Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему
В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. устное - народное - творчество - из уст в уста автор - народ создано в результате труда
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция. Бедность речи. ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
развитию просодической стороны речи (дыхание, ритм, характерный тембр, варьировать интонации); автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи родного языка; развитию фонематического слуха; развитию связной речи ( монологической и диалогической); УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СПОСОБСТВУЕТ:
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ И ПЕСНИ Дрёма пришла, По-под зыбочке брела, К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка, Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди. Ручки белые прижми, Глазки милые сожми. Ой люли, люли, люли, Прилетели журавли. Как они летели – Все на них глядели. Журавли курлыкали, Киски все мурлыкали. Баю, бай-баиньки , Прилетели галоньки . Прилетели галоньки , Сели у качалоньки . Стали галки ворковать И качалоньку качать. И качалоньку качать, Стал малютка засыпать.
Чтобы успокоить плачущего ребёнка, говорят: Сынок, не плачь, Испеку калач! Сынок, не вой – Испеку другой! Сынок, не реви- Испеку все три! ПЕСТУШКИ (Купая ребёнка, приговаривают): Шла баба из-заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему помаленьку, А Ванюшке весь кузовок! Когда ребенок делает первые шаги приговаривают: Катя, Катя маленькая, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой.
Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости - на двор, Кашку - на стол. Тому дала в плошке, Этому - в поварёшке, Этому - в ложке, Этому - поскрёбышки . ПОТЕШКИ — Кисонька-мурысонька , Ты где была? — На мельнице. — Кисонька мурысонька , Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысонька , Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысонька , С кем прянички ела? — Одна. — Не ешь одна! Не ешь одна!
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЛКА Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... (Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого) Кому в зобок , кому в платок, Кому в лапочку. Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец) Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец) Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец) Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец) Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец) А зовут его …….. ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! Моя семья
ПРИБАУТКИ Из-за леса, из-за гор Едет дядюшка Егор. Сам на лошадке В красной шапке, Жена на баране, В красном сарафане. Дети на телятах, Слуги на утятах. Шёл Егор через бор, Видит: Вырос мухомор. - Хоть красив, а не беру,- Вслух сказал Егор в бору. - Верно ты сказал, Егор! -Так ему ответил бор. Пошел котик на торжок , Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Кате снесть ? Я и сам укушу Да и Кате принесу.
По дубочку постучишь, Прилетает синий чиж. У чижа, у чиженьки , Хохолочек рыженький, А на лапке маленькой Сапожочек аленький. Чиж под солнышком летал И головкой кивал. НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ На пригорке у реки Щи варили петухи И кисель варили - Елки ели, пили Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала верхом В ситцевой карете. А за нею во всю прыть, Прыгая шагами, волк старался переплыть Миску с пирогами. Заяц на небо взглянул: Там землетрясенье, и из тучи на него капало варенье. Ваня-Ваня, простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород.
СКОРОГОВОРКИ Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух. Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Сидели, свистели Семь свиристелей.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Хочется есть, да не хочется лезть Поскорее подрастай да к работе поспевай Хочешь есть калачи — не сиди на печи Чтобы рыбку съесть — надо в воду влезть
СЧИТАЛКИ
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое , рама зеленая. (Озеро) ЗАГАДКИ В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц и звезды) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)
СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Сказка «Заюшкина избушка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Спасибо за внимание Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...
"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"
Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...
Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста
Представленный материал можно использовать для ознакомления детей со словом, звуком, для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста....
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"
Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста...