Выступление на районном методическом выступлении "Использование развивающих игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ"
материал (подготовительная группа)
В данном материале рассматривается актуальная тема применения развивающих игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ с учётом современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo-ispolz_razv_igr_v_v.-o.pr_.dou_.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР
Выступление
на районном методическом объединении
«Использование развивающих игр
в воспитательно - образовательном процессе ДОУ»
Подготовил воспитатель первой квалификационной категории Гусарова Наталия Евгеньевна |
г. Ядрин, ноябрь 2024 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления - «Использование развивающих игр в воспитательно – образовательном процессе ДОУ».
1 слайд
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Макаренко А. С.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, мы в своей работе используем основные современные технологии. Благодаря использованию развивающих игр, процесс образования дошкольника проходит в доступной и привлекательной форме, создаются условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? Конечно же - игровая.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, компьютеры, планшеты, телефоны не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. И большинство родителей, покупая малышу такие игрушки, не задумываются о том, что могут навредить душе ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными. Поэтому от нас воспитателей требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребёнка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребёнка.
Игра обогащает воображение и эмоциональный мир, пробуждает творческие силы, развивает навыки общения с окружающими людьми, духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить игра. Поэтому роль игры во всестороннем развитии ребёнка - дошкольника очень важна.
2 слайд (игры В. В. Воскобовича)
Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ является воспитание нового поколения детей – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Одной из самых эффективных современных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича, которые легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада, делают учение интересным занятием для ребёнка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Они погружают ребёнка в игровую ситуацию, где он становится непосредственным участником истории, возникает проблемность, присутствует театральность, предлагаются готовые игровые ситуации, вариативность которых расширяется в зависимости от желания ребёнка.
Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. Они дают возможность ребёнку на чувственном опыте освоить базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве; формировать исследовательскую деятельность; содействует развитию творческих способностей; расслабляет и снимает физическое и психологическое напряжение.
Таким образом, применение занимательных игр В. В. Воскобовича повышают эффективность педагогического процесса, обеспечивают для каждого ребенка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
3 слайд (финансовые игры)
Следующей эффективной современной образовательной технологией являются финансовые игры. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Таким образом, использование современных игр по финансовой грамотности детей наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, а также усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей.
4 слайд (шашки и шахматы)
«…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти. Это превосходная школа последовательного логического мышления, которые дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность…»
В.Сухомлинский
Итак, две популярные игры, о которых слышал каждый, а некоторые даже играли. Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях ДОУ педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.
Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:
- Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
- Развивают память и пространственное воображение.
- Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
- Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
- Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
- При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
- Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
- Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребёнком. Шашечная игра – не сложная, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.
Игра в шахматы — один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей. Она прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы — это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.
Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:
- умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи;
- развивается пространственное, логическое мышление;
- тренируется память;
- появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе.
Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.
Игра шахматы признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.
5 слайд (экологические игры)
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребёнка к окружающей природной среде и здоровью. В результате экологического образования и воспитания у детей формируются экологическое мышление, экологическое сознание, закладываются основы экологической культуры.
Экологические игры – игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы, развивается наблюдательность и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет целью привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет сущностную характеристику экологического воспитания дошкольников.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Правильное использование игровых технологий в работе всего педагогического коллектива детского сада, а не только воспитателя, делает для ребёнка процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Главное - не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.
Таким образом, современные развивающие игры (игровые технологии) охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Подобное воздействие игровых технологий на ребёнка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении «Самооценка педагога. ее влияние на воспитательно – образовательный процесс в ДОУ».
Влияние самооценки педагога на воспитательный процесс в детском саду....
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»
План Инновационные формы и методы работы в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...
Методические рекомендации на тему "Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ФГТ".
Данные методические рекомендации отражают методические приемы, используемые при проведении режимных моментов в старшей группе детского сада, а также дан список используемой литературы....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО ПО РЕАЛИЗАЦИИ УМК.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО ПО РЕАЛИЗАЦИИ УМК....
Методическое сообщение «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенци...
SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса
SCRAM доска как один из способов методического сопровождения педагогов в планировании воспитательно-образовательного процесса...
Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"...