Театральная студия " Искорки"
рабочая программа
Плвг-программв работы театральной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_programma_raboty_teatralnoy_studii_iskorki.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленького человека целым комплексом средств: художественное слово, художественно-декоративное оформление, музыка. Умело спланированная работа по театрализованной деятельности играет большую роль в целостном воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; в проявлении творчества; развитии всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрально-игровой деятельности в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.
Работа театральной студии «Искорки» опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы», а именно на характерную потребность старших дошкольников в самоутверждении, где руководитель студии обеспечивает условия для детской самостоятельности, инициативы и творчества. Побуждает детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
При планировании работы Театральной студии «Искорки» учитываются основные задачи кружковой деятельности:
- Умение детей брать на себя роль, используя различные средства выразительности для передачи образа (интонация, жесты, мимика, походка, выразительные движения);
- Научить детей организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
- Определять и осуществлять основные подготовительные действия (подбирать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформлять место действия);
- Формировать умение приглашать зрителей и показывать им спектакль;
- Обучать воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях;
- Формировать умение быстро овладевать собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
- Импровизировать, проявлять творчество.
Работа театральной студии «Искорки» предназначена для детей старшей и подготовительной группы и рассчитана на 1 год обучения. К работе с детьми по театрализованной деятельности воспитатель приступает с октября месяца, т.е. после того, как большинство детей вернется после летнего отдыха. Занятия в театральной студии планируются один раз в неделю, продолжительностью не более получаса (30 мин.). Время для проведения занятий театральной студии – пятница, первая половина дня..
При организации работы театральной студии мы опирались на следующие принципы:
- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;
- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Содержание работы с детьми.
Условно можно выделить три этапа работы театральной студии «Искорки»:
Первый этап. Восприятие художественного литературного произведения (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения. В совместной деятельности проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.
Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют различные формы и методы работы: подвижные игры с текстами, дыхательные гимнастики, этюды, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап. Проявление творчества ребенка в игровой и театрализованной деятельности, в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер», на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей.
Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия | Формы работы | Количество часов (в месяц) |
Октябрь | «В гостях у домовенка Кузи» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Ноябрь | «Сказка ложь, да в ней намек» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Декабрь | «Встреча с Гномом» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Январь | «К нам приехал Балаган» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Февраль | «Знакомимся с творчеством С.Я.Маршака» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Март | «Весна стучится в окна» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Апрель | «Уроки воспитания» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
Май | «Мы творим» | Основы театральной культуры. Ритмопластика. Культура и техника речи. Подготовка спектакля. | 1 1 1 1 |
ИТОГО: | 4 | ||
ВСЕГО в год | 32 |
План-программа работы театральной студии «Искорки»
№ п/п | Неделя | Тема занятия | Основы театральной культуры | Ритмопластика | Культура и техника речи | Подготовка спектакля | |
1 | Октябрь Цель: знакомство с различными видами театров, театральными терминами. Методы и приемы: беседа, показ иллюстраций, художественное слово, чтение сказки. Оборудование: различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо), произведение В.Сутеева «Под грибом», костюмы, декорации к постановке. Предполагаемый результат: дети различают и называют различные виды театра, владеют театральными терминами. | ||||||
1.1 | 1 неделя | «В гостях у домовенка Кузи» . | Театральный словарь: Театр, актер | Игры: «Капризуля» | Артикуляционное упражнение: «Сказка о веселом язычке» | Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом» | |
1.2 | 2 неделя | Виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо | «Как у бабушки Натиши» | Скороговорки: «испорченный телефон» | Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом» | ||
1.3 | 3 неделя | Театральный словарь: аншлаг, бутафория, | «Тяжелая ваза» | Дыхательное упражнение: «Задуй свечу» | Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом» | ||
1.4 | 4 неделя | Театральный словарь: декорация | «Увядший цветок» | Этюды: «Знакомство», «Встреча» | Работа над сказкой В.Сутеева «Под грибом» | ||
