Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanizmy_individualizatsii_2.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Смольковский детский сад»
«Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно- образовательном процессе ДОУ»
Выполнила: Смирнова Светлана Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории
2022 год
Индивидуализация – это выделение индивидуальных
особенностей из первоначального безразличия.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
Слайд 2. «Что же такое индивидуализация»? Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие - это большая проблема для современного общества.
Для начала разберемся с терминами:
Для того чтобы выстроить образовательный процесс с учетом принципа индивидуализации, педагог должен владеть определенными понятиями.
- Индивидуализация
- Индивидуализация образования
- Индивидуальный подход
- Индивидуальность
Слайд 3. «Индивидуализация и индивидуальный подход. В чем разница?»
Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
Всем известно, что дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Индивидуализация образования - учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.
Что же такое индивидуальный подход?
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Индивидуальный подход
- Есть норма
- Поиск индивидуального «ключика» -особенности
- Результат- достижение каждым нормы
Слайд 4. Ситуации, когда воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить внимание каждому не получается? Или педагоги не включают способы поддержки индивидуальности и инициативности детей в план работы?
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. У каждого ребенка свой путь развития, главное помочь ему легче и успешнее этот путь пройти.
Как сказал Януш Корчак « Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». В этом задача воспитателя.
Слайд 5. Теперь перейдем непосредственно к теме « Механизмы индивидуализации воспитательно - образовательной работы педагога в ДОУ»
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одной из самых важных является задача индивидуализации образования, поддержка индивидуальности и инициативы детей. Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ребенок выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности дошкольника, когда он становится активным открывателем знания и собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.
Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.
Слайд 6. Практика показывает, что существует ряд противоречий, когда педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:
- в содержательном разделе основной образовательной программы ДОО не отражены направления и способы поддержки детской инициативы;
- в группах отсутствуют условия для создания социальной ситуации развития детей;
- дошкольники не проявляют инициативу и самостоятельность в процессе различных видов деятельности.
Поэтому встал вопрос, как организовать работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей.
Слайд 7. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса: ( они перед вами)
организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;
создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;
оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Слайд 8. Выстраиваем систему работы. Используя основные методы и приемы.
Распорядок дня должен включать различные виды деятельности : ООД, совместные занятия в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.
Работа в небольших группах является одним из методом индивидуализации обучения. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий. Особенно эффективны для занятий с практическими исследовательскими действиями, требующими повышенной включенности. Это позволяет взрослым оказать нуждающимся детям помощь, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации : тщательный отбор материалов.
Метод «строительных лесов». В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тех знаний и умений, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, а в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Иррадирующее обучение. (Иррадиация – распространение) Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.
1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "
2-е действие: "Арина и Никита, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам.
3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Арине и Никите.
Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Слайд 9. В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:
1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга следует выявить уровень сформированности достижений детей.
2 Этап- анализ полученной информации.
На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями.
3 Этап- определение целей и задач развития ребенка
Составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.
4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.
Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.
Слайд 10. Следующий этап – создать условия для выражения детьми чувств и мыслей. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.
Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гиперактивным детям.
Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Для этого можно провести е конкурс уголков для творчества. В процессе подготовки к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.
Можно проводить занятия с открытым концом. Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.
Слайд 11. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности), оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя подготовиться к обучению в школе в целом, и обеспечивая каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования
Слайд 12. Для обеспечения механизмов индивидуализации необходимо создавать в группе особую комфортную атмосферу. Самое главное - обеспечение эмоционального благополучия. Уважать каждого ребенка и общаться с каждым ребенком, чтобы понимать его чувства и потребности, их интересы и возможности. Устанавливать правила взаимодействия с детьми и четко придерживаться их, приучая детей, к позитивному общению друг с другом.
Хорошим проявлением индивидуализации в группе является утреннее обсуждение «Чем сегодня займемся в детском саду». Такое обсуждение традиционно и настраивает детей на день. Дети с интересом слушают предложения товарищей и сами становятся инициаторами.
Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Иногда дети открыто выражают и свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.
Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Слайд 13 Предметно- пространственная развивающая среда должна удовлетворять интересы детей таким образом, чтобы им было интересно играть, творить, выдумывать, в конечном итоге- развиваться!
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды можно использовать оформление стендов, уголков:
Например:
«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). В нашей группе есть шкафчик именинника.
«Книга рекордов». Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в «Книгу рекордов».
Слайд 14. Используем приемы оказания не директивной помощи и поддержки детей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя, если подбадривают – он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности.
К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания и применения техники «Я-сообщений», принятие негативных проявлений y воспитанника и т. д.
Гендерное взаимодействие детей может тоже использоваться, как механизм индивидуализации воспитательно- образовательной работы детей в ДОУ.
Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, педагоги могут в ходе самообразования.
Слайд 15. Взаимодействуем с родителями
Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:
часто используют приказной тон,
остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;
не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.
Чтобы решить эту проблему можно использовать эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы, конкурсы семейного творчества. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.
Использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения, а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок) и определение путей преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);
Слайд 16. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка. Чем больше педагог планирует индивидуальной работы с детьми, тем эффективнее его работа. Индивидуализация образовательного процесса позволяют распространяться на каждого ребенка.
Механизмы реализации индивидуализации способствуют развитию в ребенке всех его скрытых качеств, укрепление положительных и устранения недостатков.
От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма, готовность отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается ребенком.
Наконец, индивидуализация обучения может быть просто необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
Слайд 17. «Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Оно приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью».
Д.С. Лихачёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете ДОУ "Реализация здоровьесберегающих проектов с использованием АМО технологий"
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, на...
Сценарий и протокол педагогического совета "Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс"
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольника, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Использование проек...
«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы» консультация для педагогов
Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром освоения культурных ценностей....
Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ...
Выступление на педагогическом совете тема : Реализация мероприятий Года Семьи
Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества...
Благодарственное письмо от АНО " Научно- образовательного центра педагогических проектов" за участи в конкурсе " Воспитательно- образовательные проекты в дошкольных учреждениях"
Благодарственное письмо от АНО " Научно- образовательного центра педагогических проектов" за участи в конкурсе " Воспитательно- образовательные проекты в дошкольных учреждениях&qu...
- Мне нравится (1)