Методические рекомендации на тему "Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ФГТ".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данные методические рекомендации отражают методические приемы, используемые при проведении режимных моментов в старшей группе детского сада, а также дан список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации на тему « Организация воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ФГТ».
- Прием, осмотр детей, утренняя гимнастика.
Во время утреннего приема встретить детей приветливо.
Цель: создание хорошего настроения как ребенку, так и его родителям.
Спросить, как они провели свой выходной день, помогали ли маме по хозяйству.
Цель: воспитание навыков трудовой деятельности.
Методические приемы: беседа «Как я помогаю маме», чтение: Я.Аким «Мама», Н.Артюхова «Трудный вечер», сюжетно-ролевая игра «Семья».
Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать.
Цель: воспитание культуры поведения в детском саду.
Методические приемы: беседа «Мы умеем вежливо разговаривать», дидактическая игра «Учимся здороваться по-разному».
С подгруппой детей провести дидактическую игру «Подумай и скажи».
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в четком произношении звуков в словах.
Провести наблюдение в уголке природы. Предложить детям покормить рыбок, понаблюдать за ними, уточнить название. Напомнить, что аквариумные рыбки требуют постоянного ухода, иначе они погибнут.
Цель: воспитание у детей бережного, доброжелательного и заботливого отношения к живым существам.
Методические приемы: чтение: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», загадывание и отгадывание загадок.
Организовать игру малой подвижности «Угадай по голосу».
Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Утренняя гимнастика.
В утреннюю гимнастику включаются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, способствующие расширению грудной клетки; затем даются 3-5 упражнений, укрепляющих мышцы живота, спины, ног. Упражнения для крупных групп мышц сочетаются с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы.
Упражнения даются в разном темпе – в умеренном, затем в быстром, затем в медленном. Постепенное увеличение нагрузки на организм способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к выполнению различных предлагаемых упражнений.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания: они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы ( «Ах!», «Дуем друг на друга»).
В заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия ( «Нарисуй ногой», «Ходьба по обручу», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой»).
2.Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство.
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Детям можно напомнить правила поведения – они должны закатать рукава, намыливание рук должно проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате. Нужно следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем, насухо вытирали лицо и руки и аккуратно вешали полотенце на свое место после процедуры умывания.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков.
Методические приемы: беседа «Как вести себя в умывальной комнате», дидактическая игра «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит».
Назначить дежурных по столовой. Во время дежурства следить за тем, чтобы дети аккуратно и быстро готовили столы к завтраку, правильно раскладывали столовые приборы и убирали после еды, помогали друг другу.
Цель: закрепление навыков дежурства по столовой.
Методические приемы: напоминание, указания, пояснения; дидактическая игра «Мы дежурим»; беседа о дежурстве.
Во время завтрака отметить, как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). Можно уточнить названия некоторых блюд. Отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение.
В процессе еды постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу.
После завтрака напомнить детям о том, что надо поблагодарить за еду. После приема пищи не забывать полоскать рот, после посещения туалетной комнаты - мыть руки с мылом.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков приема пищи, закрепление навыков культуры поведения за столом.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций о труде повара; экскурсия на кухню; дидактические игры: «Что из чего приготовлено», «Что нужно, чтобы приготовить…».
- Игры и подготовка к занятиям.
Организовать с детьми беседу об их семье. Спросить, знают ли они имена и отчества родителей, других членов семьи, кем работают, какие обязанности у членов семьи.
Цель: воспитание чуткого и внимательного отношения к близким людям.
Методические приемы: рассматривание семейных фотографий, дидактические игры: «Какая твоя мама», «На кого ты похож»; чтение: А.Барто «Машенька», Е.Благинина «Аленушка», Д.Габе «Моя семья»; сюжетно-ролевая игра «Семья».
Провести индивидуальную работу: складывание из бумаги «Лебедь» (по типу «оригами»).
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Провести игру средней подвижности «Мышеловка».
Цель: развитие ловкости, внимания.
4.Занятия.
Проводятся занятия согласно перспективному плану. Знания, полученные на занятиях, могут быть закреплены на последующей прогулке – в виде наблюдения или беседы.
Перед занятием по рисованию дежурные готовят материал для занятия: раскладывают коробки с красками, кисточки, подставки и т.д.
Цель: закрепление навыков подготовки материала к занятию по рисованию.