2 | Ноябрь Цель: Знакомство с р.н.фольклором, обыгрывание сюжетов знакомых сказок (Теремок, Маша и Медведь, Колобок), с помощью умения договориться и распределить роли. Методы и приемы: показ, выразительное исполнение, беседа – диалог, разучивание. Оборудование: грим, дирижерская палочка, иллюстрации, текст сказок «Про маленького котенка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Предполагаемый результат: Дети взаимодействуют друг с другом, распределяя роли, с удовольствием играют в знакомые сказки, знают и называют театральные термины. | ||||||
2.1 | 1 неделя | «Сказка ложь, да в ней намек» | Театральный словарь: бенефис, грим | Игры: Пальчиковые «Фонарики» | Артикуляционные: «Колобок» Развитие памяти: Проверь себя» | Работа над сказкой: «Маша и медведь» | |
2.2 | 2 неделя | Театральный словарь: Театр, актер | Пальчиковые «Мост» | Артикуляционные: «Теремок» | Работа над сказкой: «Маша и медведь» | ||
2.3 | 3 неделя | аншлаг, бутафория, | «Муравьи» «Угадай, что я делаю?» | Дыхательные: Теплый – холодный воздух» | Работа над сказкой: «Про маленького котенка» | ||
2.4 | 4 неделя | Театральный словарь: декорация зритель | «Кактус и ива» | На внимание: «Давай потанцуем» | Работа над сказкой: «Про маленького котенка» | ||
3 | Декабрь Цель: Формирование интонационной выразительности речи и пластики движений при участии в развлечениях (Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза). Методы и приемы: активизация словаря, показ, слушание муз.произведения, беседа, разучивание ролей. Оборудование: новогодние украшения, елка, театральные костюмы, грим, декорации, CD – диски с записями муз.произведений, запись шумовых эффектов. Предполагаемый результат: участвуя в постановках, дети исполняют роль выразительно, слышат музыкальное сопровождение, владеют сценической речью, артистичны. | ||||||
3.1 | 1 неделя | «Встреча с Гномом» | Театральный словарь: Этюд, оркестр, дирижер, акт, пьеса, | На развитие пластики: «Мяч» Пантомима: «Обед» | Этюды: «Белка» Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза» | |
3.2 | 2 неделя | Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера. | На развитие пластики: «Два притопа» Пантомима: «Разговор по телефону» | «Где мы были» Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза» | ||
3.3 | 3 неделя | Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог | На развитие пластики: «У оленя» Пантомима: «Наряжаем елку» | Слушание муз.произведений: «Картинки с выставки. Гном» М.П.Мусоргский Придумывание и обыгрывание историй про Гномов | Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза» | ||
3.4 | 4 неделя | Театральный словарь: Премьера, репертуар, антракт, монолог | Пантомима: «Варим кашу» На развитие мимики: «Подарок», «Лимон» | «Мы – гномы» З.Роот Придумывание и обыгрывание историй про Гномов | Разучивание ролей для сказки «Разбойники в новогоднем лесу, Новогодние приключения Деда Мороза» | ||
4 | Январь Цель: Обобщение знаний детей о русском фольклоре, знаний персонажей балаганного театра через подготовку и участие в фольклорном празднике. Методы и приемы: показ, обсуждение, беседа, просмотр DVD дисков с народными обрядовыми праздниками. Оборудование: элементы народных костюмов, DVD диски, литература: загадки, частушки, дразнилки, бумага, свечи, блюдце. Предполагаемый результат: дети называют персонажей балаганного театра, обыгрывают частушки и калядки, знают особенности фольклорного праздника, самостоятельно распределяют роли и костюмы между собой. | ||||||
4.1 | 1 неделя | «К нам приехал Балаган» | Театральный словарь: осветитель, гример, костюмер, сценарист. | Игры: «Где звенит колокольчик». Пантомима: «Разговор по телефону» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания» | |
4.2 | 2 неделя | Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. | Игры: «Веселый бубен» Пантомима: «Варим кашу» | Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок. | Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания» | ||
4.3 | 3 неделя | Особенности балаганного театра, его персонажи (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака т.д.) | Игры: «Догонялки» | Разучивание и обыгрывание загадок, калядок | Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания» | ||
4.4 | 4 неделя | Особенности балаганного театра, его персонажи (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака т.д.) | Игры: «Маленький мальчик» | Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, калядок. | Подготовка фольклорного праздника «Крещенские гадания» | ||
5 | Февраль Цель: Закрепление умений детей вживаться в образ, сопровождая действия репликами персонажей. Методы и приемы: Чтение сказки, беседа, словарная работа, показ, оценка и анализ выбранных ролей. Оборудование: декорации, пригласительные билеты, текст сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», костюмы персонажей, набор шумовых инструментов для игр. Предполагаемый результат: дети непринужденно, выразительно, артистично исполняют роли, умеют без конфликтов распределить роли, взаимодействуют друг с другом в момент изготовления пригласительных билетов. | ||||||
5.1 | 1 неделя | «Знакомимся с творчеством С.Я.Маршака» | Устройство зрительного зала и сцены. | Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала» | Развитие слухового внимания: «Кто позвал?» | Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» | |
5.2 | 2 неделя | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Развитие мимики и пластики движений: «Изобрази настроение», «Встреча» | Развитие слухового внимания: «Чего не стало?» | Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» | ||
5.3 | 3 неделя | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю «Сказка о глупом мышонке» | На развитие пластики: «Мяч» Пантомима: «Обед» | Развитие фонематического слуха: «Слова- перевертыши» | Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» | ||
