Театральная студия " Искорки"
рабочая программа

Матвеева - Ширлинг Юлия Александровна

Плвг-программв работы театральной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_programma_raboty_teatralnoy_studii_iskorki.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

         


Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленького человека целым комплексом средств: художественное слово, художественно-декоративное оформление, музыка. Умело спланированная работа по театрализованной деятельности играет большую роль в целостном воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; в проявлении творчества; развитии всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

 Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрально-игровой деятельности в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.

Работа театральной студии «Искорки» опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы», а именно на характерную потребность старших дошкольников в самоутверждении, где руководитель студии обеспечивает условия для детской самостоятельности, инициативы и творчества. Побуждает детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

    При планировании работы Театральной студии «Искорки» учитываются основные задачи кружковой деятельности:

  1. Умение детей брать на себя роль, используя различные средства выразительности для передачи образа (интонация, жесты, мимика, походка, выразительные движения);
  2. Научить детей организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
  3. Определять и осуществлять основные подготовительные действия (подбирать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформлять место действия);
  4. Формировать умение приглашать зрителей и показывать им спектакль;
  5. Обучать воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях;
  6. Формировать умение быстро овладевать собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
  7. Импровизировать, проявлять творчество.

Работа театральной студии «Искорки» предназначена для детей старшей и подготовительной группы и рассчитана на 1 год обучения.  К работе с детьми по театрализованной деятельности воспитатель приступает с октября месяца, т.е. после того, как большинство детей вернется после летнего отдыха. Занятия в театральной студии планируются один раз в неделю, продолжительностью не более получаса (30 мин.). Время для проведения занятий театральной студии – пятница, первая половина дня..

При организации работы театральной студии мы опирались на следующие принципы:

      - специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

      - комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;

      - импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;

       - интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Содержание работы с детьми.

Условно можно выделить три этапа работы театральной студии «Искорки»:

Первый этап. Восприятие художественного литературного произведения (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения. В совместной деятельности проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.

 Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют различные формы и методы работы: подвижные игры с текстами, дыхательные гимнастики, этюды, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

      Третий этап. Проявление творчества ребенка в игровой и театрализованной деятельности, в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер», на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей.

Учебно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Формы работы

Количество часов

(в месяц)

Октябрь

«В гостях у домовенка Кузи»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Ноябрь

«Сказка ложь, да в ней намек»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Декабрь

«Встреча с Гномом»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Январь

«К нам приехал Балаган»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Февраль

«Знакомимся с творчеством С.Я.Маршака»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Март

«Весна стучится в окна»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Апрель

«Уроки воспитания»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

Май

«Мы творим»

Основы театральной культуры.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Подготовка спектакля.

1

1

1

1

ИТОГО:

4

ВСЕГО в год

32

План-программа работы театральной студии «Искорки»

п/п

Неделя

Тема

занятия

Основы театральной культуры

Ритмопластика

Культура и техника речи

Подготовка спектакля

1

Октябрь

Цель: знакомство с различными видами театров, театральными терминами.

Методы и приемы: беседа, показ иллюстраций, художественное слово, чтение сказки.

Оборудование: различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо), произведение В.Сутеева «Под грибом», костюмы, декорации к постановке.

Предполагаемый результат: дети различают и называют различные виды театра, владеют театральными терминами.

1.1

1 неделя

«В гостях у домовенка Кузи»

.

Театральный словарь:

Театр, актер

Игры:

«Капризуля»

Артикуляционное упражнение:

«Сказка о веселом язычке»

Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом»

1.2

2 неделя

Виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо

«Как у бабушки Натиши»

Скороговорки: «испорченный телефон»

Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом»

1.3

3 неделя

Театральный словарь: аншлаг, бутафория,

«Тяжелая ваза»

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом»

1.4

4 неделя

Театральный словарь: декорация

«Увядший цветок»

Этюды: «Знакомство», «Встреча»

Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом»

2

Ноябрь

Цель: Знакомство с р.н.фольклором, обыгрывание сюжетов знакомых сказок (Теремок, Маша и Медведь, Колобок), с помощью умения договориться и распределить роли.

Методы и приемы:  показ, выразительное исполнение, беседа – диалог, разучивание.

Оборудование: грим, дирижерская палочка, иллюстрации, текст сказок «Про маленького котенка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь».

Предполагаемый результат: Дети взаимодействуют друг с другом, распределяя роли, с удовольствием играют в знакомые сказки, знают и называют театральные термины.