Методические приемы: показ приемов работы по подготовке к занятиям по рисованию, объяснение, указания; дидактическая игра «Мы сами готовим материал для разных занятий; сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
№ п\п | Непосредственная образовательная деятельность | Цели, программное содержание | Методические приемы |
1. | Формирование целостной картины мира: « Растения-первоцветы». | Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. | Рассказ воспитателя, беседа о растениях-первоцветах, чтение: Е.Серова «Подснежник», С.Красиков «Одуванчик»; дид.игра «Весенние цветы на клумбах». |
2. | Рисование «Цветные страницы». | Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца; добиваться образного решения намеченной темы; закреплять приемы рисования акварелью, гуашью; учить разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета; развивать воображение и творчество. | Чтение: С.Маршак «Разноцветная книга»; наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций. |
3. | Физическая культура «Прыжки в длину с разбега, перебрасывание мяча друг другу». | Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному с перешагиванием через предметы; разучить прыжок в длину с разбега; упражнять в перебрасывании мяча. | Показ, объяснение, указания; подвижная игра «Не оставайся на полу»; игра малой подвижности «Найди и промолчи». |
5.Подготовка к прогулке, прогулка.
Перед прогулкой дать подробную установку на предстоящую деятельность – группа должна быть приведена в порядок перед выходом. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе.
Цель: формирование умения поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке.
Методические приемы: беседа «Порядок в нашей группе», чтение: З.Александрова «Что взяла, клади на место».
Перед тем как дети пройдут одеваться, следует напомнить, объяснить, уточнить детям правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей. Проследить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания. Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно.
Цель: совершенствование навыков самостоятельно выполнять необходимые действия.
Методические приемы: беседа «Как мы умеем быстро одеваться», объяснение, напоминание, уточнение последовательности одевания.
В процессе одевания поддерживать с детьми разговор на тему «Одежда».
Цель: уточнение и закрепление названия одежды, ее назначения, названия отдельных частей одежды; закрепление и активизация словаря детей.
Методические приемы: дидактические игры: «Когда надевают эту одежду», «Кто что носит»; сюжетно ролевая игра «Магазин одежды»; продуктивная деятельность: рисование, лепка и аппликация одежды.
Перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид.
Цель: совершенствование навыков аккуратности и опрятности, закрепление
умения приводить в порядок одежду.
Методические приемы: беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду»; дидактические игры: «Погладим кукольную одежду», «Почистим куклам пальто»; продуктивная деятельность «Наши красивые и аккуратные вещи».
Выйдя с детьми на участок, познакомить с наличием игрушек. Уточнить с
детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить детям о соблюдении правил игры.
Провести беседу о воспитании положительных моральных качеств «Что значит поступать справедливо».
Цель: формирование умения разрешать спорные ситуации, соблюдая очередность в выполнении ведущих ролей, пользовании игрушкой и т.д.
Методические приемы: беседа «Как играть и не ссориться»; разучивание считалок; подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые игры.
В процессе прогулки следить за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также за сменой видов деятельности – дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться.
Провести наблюдение за состоянием погоды (голубое, чистое небо, светит солнце). Предложить посмотреть на небо, облака. Задать вопросы:
- Какое сегодня небо?
- Что вы видите на небе?
- На что похожи облака?
- С чем можно их сравнить?
- Что делает ветер с облаками?
- В какую сторону движутся облака?
Загадать детям загадку:
Без ног бегут,
Без крыльев летят,
Без парусов, а плывут.
- .Как вы думаете, почему про облака говорят: «бегут», «летят», «плывут»?
- Какой силы ветер, когда облака бегут, летят, плывут?
Цель: формирование представлений детей о явлениях в неживой природе.
Обратить внимание детей на то, как подросла трава на участке детского сада, что она покрыла почти всю землю. Показать листья мать-и-мачехи, клевера, подорожника, рассмотреть и сравнить их.
Рассмотреть с детьми цветы на клумбах (анютины глазки, ноготки). Задать вопросы:
- Что посажено на клумбах?
- Какие цветы вы знаете?
- Как за ними надо ухаживать?
Предложить подгруппе детей разрыхлить землю на клумбах.
Цель: закрепление навыков ухода за растениями.
Методические приемы: рассматривание картин и иллюстраций; дидактические игры: «Угадай, что за цветок», «Узнай по описанию»; продуктивная деятельность «Наш участок весной».
Подгруппе детей поручить протереть скамейки от пыли, подмести на веранде, песком дорожки.
Цель: воспитание желания принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Методические приемы: показ приемов работы, объяснение, указания; беседа «Зачем посыпать дорожки песком»; продуктивная деятельность «Наш красивый участок».
Провести подвижную игру «Найди свой домик».
Цель: формирование умения действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развитие ловкости, внимания, умения двигаться в разных направлениях.
Организовать спортивную игру с элементами футбола.