5.4 | 4 неделя | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю «Сказка о глупом мышонке» | Пальчиковые «Мост», «Деревья» | Развитие дикции: «Песенки на лесенках» | Разучивание ролей к сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» | ||
6 | Март Цель: Совершенствование полученных знаний через применение их в постановках. Методы и приемы: активизация словаря, беседа-диалог, показ, художественное слово. Оборудование: элементы костюмов фольклорного праздника, декорации, CD – диски с народной музыкой. Предполагаемый результат: дети владеют театральной терминологией, творчески подходят к подготовке фольклорного праздника: изготавливают костюмы, распределяют роли, выразительно передают замысел праздника. | ||||||
6.1 | 1 неделя | «Весна стучится в окна» | Театральный словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Пантомима: «Музыкант», «Скрипач» | «Чистоговорки» | Подготовка фольклорного праздника «Посиделки» | |
6.2 | 2 неделя | Театральный словарь: бенефис, грим, зритель | Игра: «Шаловливые сосульки» | Обыгрывание стихотворений и песен | Подготовка фольклорного праздника «Посиделки» | ||
6.3 | 3 неделя | Устройство зрительного зала и сцены. | Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Обыгрывание стихотворений и песен | Подготовка фольклорного праздника «Посиделки» | ||
6.4 | 4 неделя | Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. | Пантомима: «Телефонный разговор», «Дирижер» | Развитие дикции: «Песенки на лесенках» | Подготовка фольклорного праздника «Посиделки» | ||
7 | Апрель Цель: Обобщать знания детей об актерском мастерстве, через умение импровизировать. Методы и приемы: показ, объяснение, разучивание, активизация словаря. Оборудование: текст произведения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», мяч для игр в вежливые слова, пригласительные билеты. Предполагаемый результат: дети без конфликтов распределяют роли отрицательных персонажей, на сцене стараются импровизировать, роли исполняют выразительно, артистично, передавая характер персонажей. | ||||||
7.1 | 1 неделя | «Уроки воспитания» | Театральный словарь: Этюд, оркестр, дирижер, акт, пьеса, | Игры: «Кошка» «Кто я, отгадай» | Дыхательные игры: «Выдох через угол рта» | Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
7.2 | 2 неделя | Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера. | Игры: «Струна», «Кто я, отгадай» | Дыхательные игры: «Ныряльщики» | Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» | ||
7.3 | 3 неделя | Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог | Работа с этюдами: «Гнев», «Знакомство» | Игры: «Хорошо-плохо», «Вежливые слова»,». | Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» | ||
7.4 | 4 неделя | Театральный словарь: Премьера, репертуар, антракт, монолог | Работа с этюдами: «Гнев», «Знакомство» | Игры: «Быть таким – хорошо», «Быть таким – плохо». | Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» | ||
8 | Май Цель: Закрепление навыка взаимодействие с партнером, через использование в постановке мимики, жестов, пластики движений. Методы и приемы: беседа-диалог, показ иллюстраций, просмотр мультфильма, обсуждение характерных особенностей персонажей. Оборудование: текст сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?», костюмы персонажей, оформление сцены, пригласительные билеты. Предполагаемый результат: дети свободно, на сцене взаимодействуют с партнером по постановке, мимика и жесты выразительны. | ||||||
8.1 | 1 неделя | «Мы творим» | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Игра: «Золотые ворота» | Дыхательные игры: «Петушки» | Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?» | |
8.2 | 2 неделя | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Игра: «Рубим дрова», «Пряха». | Артикуляционные игры: «Прятки», Улыбка», «Трубочка». | Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?» | ||
8.3 | 3 неделя | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Игра: «Кузнецы», «Лошадка» | Этюды: «Пошла маша на базар» | Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?» | ||
8.4 | 4 неделя | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Игра: «Во кузнице» | Этюды: «Как у нашего-то Вани» | Подготовка к постановке сказки В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми театральной студии
Занятие совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста театральной студии.В процессе занятия у детей:Разви...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы
Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры на развитие эмоций, ...
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста
Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...
Студия « Талан – ты » презентация по театральной деятельности Немножко из опыта работы в театральной студии "У Лукоморья"
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стр...
Презентация театрального кружка "Искорки"
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрально-игровой деятельности в нравственном развитии дете...
План-программа театрального кружка "Искорки"
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленького человека целым комплексом средств: художественное слово, художественно-декоративное оформление, музыка. Умело спланированная работа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Театральная гостиная»
Занимаясь по программе, обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как актер, режиссер-постановщик, автор сценария, декоратор, костюмер. Обучающиеся не только получают представление о результатах тр...