2.1

1 неделя

«Сказка ложь, да в ней намек»

Театральный словарь: бенефис, грим

Игры:

Пальчиковые

«Фонарики»

Артикуляционные:

«Колобок»

Развитие памяти: Проверь себя»

 Работа над сказкой: «Маша и медведь»

2.2

2 неделя

Театральный словарь: Театр, актер

Пальчиковые

«Мост»

Артикуляционные:

«Теремок»

Работа над сказкой: «Маша и медведь»

2.3

3 неделя

аншлаг, бутафория,

«Муравьи»

«Угадай, что я делаю?»

Дыхательные: Теплый – холодный воздух»

Работа над сказкой: «Про маленького котенка»

2.4

4 неделя

Театральный словарь: декорация

зритель

«Кактус и ива»

На внимание: «Давай потанцуем»

Работа над сказкой: «Про маленького котенка»

3

Декабрь

Цель: Формирование интонационной выразительности речи и пластики движений при участии в развлечениях (Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза).

Методы и приемы: активизация словаря, показ, слушание муз.произведения, беседа, разучивание ролей.

Оборудование: новогодние украшения, елка, театральные костюмы, грим, декорации, CD – диски с записями муз.произведений, запись шумовых эффектов.

Предполагаемый результат: участвуя в постановках, дети исполняют роль выразительно, слышат музыкальное сопровождение, владеют сценической речью, артистичны.

3.1

1 неделя

«Встреча с Гномом»

Театральный словарь:

Этюд, оркестр, дирижер, акт, пьеса,  

На развитие пластики:

«Мяч»

Пантомима:

«Обед»

Этюды: «Белка»

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза»

3.2

2 неделя

Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера.

На развитие пластики: «Два притопа»

Пантомима:

«Разговор по телефону»

«Где мы были»

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза»

3.3

3 неделя

Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог

На развитие пластики: «У оленя»

Пантомима:

«Наряжаем елку»

Слушание муз.произведений: «Картинки с выставки. Гном» М.П.Мусоргский Придумывание и обыгрывание историй про Гномов

Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза»

3.4

4 неделя

Театральный словарь: Премьера, репертуар, антракт, монолог

Пантомима: «Варим кашу»

На развитие мимики:

«Подарок», «Лимон»

«Мы – гномы» З.Роот

Придумывание и обыгрывание историй про Гномов

Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза»

4

Январь

Цель: Обобщение знаний детей о русском фольклоре, знаний персонажей балаганного театра через подготовку и участие в фольклорном празднике.

Методы и приемы: показ, обсуждение, беседа, просмотр DVD дисков с народными обрядовыми праздниками.

Оборудование:  элементы народных костюмов, DVD диски, литература: загадки, частушки, дразнилки, бумага, свечи, блюдце.

Предполагаемый результат: дети называют персонажей балаганного театра, обыгрывают частушки и калядки, знают особенности фольклорного праздника, самостоятельно распределяют роли и костюмы между собой.

4.1

1 неделя

«К нам приехал Балаган»

Театральный словарь: 

осветитель, гример, костюмер, сценарист.

Игры: «Где звенит колокольчик».

Пантомима: «Разговор по телефону»

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания»

4.2

2 неделя

Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.

Игры: «Веселый бубен»

Пантомима: «Варим кашу»

Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок.

Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания»

4.3

3 неделя

Особенности балаганного театра, его персонажи (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака т.д.)

Игры: «Догонялки»

Разучивание и обыгрывание загадок, калядок

Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания»

4.4

4 неделя

Особенности балаганного театра, его персонажи (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака т.д.)

Игры: «Маленький мальчик»

Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, калядок.

Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания»

5

Февраль

Цель: Закрепление умений детей вживаться в образ, сопровождая действия репликами персонажей.

Методы и приемы: Чтение сказки, беседа, словарная работа, показ, оценка и анализ выбранных ролей.

Оборудование: декорации, пригласительные билеты, текст сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», костюмы персонажей, набор шумовых инструментов для игр.

Предполагаемый результат: дети непринужденно, выразительно, артистично исполняют роли, умеют без конфликтов распределить роли, взаимодействуют друг с другом в момент изготовления пригласительных билетов.

5.1

1 неделя

«Знакомимся с творчеством С.Я.Маршака»

Устройство зрительного зала и сцены.

Развитие мимики и пластики движений:

«У зеркала»

Развитие слухового внимания: «Кто позвал?»

Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

5.2

2 неделя

Устройство зрительного зала и сцены.

Игра: «Что можно взять с собой в театр?»

Развитие мимики и пластики движений: «Изобрази настроение», «Встреча»

Развитие слухового внимания: «Чего не стало?»

Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

5.3

3 неделя

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю «Сказка о глупом мышонке»

На развитие пластики:

«Мяч»

Пантомима:

«Обед»

Развитие фонематического слуха: «Слова- перевертыши»

Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

5.4

4 неделя

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю «Сказка о глупом мышонке»

Пальчиковые

«Мост», «Деревья»

Развитие дикции: «Песенки на лесенках»

Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

6

Март

Цель: Совершенствование полученных знаний через применение их в постановках.

Методы и приемы: активизация словаря, беседа-диалог, показ, художественное слово.

Оборудование: элементы костюмов фольклорного праздника, декорации, CD – диски с народной музыкой.

Предполагаемый результат: дети владеют театральной терминологией, творчески подходят к подготовке фольклорного праздника: изготавливают костюмы, распределяют роли, выразительно передают замысел праздника.

6.1

1 неделя

«Весна стучится в окна»

Театральный словарь:  театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Пантомима: «Музыкант», «Скрипач»

«Чистоговорки»

Подготовка фольклорного праздника «Посиделки»

6.2

2 неделя

Театральный словарь: бенефис, грим, зритель

Игра: «Шаловливые сосульки»

Обыгрывание стихотворений и песен

Подготовка фольклорного праздника «Посиделки»

6.3

3 неделя

Устройство зрительного зала и сцены.

Игра: «Что можно взять с собой в театр?»

Обыгрывание стихотворений и песен

Подготовка фольклорного праздника «Посиделки»

6.4

4 неделя

Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.

Пантомима: «Телефонный разговор», «Дирижер»

Развитие дикции: «Песенки на лесенках»

Подготовка

фольклорного праздника «Посиделки»

7

Апрель

Цель: Обобщать знания детей об актерском мастерстве, через умение импровизировать.

Методы и приемы: показ, объяснение, разучивание, активизация словаря.

Оборудование: текст произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», мяч для игр в вежливые слова, пригласительные билеты.

Предполагаемый результат: дети без конфликтов распределяют роли отрицательных персонажей, на сцене стараются импровизировать, роли исполняют выразительно, артистично, передавая характер персонажей.

7.1

1 неделя

«Уроки воспитания»

Театральный словарь:

Этюд, оркестр, дирижер, акт, пьеса,  

Игры: «Кошка»

«Кто я, отгадай»

Дыхательные игры: «Выдох через угол рта»

Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

7.2

2 неделя

Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера.

Игры: «Струна», «Кто я, отгадай»

Дыхательные игры: «Ныряльщики»

Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

7.3

3 неделя

Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог

Работа с этюдами:

«Гнев», «Знакомство»

Игры: «Хорошо-плохо», «Вежливые слова»,».

Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

7.4

4 неделя

Театральный словарь: Премьера, репертуар, антракт, монолог

Работа с этюдами:

«Гнев», «Знакомство»

Игры: «Быть таким – хорошо», «Быть таким – плохо».

Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

8

Май

Цель: Закрепление навыка взаимодействие с партнером, через использование в постановке мимики, жестов, пластики движений.

Методы и приемы: беседа-диалог, показ иллюстраций, просмотр мультфильма, обсуждение характерных особенностей персонажей.

Оборудование: текст сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?», костюмы персонажей, оформление сцены, пригласительные билеты.

Предполагаемый результат: дети свободно, на сцене взаимодействуют с партнером по постановке, мимика и жесты выразительны.

8.1

1 неделя

«Мы творим»

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю

Игра: «Золотые ворота»

Дыхательные игры: «Петушки»

Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»

8.2

2 неделя

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю

Игра: «Рубим дрова», «Пряха».

Артикуляционные игры: «Прятки», Улыбка», «Трубочка».

Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»

8.3

3 неделя

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю

Игра: «Кузнецы», «Лошадка»

Этюды: «Пошла маша на базар»

Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»

8.4

4 неделя

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю

Игра: «Во кузнице»

Этюды: «Как у нашего-то Вани»

Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми театральной студии

Занятие  совместной  деятельности  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  театральной  студии.В  процессе  занятия  у  детей:Разви...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы

Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры  на развитие эмоций, ...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Студия « Талан – ты » презентация по театральной деятельности Немножко из опыта работы в театральной студии "У Лукоморья"

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стр...

Презентация театрального кружка "Искорки"

Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрально-игровой деятельности в нравственном развитии дете...

План-программа театрального кружка "Искорки"

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленького человека целым комплексом средств: художественное слово, художественно-декоративное оформление, музыка. Умело спланированная работа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Театральная гостиная»

Занимаясь по программе, обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как актер, режиссер-постановщик, автор сценария, декоратор, костюмер. Обучающиеся не только получают представление о результатах тр...