Статья: «Использование малых форм устного народного творчества (фольклора) в работе с детьми раннего возраста в режимных моментах».
статья (младшая группа)

Гумышкина Людмила Викторовна

использование малых форм устного народного творчества (фольклора) в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

           

              

Статья: «Использование малых форм устного народного творчества (фольклора) в работе с детьми раннего возраста в режимных моментах».

Как велик и необъятен мир для  маленького человечка, совсем недавно в него пришедшего! Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов…

В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!  Роль взрослого – предоставление информации ребенку из разных областей культуры. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

В переводе с английского слово фольклор буквально обозначает – народная мудрость. Это мудрость передается от поколения к поколению веками. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, песенок, закличек, приговорок. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить развеселить, поговорить. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его при воспитании детей раннего возраста.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси. Многие фольклорные произведения помогают дать ребенку обширную сумму знаний, обеспечивают их прочное запоминание, приводят к пониманию, что все предметы и явления окружающего мира взаимосвязаны и взаимозависимы.  

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит  предпосылки высоких человеческих начал.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, потешку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок получает первые представления о культуре русского народа. Так что можно с уверенностью сказать любовь к Родине зарождается в раннем детстве.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Давайте рассмотрим данный жанр. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

 Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая.

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы:  солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Использование малых форм фольклора возможно в повседневной жизни детского сада в режимных моментах: умывание, кормление, одевание, укладывание спать. В игровой деятельности, по ситуации, на прогулке, во время непосредственно образовательной деятельности.

Умывание – многие детки не любят водичку, процесс умывания можно сделать интересным, забавным. Водичка, водичка, Умой мое личико … Щечки мыли? ДА! Глазки мыли? ДА! Ручки мыли? ДА! И теперь мы чистые – Зайчики пушистые!

Кормление - очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным, детки с большим аппетитом кушают.

Умница Сашенька, Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую,

Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке,

Варись поскорее, Булькай веселее.

Варись, кашка, сладка, Из густого молока,

Из густого молока, Да из манной крупки.

У того, кто кашку съест, Вырастут все зубки!

Расчесывание – трудно ребятам подружится с расческой, процесс болезненный. С потешкой он станет интересней, занимательней.

Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся.

Колыбельные для укладывания спать - в дошкольном учреждении мы можем использовать, при укладывании детей спать, в играх «Уложи свою подружку» и т.д., где детки сами могут спеть колыбельную своей игрушке. Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился чаю, Кашку съел и наигрался,

Нашалился, наболтался, Так теперь уж засыпай,

Баю-баю-баю-бай.

При одевании – очень сложно научить ребенка самостоятельно одеваться, весей идет дело с потешкой.

Вот они, сапожки: Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет,

Наденем калошики; Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки. Вот так хорошо!

Потешки для пробуждения детей ото сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки,

На деточку порастушечки.

Вот проснулся петушок, встала курочка.

Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках.

Наши уточки с утра - Кря - кря - кря! Кря - кря - кря!

Наши гуси у пруда - Га - га - га! Га - га - га!

А индюк среди двора - Бал - бал - бал! Балды - балда!

Наши гуленьки вверху - Грру - грру - у - грру - у - грру - у!  

Наши курочки в окно - Кко - кко - кко - ко - ко - ко!

А как Петя - петушок нам споет ку - ка - ре - ку!

Тень-тень-потетень, Села кошка на плетень.

Налетели воробьи. Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи! Берегитесь кошки!

При знакомстве детей с малыми формами фольклора рекомендуется использовать различные персонажи. Например куклу бабушку «Забаву», которая нас может сопровождать в течение всего дня. Для педагога необходимо знать и умело вносить устное народное творчество в свою работу. Уметь вовлекать в это детей. Воспитание ребенка требует любви, внимания, уважения к детям, создания условий для самовыражения каждого. А это во многом зависит от творчества педагога.

Литература:

1. И.А. Бойчук. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013.

2. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.

3. Песенный фольклор В. Мойтохонова // Дошкольное воспитание. – № 11. – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

Интегрированное занятие с использованием малых форм устного народного творчества для младшей группы "Клоун Горошек"

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяют быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою рабо...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчества с детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет) Тема: Потешка "Огуречик, огуречик" (с использованием здоровьесберегающей технологии)

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчествас детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет)с использованием здоровьесберегающей технологии...