Цель: отработка техники ведения мяча «змейкой».
Методические приемы: игра «Лабиринт», упражнение «Подбрось мяч ногой и поймай его».
Провести индивидуальную работу с детьми:
- По физической культуре.
Цель: упражнение детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
- По развитию связной речи.
Цель: упражнение детей в составлении предложений из 2 – 3 слов, делении слов на слоги.
Организовать сюжетно-ролевую игру «Транспорт».
Цель: закрепление ранее полученных знаний о труде водителя, воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Правила движения», «Мой друг светофор».
Организовать игру малой подвижности «Где звенит колокольчик?»
Цель: развитие глазомера, слуховой ориентации, умения ориентироваться в пространстве.
Проводятся игры по инициативе детей.
Цель: развитие у детей интереса к различным видам игр, самостоятельности в выборе игр; формирование положительных взаимоотношений со сверстниками.
Перед уходом с прогулки проконтролировать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать указание на предстоящую деятельность. Напомнить, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вытереть ноги. Дети должны передвигаться тихо. В раздевалке говорить негромко, вещи складывать аккуратно в шкаф.
Цель: привитие детям бережного отношения к вещам и навыков аккуратности.
Методические приемы: беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду»; продуктивная деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках.
6.Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.
(см. «Подготовка к завтраку, завтрак».)
7.Подготовка ко сну, дневной сон.
В процессе подготовки ко сну необходимо следить за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной, отношение к дневному сну положительное. Напомнить детям о том, как правильно раздеваться, складывать одежду на стуле. Следует проверить, удобно ли дети расположились в своих кроватях; следить за положением рук – руки должны находиться поверх одеяла.
Цель: совершенствование умения быстро раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Методические приемы: чтение И.Муравейка «Я сама»; дидактическая игра «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном».
8.Вторая половина дня.
Подъем, воздушные, водные процедуры.
Процесс пробуждения осуществляется постепенно.
Проводится гимнастика после дневного сна: потягивание, самомассаж ладоней; игра на напряжение и расслабление мышц «Зима и лето»; ходьба босиком по корригирующим дорожкам; упражнение «Сосулька» (вис на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней).
Цель: формирование положительных эмоций после дневного сна; профилактика плоскостопия, нарушений осанки.
Дети самостоятельно или при небольшой помощи взрослых одеваются, приводят в порядок свою одежду и внешний вид.
Цель: учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т.д.; следить за своим внешним видом; закрепление умения пользоваться индивидуальной расческой.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций; беседы: «Аккуратные дети», «Как мы замечаем непорядок в одежде и исправляем его»; рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды.
9. Подготовка к полднику, полдник
(см. «Подготовка к завтраку, завтрак».)
10.Игры, чтение художественной литературы.
Прочитать детям рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
Цель: учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров.
Проводится индивидуальная работа:
- По формированию элементарных математических представлений «Найди предмет такой же формы».
Цель: совершенствование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур».
- По аппликации «Вырежи и наклей предметы круглой формы».
Цель: закрепление умения вырезать круги из квадратов.
Провести подвижную игру «Пробеги тихо».
Цель: воспитание выдержки, терпения, умения передвигаться бесшумно.
11.Игры, прогулка, самостоятельная деятельность,
уход детей домой.
Самостоятельная деятельность детей | ||
№ п\п | Название | Цели |
1. | Подвижные игры: «Карусель», «Хитрая лиса», «Классы». | Формирование умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. |
2. | Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Воспитание дружеских взаимоотношений в игре; формирование желания организовывать сюжетно-ролевые игры; формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. |
3. | Игры с песком и выносными игрушками. | Развитие умения детей коллективно возводить постройки из песка, необходимые для игры, сообща выполнять задуманное; формирование привычки убирать игрушки в отведенное для них место. |
Перед уходом детей домой родители должны быть проинформированы (в присутствии ребенка) об их успехах в группе, демонстрируются работы детей. Следует проинформировать родителей о проблемах и способах их решения. Детям необходимо напомнить о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем. Воспитатель должен положительно настраивать детей на следующие посещения детского сада.
Литература.
- Алямовская В.Г. и др. Культура поведения за столом. М.: Ижица, 2004.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2003.
- Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. М.: МИОО, 1991.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа Васильевой. дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Времена года. М.: Просвещение, 2006.
Vospitatel. com. ua > Режимные моменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ре...
Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.
Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....
Один день из жизни детского сада - организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях ФГТ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3955798","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 160px; height: 120px; float: left;","width":"160"}}]] Орган...
Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ
Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»
План Инновационные формы и методы работы в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »
В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении...