | Ст. воспитатель |
11 | Совещания с заместителями директоров, курирующими профориентационное направление в общеобразовательной организации. Итоги профориентационной работы | Педагоги, курирующие профориентационную работу | ежеквартально | Управление образования |
12 | Анализ работы по исполнению Плана мероприятий по организации профориентационной работы и профессиональной ориентации воспитанников образовательных организаций Тайгинского городского округа на 2023-2024 учебный год | Педагоги, курирующие профориентационную работу | июнь 2024 г. | Управление образования |
Предварительный просмотр:
Беседа по профориентации в старшей группе
Воспитатель: Сегодня к нам в садик пришла грустная Принцесса Марфушка, которая плачет, недовольна всем…Ничего не желает, все ей безынтересно. Я у нее спрашиваю: «Где ты работаешь», она удивляется, она никогда не слышала слов Работа, Профессия…
Я ей показала вот такую картинку и спросила: «Кто здесь изображен?» А она не знает. Ребята, давайте поможем принцессе узнать, какие профессии есть на свете.
1. Загадки
1. Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
“01” мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
2. Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы? (Почтальон)
3.Он одет в комбинезон,
Ловко красит рамы он,
Побелил он потолок,
Сделать он ремонт помог. (Маляр)
4. Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
5. У него товаров горы –
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед –
Все он людям продает. (Продавец)
6. Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
7. Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
8. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (Учитель)
9. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
10. Если вы в беду попали,
Телефон 02 набрали.
К вам они сейчас придут,
Всем помогут, всех спасут. (Полиция)
Воспитатель: Как вы думаете о ком эти загадки? А, как вы думаете, что такое профессия? Правильно ребята, в мире существует 1000 различных профессий. Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь.
2. История
Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена, когда люди жили в лесу, в пещерах. Какие это профессии?
(охотник, повар, портной)
Затем люди научились делать посуду из глины, строить для себя более удобные жилища
(гончары, строители)
Чтобы преодолевать расстояния человек придумал транспорт и появились другие профессии
(водитель, механик, конструктор)
А какие профессии появились в последнее время?
(компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен.).
Так как же вы думаете, какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?
Запомните:
Все профессии важны,
Все профессии нужны!
3. Профессии (слайд с профессиями)
Вы видите картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давайте мы попробуем их разделить на несколько групп. Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите картинки с изображением людей этих профессий.
(Гончар, плотник, портной, строитель, овощевод, пастух, хлебороб).
А теперь давайте отберем картинки с изображением людей тех профессий, которые обслуживают население, как бы служат людям.
(Продавец, врач, учитель, сапожник).
А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать. Какие бы картинки вы отобрали?
(Артист, балерина, певец)
Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий?
(Военные)
4. «Орудие труда»
Ребята, перед вами на одном столе лежат орудия труда, а на другом картинки с изображением профессий. Я вам предлагаю по очереди подойти и взять по одному орудию труда, далее подойти и выбрать картинку с профессией. А потом будете рассказывать какой это инструмент, какой профессии он принадлежит
Дети по очереди берут орудие труда, далее выбирают соответствующую профессию и по очереди рассказывают:
- Жезл – он нужен полицейскому (регулирует движение машин на дорогах);
- фонендоскоп – врачу (слушает сердце и лёгкие больного);
- лейка – садовнику (поливает цветы);
- молоток – строителю (забивает гвозди, помогает строить дом);
- лопата – фермеру (сажать деревья, выкапывать сорняки);
- расчёска – парикмахеру (расчёсывает, делает причёски0;
- указка – учителю (учить детей)
5. Игра с мячом
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я вам говорю фразу и бросаю мяч, а вы говорите полным ответом, что это за профессия, только будьте очень внимательны:
стрижет волосы … парикмахер
ловит преступников… полицейский
готовит еду… повар
делает прививки… доктор
водит автомобиль… водитель
учит детей… учитель
продает хлеб…. продавец
тушит пожар…. пожарный
красит стены… маляр
водитель поезда… машинист
строит дома… строитель
рисует картины … художник
разносит почту… почтальон
управляет самолетом… летчик
ухаживает за садом… садовник
шьет одежду... портной
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много профессий вы знаете.
6. Сказки
Вспомните профессии героев литературных произведений.
1. Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
2. Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
3. Профессия хитрецов из сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля». (портные)
4. Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
5. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
6. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
7. Кем был старик из сказки о золотой рыбке А. С. Пушкина? (рыбак)
8. Профессия дяди Стёпы из стихотворения С. В. Михалкова. (милиционер)
9. Кто спас Красную шапочку? (охотники)
Воспитатель: Ребята, как много разных и интересных профессий мы сегодня вспомнили.
А, что-же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите быть?
Ответы детей.
- Правильно, надо, очень много знать, многому научиться.
- А, как вы думаете, учиться легко?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на доску, как много профессий сегодня было представлено на ярмарке. На самом деле – это не все профессии, которые существуют.
Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях.
Как вы думаете все ли профессии важны, или есть не очень важные?
Конечно, каждая профессия нужна и поэтому важна.
7. Раскраска
Раздать детям раскраски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Горжусь профессией железнодорожника»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...